Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи на тему: «Собачка Татошка в гостях у ребят» для детей первой младшей группы

Смирнова Тамара Васильевна

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по  развитию речи на тему: «Собачка Татошка в гостях у ребят» для детей первой младшей группы

Аннотация:  Тематический день – проект «Весна» краткосрочный, групповой.

Сроки проведения 1 день

Занятие проводится для детей первой младшей группы.

 Цель занятия заключается в создании условий для развития познавательной активности у детей. В гости к ребятам приходит собачка. С которой дети играют и учатся познавать мир через фольклор, игровые упражнения, когда воспитатель объясняет, показывает и просит детей повторить, показать части тела собаки и человека, громко или тихо лает. Что любит кушать собачка и где она живет.  Вместе с игрушкой дети знакомятся с пальчиковой гимнастикой «Собачка», что способствует развитию мелкой моторики кистей рук. Играют в подвижную игру «Вот сидит лохматый пес», которая способствует развитию координации движений. Во время того, как дети спокойно, тихонько подходят к собачке, которая спит и разбегаются в разные стороны, не сталкиваясь друг с другом, когда просыпается пес и ловит ребят. А также учатся правильно складывать картинки из 3 частей по образцу. В конце занятий воспитатель вместе с детьми подводит итоги пройденного материала для закрепления полученных знаний детьми.

Введение: При поступлении ребенка в детский сад его жизнь существенно меняется, в дошкольном учреждение есть строгий режим дня, который необходимо соблюдать ребенку, отсутствие родителей и близких ему людей, новые требования к поведению, незнакомое помещение, постоянный контакт со сверстниками. Все это обрушивается на ребенка одновременно и ему нужно время привыкнуть к этому. Этот период времени является адаптационным, и чтобы ребенку было легче адаптироваться, воспитатели используют различные методы и приемы. В адаптационный период для ребенка необходимо создать комфортную для него атмосферу, доброжелательного взаимодействия, эмоционального комфорта.

Актуальность: На мой взгляд, в этом хорошо помогают игрушки, такие как би-ба-бо (игрушка на руку). Когда работаешь с очень маленькими детьми, то их внимание постоянно нужно удерживать чем-то ярким, интересным, загадочным. И в этом случаи нам на помощь всегда придет кукла бибабо, она простая, интересная. Сшита в виде перчатки (платья) на руку с резиновой или же с мягкой головой из ткани. Такую куклу можно использовать в любых режимных моментах и не важно проводите вы занятие или встречаете детей на утреннем приеме. В зависимости от ситуации кукла би-ба-бо может быть не только сказочным персонажем, он может стать другом для ребенка чтобы ему легче было адаптироваться к новым для него условиям. Быть учителем, помощником, гостем, положительным или отрицательным персонажем, легко узнаваемым ребенком.

Цель: Формировать представления детей о домашних животных на примере собаки, ее характерные признаки, строение тела, какие звуки издают, где живет и что кушает.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

- Формировать умение узнавать и называть части тела домашнего животного;

- Формировать умение отвечать детей на вопросы воспитателя;

2. Развивающие задачи:

- Развитие мелкой моторики рук, памяти, слухового внимания, мышления;

3. Воспитательные задачи:

- Формировать навыки, доброжелательности к животным;

- Формировать навыки двигательной активности, во время подвижных игр.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книжке какие бывают собаки, беседа с детьми на тему «Собака и человек».

Методы и приёмы: сюрпризный момент, художественное слово, вопросы к детям, словесная, игровой, Д/И «сложи картинку».

Материалы и оборудование: игрушка на руку – собака, разрезные картинки А5 - домашние животные.

Структура занятия:

1. Вводная часть – 1 минуты.

а) сюрпризный момент «В гости пришла собачка Татошка»;

б) чтение потешки «Очень часто громко лает…»

2. Основная часть – 7 минут.

а) Игровое упражнение «Посмотри и повтори»;

б) Пальчиковая гимнастика: «Собачка»;

в) Подвижная игра. «Вот сидит лохматый пес»;

г) Д/И «Сложи картинку» из 3 частей.

3. Заключительная часть – 2 минуты.

а) Обобщение

Формирование активного словаря: глаза, уши, нос, рот, щеки, шейка, лапы, хвост, спина, живот, косточка, будка, громко, тихо.

Планируемый результат: Отзывчивость детей вовремя провидения занятия, ответы на вопросы воспитателя, активное участие детей в играх.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель до занятия в раздевалку убирает собачку. И просит помощника воспитателя постучать в дверь.

Воспитатель: Ребята вы нечего не слышите? Кажется, кто-то к нам постучался. Пойду посмотрю кто же это к нам стучится.

(Открывает дверь и одевает собачку на руку.)

Да это же собачка в гости к нам пришла.

Ребята давайте поздороваемся с собачкой: «Здравствуй собачка!»

(Дети здороваются, «Здравствуй».)

Собачка: «Здравствуйте ребята!» Меня зовут Татошка. Я очень замёрз, пока я гулял на улице и к вам пришел погреться. Можно мне к вам зайти погреться.

Воспитатель: Ну, что пустим Татошку погреться немножко? (Ответ детей «Да».)

Ребята, посмотрите, какой Татошка красивый.

У него черный носик и пушистый хвостик,

Очень часто громко лает,

Гав, Гав, Гав…

А плохих людей кусает!

