Методическая разработка «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Татьяна Шафкатовна Демшина

Современный  подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

      Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

    Что такое проектная деятельность, как создать проект, как и сколько над ним работать - об этом пойдёт речь в работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_marushchenko_t.sh_.docx158.97 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектная  деятельность  с  детьми  дошкольного возраста»

.

выполнила:

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад № 64

Приморского  района

г. Санкт - Петербург

Марущенко Татьяна Шафкатовна

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………3

2.Теоретические основы проектной  деятельности  в ДОУ..........................4

3. Метод  проектов  в  детском  саду………………………………………….5

3.1. Типы проектов………………………………………………………………5

3.2.  Критерии проектов…………………………………………………………6

3.3. План тематического проекта……………………………………………….6

3.4. Этапы проектной деятельности……………………………………………6

3.5. Уровни развития проектной деятельности………………………………..8

3.6. Механизм проектирования…………………………………………………9

3.6.1. Организация предметно –развивающей среды…………………………9

3.6.2. Роль воспитателя …………………………………………………………9

3.6.3. Формы деятельности……………………………………………………..9

3.6.4. Последовательность работы над проектом……………………………..10

3.6.5. Контроль…………………………………………………………………..10

3.6.6. Результаты работы………………………………………………………..10

4.  Проектная  деятельность в ГБДОУ детский сад №84 Приморского района города Санкт -Петербурга…………………………………….………...11

4.1. Младшая группа…………………………………………………………….11

4.1.1.  Основные новообразования возраста…………………………………...11

4.1.2. Ведущий вид деятельности………………………………………………11

4.1.3. Тематика краткосрочных и мини - проектов………………………...….11

4.1.4. Привлечение родителей к участию в проекте..…………………………12

4.2. Средняя  группа……………………………………………………………..12

4.2.1.  Основные новообразования возраста…………………………………...12

4.2.2. Ведущий вид деятельности………………………………………………13

4.2.3. Тематика проектов…………………………………..………………...….13

4.3. Старшая и подготовительная к школе группа……………………………13

4.3.1.  Основные новообразования возраста…………………………………...13

4.3.2. Ведущий вид деятельности………………………………………………13

4.3.3. Примерная тематика  проектов………………………...………………..13

5. Из опыта работы. Паспорт проекта «Моя семья» в старшей группе…...14

5.1.Портфолио проекта………………………………………………………….15

5.1.1 Образцы стихов о семье…………………………………………………..15

5.1.2. Материалы к беседе на родительском собрании……………………….17

5.1.3. Пальчиковая гимнастика…………………………………………………18

5.1.4. Пословицы о семье……………………………………………………….19

5.1.5. Цветик – семья – цветик …………………………………………………19

5.1.6. Сюжетно – ролевая игра «Семья» ………………………………………19

5.1.7. Физкультминутка…………………………………………………………20

5.1.8. Мероприятия………………………………………………………………20

5.2. Требования к работам …………………………………………………… ..21

5.3. Требования к личности ребёнка……………………………………………21

5.4. Требования к использованию проектной деятельности…………………22

5.5. Результаты работы над проектом………………………………………….22

5.6. Продолжение работы над проектом……………………………………….23

6. Заключение…………………………………………………………….……..23

Литература………………………………………………………………………25

                                                                                                                   Скажи мне, и я забуду.

                                                                                  Покажи мне, и я запомню.

                                                                                  Позволь мне сделать,

                                                                                  и это станет моим навсегда.

                                                                                        (Китайская  пословица)

1.          Введение

     С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость, мысли и слова,  взлёты  и  падения…

    Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, что  поможет  ему встать на ноги в обществе.  А так как  со временем менялось отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, изменились и цели, содержание и методы работы с детьми.

   В наше время человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.

    Современный  подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

    Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

      Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

    Что такое проектная деятельность, как создать проект, как и сколько над ним работать - об этом пойдёт речь в работе.

   В современной педагогике и выстроился подход к проектной деятельности, в направлении работают: Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С.Евдокимова, Н.А. Рыжова, Н.А. и др.

2.  Теоретические основы проектной  деятельности с детьми дошкольного возраста

   Проектная деятельность - это интеллектуальный труд,   это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнаёт лишь то, что сам попробует сделать», -  писал Песталоцци. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным  деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

     Подавление же детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и жизни, когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует).

   Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

   Проектная  деятельность  базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой-на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребёнка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).