Вот такой щенок у нас

Он не тронет только нас!

Собачка: Какой красивый стих. Гав, Гав, Гав…

2. Основная часть.

Воспитатель: Ой, как ты громко лаешь?

Татошка, а можно ребятам рассмотреть тебя?

Собачка: Конечно, можно.

Воспитатель: Ребята давайте мы с вами сядем на коврик.

1. Игровое упражнение «Посмотри и повтори»

Воспитатель: Ребята посмотрите, на Татошу. У него есть глазки, ушки, носик, ротик, щечки. А еще есть шейка, лапки, хвостик, спинка и животик. (Воспитатель говорит и показывает на игрушке.)

Ребята, а у вас есть глазки, носик, ротик, ушки? (ответ детей) Воспитатель просит показать каждого ребенка.

Например: Мирослав, покажи, пожалуйста, где у тебя носик? И так каждого ребенка, если ребенок затрудняется воспитатель помогает или просит ребят подсказать. Ребята, а как вы думаете, где живет собака? (Ответ детей.)

Так хорошо в квартире, в доме. Ребята, а еще собака живет в будке – эта небольшой деревянный домик с входным отверстием. Ребята, наш Татошка как и все собаки очень любит грусть косточку. А что еще собачка любит кушать. (Ответы детей.) Молодцы.

Ребята как собачка громко лает? (ответ детей) А тихо? (ответ детей)

А теперь собачка опять громко залаяла! (дети тихонечко лают – Ав-ав- ав)

Ребята, Татошке очень понравилось, как вы лаяли и предлагает нам поиграть с нашими пальчиками.

2. Пальчиковая гимнастика: «Собачка»

Воспитатель говорит и показывает, перебирая пальчики с начало на правой затем на левой руке, дети повторяют.

Вышли пальчики гулять, (пальчика бегут по ножкам)

Стали весело плясать,

Вот так, вот так (пальцы в щепоть затем в стороны)

Стали весело играли,

Вот так, вот так. (Поочередно разгибаем пальчики)

Собачку увидали (растопырили пальчики)

В домик убежали. (Сжали кулак)

А собака ищет вас,

Не выглядывай сейчас. (Другой рукой грозим пальчиком)

В кулачок стучите громко (одним кулачком стучат о другой)

Ох собачка испугалась. (Пальцы бегут по ножкам)

Ну а пальчики опять

Стали дружно танцевать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Собачка: Какие же ребятки здесь хорошие, Гав. Знают столько интересного, Гав.

Ребята, а давайте поиграет?

Воспитатель: Ребята, Татошка тоже хочет с нами поиграть.

3. Подвижная игра. «Вот лежит лохматый пес»

Воспитатель: (кладет собачку на пол, воспитатель в месте с детьми спокойным шагом подходит к игрушке)

Вот лежит лохматый пес,

В лапки свой уткнувши нос.

Тихо, тихо мирно спит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему тихонько.

И посмотрим, что же будет?

Собачка: (собачка ловит детей)

Гав, гав, гав, кто тут бродит у ворот,

Разбегайся кто куда.

(Продолжительность 2-3 раза.)

Воспитатель: Ну, что Татошка, весело с нашими ребятами играть?

Собачка: Да очень весело.

Воспитатель: А еще ребята умеют складывать разрезные картинки.

4. Д/И «Сложи картинку» из 3 частей.

Воспитатель раздает детям разрезные картинки и просит собрать.

После того как картинки собраны воспитатель просит найти среди животных собачку.

Собачка: Молодцы ребята, у вас все получилось и картинки собрали и собаку нашли.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята мы свами поиграли и узнали много интересного. У собаки так же, как и у человека есть, глаза, рот, нос, уши, шея, спинка и живот.

У собаки есть лапы. А у человека? (руки, ноги).

Человек разговаривает, а собака? (лает).

Что же есть у собачки чего у нас нет? (хвост).

А что собачка любит грызть? (косточку)

Ребята, давайте вспомним, как называется домик собачки? (будка)

Молодцы. Ребята вам понравилось с Татошкой играть. (да)

Ребята, наш Татошка согрелся и ему пора идти домой, давайте попрощаемся с ним. До свидания Татошка, приходи к нам в гости еще.

Дети прощаются с собачкой.

Собачка: До свидание ребята, мне очень понравилось у вас, Гав, Гав…

(Собачка прощается с каждым ребенком, дает пожать лапку.)

Заключение: При проведении данного занятия мной были поставлены цель и задачи, с которыми дети благополучно справились. Были сформированы новые навыки, а именно активизация и расширение активного словаря детей, развитие мелкой моторики за счет пальчиковой гимнастики, развитие активности у детей за счет подвижной игры, развитие внимание и памяти за счет рассматривание и сравнение игрушки собачки с самим ребёнком.

Литература:

1. Лыкова И. А, Файзуллаева Е. Д., "Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО", Изд.: ИД Цветной мир / Серия: «Теремок» - 2018 г., с. 96.

2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа» / "От рождения до школы" ФГОС ДО", Изд.: Мозайка - Синтез - 2014г., с. 112.

3. Карпухина Н. А. «Конспект занятий в первой младшей группе детского сада», Изд.: ИП Лакоценина / Серия: Педагогика нового времени – 2010г, с 285.

4. Давидчук А. Н. «Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО», Изд.: Сфера / Серия: Истоки – 2017г, с96.1