   В чём же отличие традиционной продуктивной деятельности от метода проектов в детском саду?

   Во время НОД или в совместной деятельности по инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты. Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания. Другими словами, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности.

   В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

   Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей, инициативность;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать.

3.  Метод  проектов  в детском саду

3.1. Типы проектов

Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками:

 По доминирующему методу:

• творческие (оформление результата в виде детского праздника);

• информационные (дети собирают информацию и реализуют ее);

• игровые - ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по- своему поставленные проблемы);

• исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, плаката);

• ознакомительно – ориентировочные (статья, книга, видео);

• практико – ориентированные (проект зимнего сада в ДОУ, правила жизнедеятельности в группе).

Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.
По характеру содержания условно можно выделить четыре группы проблем:

"ребенок и его семья",

"ребенок и природа",

"ребенок и рукотворный мир",

"ребенок, общество и его культурные ценности".

По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По продолжительности:  долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

3.2. Критерии проекта:

  • актуальность, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка;
  • объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;
  • уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений;
  • аргументированность предлагаемых решений, подходов;
  • надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

3.3. План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение
2. Смежная НОД  и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
3. Необходимые материалы
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

   Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

3.4.  Этапы  проектной  деятельности

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – «Выбор темы»

Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов»:

Что знаю?

Чего хочу узнать?

Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, но и развитию речи, собственно речевого аппарата.

   Второй этап – «Реализация проекта»

   Реализация проектов происходит через различные виды  деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребенка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – «Презентация проекта»

    Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

   Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

   Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

   Таким образом, один и тот же проект может быть:

по методу - исследовательский (дети экспериментируют);

по характеру содержания - включающий ребёнка и природу;

по характеру участия ребёнка - ребёнок участник от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов: внутри одной возрастной группы;

по количеству участников – групповой;

по продолжительности – непродолжительный – 1 неделя.

Данные характеристики необходимо использовать при составлении плана проекта, и при проведении анализа.

3.5. Уровни развития проектной деятельности:

   Первый уровень - подражательно - исполнительский

(Младший и средний дошкольный возраст - 3,5 -5 лет)

У ребёнка отсутствует жизненный опыт, недостаточно развиты интеллектуально - творческие способности.

Активная роль принадлежит взрослому. Ребёнок - заказчик проекта. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, "заказываемую" детьми.

Интерес к содержанию проекта зависит от:

  • удовлетворения разнообразных интересов ребёнка;
  • реализации его потребностей в активной деятельности; самовыражении;
  • увлеченности совместной деятельностью.

Второй уровень - развивающий

(средний и старший дошкольный возраст, 5 - 6 лет)

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.

В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен:

  • Сдерживать свои импульсивные побуждения.
  • Терпеливо выслушивать педагога и сверстников.
  • Активнее организовывать совместную деятельность со сверстниками, у ребёнка развивается самоконтроль;
  • Он способен достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников.
  • Он принимает проблему, уточняют цель, способен выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов.

На втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Третий уровень - творческий

(Старший дошкольный возраст, 6 -7лет)

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. Роль взрослого - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её, определить перспективы развития опыта.

3.6. Механизм проектирования.

3.6.1. Организация предметно - развивающей среды:

  • документы на разных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира;
  • технические средства обучения: телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, DVD проигрыватели, компьютеры;
  • возможность выхода за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.

3.6.2. Роль воспитателя.

   Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

   Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

   Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

     Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

3.6.3. Формы деятельности

   Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

  • воспитатель - дети;
  • ребенок - ребенок;
  • дети - родители.

Возможны:

  • совместно-индивидуальная,
  •  совместно-взаимодействующая,
  • совместно-последовательная формы деятельности.

3.6.4.  Последовательность работы педагога над проектом

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

3.6.5. Контроль

Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы самими ребятами. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.

3.6.6. Результаты работы

     Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы.

Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть:

  • рисунок,
  • поделка,
  • аппликация,
  • альбом,
  • книга,
  • сочиненная сказка,
  • подготовленный концерт, спектакль,
  • урожай овощей.

Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

4. Проектная  деятельность в ГБДОУ детский сад №84 Приморского района города Санкт -Петербурга

4.1. Младшая  группа

4.1.1. Основные  новообразования  возраста:

  • опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • возникновение новых социальных мотивов - войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые;
  • образование системы «Я» и потребности действовать самому.

4.1.2. Ведущий вид деятельности: предметная и предметно – манипулятивная.

4.1.3. Тематика краткосрочных и мини – проектов (совместно с родителями):

  • Эти разные и полезные щётки (выставка щёток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
  • Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
  • Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой).
  • Хлеб – соль.
  • Зонты и зонтики.
  • Варежки, перчатки.
  • Как одеться по погоде (созданик коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
  • Такая разная обувь.
  • Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные…).
  • Я катаюсь на качелях.
  • Любимая еда в детском саду и дома.
  • Фрукты.
  • Овощи.
  • Аккуратно, мебель!

   В рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте предметное и предметно – манипулятивная деятельность детей даёт возможность познания ребёнком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета.

4.1.4. Привлечение родителей к проектной деятельности в детском саду.  

   Конечно, следует говорить о детско – родительском коллекционировании. Это позволяет ребёнку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создаёт доброжелательную  атмосферу в группе детского сада и в семье, так как совместная деятельность сближает родителей с ребёнком.

   Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие    возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный,  непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.

Взаимодействуя с родителями, педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей.

Вовлечение родителей в процесс проектирования имеет очень большую ценность:

  • становясь активными участниками  процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
  • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
  • возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.

   У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

   Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?

  • участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
  • расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
  • дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.

4.2. Средняя  группа

4.2.1. Основные новообразования возраста:

  • Освоение социальных ролей и связей;
  • Развитие наглядно – образного мышления;
  • Развитие способности к замещению и пространственному моделированию;
  • Развитие произвольности в эмоциональной сфере;
  • Появление новых социальных мотивов – заниматься общественно  значимой  и общественно оценённой деятельностью.

4.2.2. Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно – ролевая игра).

4.2.3. Тематика  проектов:

  • Идём к врачу.
  • Научим (игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы…
  • Как проверить и сохранить слух.
  • Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядки,  приём пищи).
  • Полезно – вредно для наших зубов.
  • Опасно – безопасно.
  • Книга здоровья нашей группы.
  • Острые предметы в наших руках: будь осторожен.
  • Правила поведения в автобусе.
  • Мы – пешеходы.

4.3. Старшая и подготовительная  к школе группа

4.3.1. Основные новообразования возраста:

  • Опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание);
  • Стремление к разностороннему общению;
  • Развитие логического и понятийного мышления;
  • Соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;
  • Компетентность;
  • Освоение новой социальной позиции.

4.3.2. Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность, учебная и исследовательская деятельность.

4.3.3. Примерная тематика проектов:

  • Что внутри человека (создание буклета или дидактического плаката);
  • Азбука здоровья.
  • Во что поиграть в разные времена года (Картотека игр).
  • Как увидеть красивые сны.
  • Хочу быть спортсменом.
  • Энциклопедия спорта.
  • Чистота в нашей группе.
  • Осторожно, незнакомец!
  • Ядовитые растения и грибы (создание дидактической игры)
  • Сто: крыши, деревья, люки! (создание правил безопасного поведения)
  • Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды.
  • Правила катания на велосипеде, самокате, роликах, скейте.
  • Знаки дорожного движения.
  • Осторожно, пешеход.
  • Что и как мы едим?
  • Создаём меню для малышей.
  • Наши друзья – витамины.
  • Где искать витамин С?
  • Накорми меня правильно, или «Книга полезных советов»
  • Сладкое и полезное.
  • Моя семья

5. Из опыта работы. Паспорт проекта «Моя семья» в старшей  группе

Название проекта

Моя семья

Тип проекта

Творческий

«ребёнок и его семья»

ребёнок - участник

в контакте с семьёй

фронтальный

Долгосрочный (сентябрь – ноябрь)

Разработчик

Марущенко Татьяна Шафкатовна - воспитатель

Цель проекта

Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи проекта

1. Обобщить и закрепить знания детей о семье, как о людях, живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра), любящих друг друга, заботящихся о друг друге.

2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

3. Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

4. Обогатить словарь (родственники, родословная, генеалогическое древо, предки)

Этапы реализации проекта

Iэтап: информационно-организационный

IIэтап: практический

IIIэтап: заключительный

Содержание деятельности по этапам реализации проекта

I этап:

1. Беседа: «Что такое семья»

Цель: составлять рассказ о своей семье по плану, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

2. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения бабушки»

Цель: воспитывать у детей любовь к родителям, уважение к старшим; продолжать учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, разворачивать сюжетную линию, воспитывать доброжелательность к сверстникам, умение играть вместе.

3. Родительское собрание «Роль семьи в жизни ребёнка»

II этап: практический

1. Изготовление макета «Мое генеалогическое древо»

Цель: учить распределять своих родственников на генеалогическом древе, развивать трудолюбие, аккуратность, внимательность.

2. Рассматривание плакатов с изображением членов семьи, семейных альбомов.

3. Рисование рисунков на тему: «Моя семья».

4. Подбор пословиц, стихов, песен о членах семьи. Их заучивание.

III этап: Защита работы.

1. Выставка макетов

Цель: учить детей представлять свою работу, составлять короткий рассказ, отвечать на вопросы, способствовать воспитанию инициативы детей, воспитывать желание выступать перед публикой.

2. Праздник «День матери России»

Ожидаемые и конечные результаты проекта

Воспитанники получат больше информации о своей семье, научатся изготавливать макет своего семейного древа, уважительно относиться к своей семье и сверстникам. Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

5.1. Портфолио  проекта  «Моя семья»

5.1.1 Стихотворения

Это вся моя семья:

Мама, папа, брат и я.

Мама варит и стирает.

Папа гвозди забивает.

Ну а брат мой ходит в школу,

И учиться очень рад.

Я с игрушками играю,

Посещаю детский сад.

Любим вместе мы на кухне

Обсудить наши дела.

Потому, что у меня

Очень дружная семья!

Семейное древо

Чудесное дерево есть у меня.

 Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

 На дереве этом

До старческих лет

 Гнездился мой прадед,

 А также мой дед.

 Мой папа

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной до утра

 На дереве этом

 Качались ветра.

А листья трезвонили,

 Как бубенцы,

 Когда у меня

 Появились птенцы…(Г. Дядина)

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит:  Во! – семья. (М. Шварц )

5.2. Материал к беседе на родительском собрании

   Семья – это….

  • Дайте своё определение семьи (записать на листочке)

        Сравним  своё определение со  словарями:

  • группа живущих вместе близких родственников (Толковый словарь Ожегова)
  • группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе, сплочённая общими интересами (Толковый словарь  Ушакова)
  • основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью (Большой энциклопедический словарь)
  • морально – правовой союз мужчины и женщины (Словарь терминов)
  • «Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это та среда, в которой человек учится, и сам творит добро», - писал В.А. Сухомлинский.

Семья:

  • состоят в родственных отношениях;
  • живут вместе;
  • ведут общее хозяйство;
  • заботятся друг о друге;
  • любят друг друга.

Семья это:

  • многообразная система отношений                    с родителями, братьями, сёстрами, родными и знакомыми;
  • человеческие привязанности (любовь, дружба);
  • трудовой коллектив;
  • моральная опора;
  • мораль и вкусы;
  • мировоззрение и убеждения;
  • характер и  идеалы;
  • манеры и привычки;
  • школа доброты;
  • пространство для отдыха.

Качества счастливой семьи:

  • долг перед близкими;
  • любовь;
  • уважение;
  • дружба;
  • верность;
  • терпение;
  • взаимопонимание;
  • взаимовыручка.

      Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге. Ведь именно родители закладывают в своего ребёнка всё то, с чем он живёт потом всю жизнь.

В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Упражнение  «Какая будет ваша семья»

С – счастливая, сильная, скромная, справедливая, смелая, светлая,

       совершенная, спортивная.

Е – единственная, единая.

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая,

        модная, молодёжная, могучая.

Я – яркая, ясная.

    Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.

Семейные  традиции:

  • семья начинается с «МЫ».
  • Не упрекайте; критикуя, не унижайте.
  • Будьте терпимы, не спешите излить свой гнев.
  • Не навязывайте советы, если в них не нуждаются.
  • Делайте первыми шаг навстречу, если возникла ссора или конфликт.
  • Ищите в ребёнке хорошее, говорите о его достоинствах.
  • Не подозревайте. Не верит тот,  кто сам обманывает.
  • Будьте другом друзей ребёнка.
  • Решайте вместе с ребёнком, а не вместо него.
  • Не обвиняйте. Разберитесь, а разобравшись, простите.
  • Смейтесь вместе с ребёнком, а не над ребёнком.

   Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками.  А на занятиях ознакомление окружающего мира мы  сталкиваемся с социальной проблемой: дети не знают своих родственников, своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной.  Поэтому возникает потребность в ее изучении.

5.1.3. Пальчиковая гимнастика

 

Этот  пальчик – дедушка.

Этот  пальчик – бабушка.

Этот  пальчик – папочка.

Этот  пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Это  вся  моя  семья. 

https://www.litmir.co/BookBinary/130812/1333213154/img_9.png/0

5.1.4.  Пословицы о семье

  • Согласную семью и горе не берёт.
  • Семья в куче – не страшна и туча.
  • На что клад, когда в семье лад.
  • Дерево держится корнями, а человек – семьёй.

5.1.5.  Цветик – семья - цветик

http://www.znaika-club.com.ua/upload/images_club/contests/1256724301/1258137520.jpg

5.1.6.  Сюжетно-ролевая игра

«Семья»  

Цель: формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование:  игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5-6 лет                                                                                              Задачи: учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.

Оборудование: посудка, детская одежда, тазик.

  • Описание:                                                                                                          Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая. У бабушки  день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.
  •  Я хочу предложить вам поиграть в семью. Для этого нам нужно определить, кто будет папой, кто мамой и кто будет ребёнком. Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа? (ходить на работу, помогать во всём маме) А кто будет мамой? Что будет делать мама? (стирать, убирать, готовить кушать) А кто хочет быть ребёнком? Что ты будешь делать? (играть, рисовать, помогать маме и папе).

Обыгрывание ролей:

Дети выполняют свои роли, педагог поправляет и направляет их на определённые действия.

В процессе игры дети используют посудку (мама моет, а ребёнок вытирает её), одежда кукол и тазик (стирают одежду в тазу). Мама готовит еду, ребёнок ей помогает. Папа пришёл с работы, мама накрывает на стол, папа кушает. Затем убрали посуду со стола и помыли. Постирали одежду в тазу, посушили, погладили её. Вечером все легли спать.

Итоги игры: Педагог говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью и поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям готовить, стирать, убирать за собой вещи и игрушки на место.

5.1.7.  Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?».

1, 2, 3, 4, (хлопки)

Кто живет у нас в квартире? (шагают на месте)

1, 2, 3, 4, 5 (прыжки)

Всех могу пересчитать (шагают)

Папа, мама, брат, сестра (хлопки)

Кошка Мурка, 2 котенка (наклоны вправо - влево)

Мой сверчок, щегол и я (повороты)

Вот и вся моя семья (хлопки).

5.1.8.  Мероприятия (деятельность детей, воспитателей и родителей)

  • Сбор информации о своей семье
  • НОД: «Моя мама самая красивая», «Как мой папа спал,   когда был маленький», «Моя семья».
  • Беседы «Моя родословная»,  «Ты и твое имя», «Моя семья».
  • Мини – музей  фотографий «Загляните в семейный альбом».
  • Презентация «Моя дружная семья».
  • Прослушивание аудиосказок о семье.
  • Подбор литературы о семье:
  • Для заучивания стихотворений: Я. Аким «Моя родня», Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка».
  • Для чтения литературных произведений детям: С. Баруздин «Мамина работа», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «И я помогаю», Э. Машковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья».
  • Для рассказывания: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Ш. Перро «Красная шапочка», Т. Шорыгина «Родные вещи».
  • Для игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаева «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеева «Обычная старушка».
  • Проведение дидактических игр «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», «Кто ты для…», «У кого сегодня день рожденья?»
  • дидактические упражнения: «Семейный хоровод»,   «Где-то в шумном городе», «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»
  • Подготовка к выставке рисунков  родителей и детей генеалогического дерева  «Моя родословная»:
  • Рассматривание семейных альбомов.
  • Совместное творчество      по созданию древа

Задачи:

  • Совершенствовать представления детей об истории создания и развития каждой семьи.
  • Показать необходимость знания своей родословной.
  • Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
  • Выставка рисунков родителей и детей генеалогического дерева «Моя родословная».

Задачи;

  • Возрождение традиций семейного воспитания.
  • Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье.
  • Развитие партнёрских отношений в семье.
  • Воспитание на примере семейных традиций.

5.2 Требования к работам:

  • Эстетичность
  • Творчество
  • Востребованность наглядно-практических пособий

5.3. Требования к личности ребёнка:

  • Сформированность личной активности детей
  • Сформированность умения получать информацию из внешних источников и ориентироваться в источниках информации.
  • Сформированность умения организовать и планировать свою деятельность.
  • Сформированность умения доводить начатое дело до конца.
  • Сформированность умения взаимодействовать и работать в команде.

5.4.Требования к использованию проектной деятельности

  • Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Структурирование содержательной части проекта.
  • Использование исследовательских методов ("мозговой штурм", эксперименты, опыты, наблюдения и др.)
  • Общественное признание результатов работы над проектом.

5.5. Результат работы над проектом:

    После проведенной работы дети закрепили знания о семье,  о её членах, научились составлять генеалогическое древо и рассказывать о нём.  Итогом проекта стал совместный праздник «День матери России,  на который мы пригласили родителей, родственников, братьев и сестричек.

   На празднике родители представили свою семью, интересно рассказали о членах семьи,  своём любимом ребёночке.

   Мужчины, выстроив из кубиков крепкий дом, рассказали нам, что и отношения в семье складываются не сразу, а постепенно,  кирпичик к кирпичику.

   Дети с удовольствием  прочитали стихи, пели песни о семье.

В праздник мы включили игры  и развлечения,  в которых взрослые с удовольствием  принимали участие: «Продолжи фразу», «Пословицы о семье».  Вместе с мамой дети вырезали сердечки, писали на них желания и приклеивали  на «Дерево желаний».  

    Очередной проект завершён. Но получив огромный эмоциональный заряд, благодарные слова детей и родителей, мы готовы к реализации новых идей.

    Следует отметить положительные результаты: развиваются умственные способности детей, любознательность, развивается речь, увеличивается и расширяется словарный запас, умение  анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с родственниками, узнавая историю семьи, отражая свои впечатления через различные виды деятельности.  

    Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми,  вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.

 5.6.  Продолжение работы над проектом

  По окончании работы решили оформить с каждым ребёнком папку, чтобы продолжить работу. Вот так будет выглядеть содержание папки, когда дети уйдут из детского сада в школу:

Обложка

Распечатанный лист – Отечество,  род,  берёза

15 мая – международный день  семьи

Древо  семьи

Герб  семьи

Фотоколлаж  «Моя  семья»

Фото  «История  моей  семьи»

Фото  «Я  и  бабушка  моя»

А  мы  вот  как  умеем…

Рисунки:

  • Крепкая  семья – сильная  Россия
  • Ладошка «Этот пальчик – дедушка»
  • Цветик – семья - цветик
  • Портрет  мамы
  • Портрет  папы
  • А  вот  и  я!

Профессии  в  нашей  семье

  • Военные  
  • Награды
  • Работа
  • Я мечтаю быть

 Реликвии  нашей  семьи

 Семейные  традиции

 А  бабушка (мама,  папа..)  мне  рассказала…

 Я  и  конкурсы

6.  Заключение

Значение технологии метода проектов:

  • Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
  • Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества.
  • За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к самоанализу, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
  • Дети учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
  • Развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, умения устанавливать причинно - следственные связи.

   Метод проектирование деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов.

Благодаря проектам у детей формируются навыки:

  • исследовательской деятельности,
  •  познавательной активности, творчества, самостоятельность, ответственность, чувство доверия друг к другу;
  •  развивается умение планировать свою деятельность,

работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Для педагогов преимуществом проектного метода является:

  • повышением качества образовательного процесса;
  • одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитием критического и творческого мышления;
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

    Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках НОД (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

     Известный ученый А. Эйнштейн в беседе с Н.И. Сац сказал: "Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя".

Литература:

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.
  2. Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.
  4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.
  5. Комратова Н. Проектный метод  в  социо-культурном воспитании   дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.
  6.  Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. Е. Ревина
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов  и системы повышения пед. кадров /Под ред. Е.С.Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
  9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Кисилёва, Т.А.Данилина и др. М.:АРКТИ, 2011.
  10. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пос. М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.
  11.  Волкова М.С. Деятельностно – ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников / Педагогические технологии. 2011. № 2.
  12.  Деркунская В.А. Проектная деятельность //Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: Основные формы: Пос. для педагогов/ О.В. Акулова,  А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012.
  13.  Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов //Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3.
  14.  Интернет ресурс - http://nsportal.ru
  15.  Интернет ресурс - http://pedportal.net/
  16.  Интернет ресурс - http://www.maam.ru