Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи на тему: «Собачка Татошка в гостях у ребят» для детей первой младшей группы
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи на тему: «Собачка Татошка в гостях у ребят» для детей первой младшей группы
Аннотация: Тематический день – проект «Весна» краткосрочный, групповой.
Сроки проведения 1 день
Занятие проводится для детей первой младшей группы.
Цель занятия заключается в создании условий для развития познавательной активности у детей. В гости к ребятам приходит собачка. С которой дети играют и учатся познавать мир через фольклор, игровые упражнения, когда воспитатель объясняет, показывает и просит детей повторить, показать части тела собаки и человека, громко или тихо лает. Что любит кушать собачка и где она живет. Вместе с игрушкой дети знакомятся с пальчиковой гимнастикой «Собачка», что способствует развитию мелкой моторики кистей рук. Играют в подвижную игру «Вот сидит лохматый пес», которая способствует развитию координации движений. Во время того, как дети спокойно, тихонько подходят к собачке, которая спит и разбегаются в разные стороны, не сталкиваясь друг с другом, когда просыпается пес и ловит ребят. А также учатся правильно складывать картинки из 3 частей по образцу. В конце занятий воспитатель вместе с детьми подводит итоги пройденного материала для закрепления полученных знаний детьми.
Введение: При поступлении ребенка в детский сад его жизнь существенно меняется, в дошкольном учреждение есть строгий режим дня, который необходимо соблюдать ребенку, отсутствие родителей и близких ему людей, новые требования к поведению, незнакомое помещение, постоянный контакт со сверстниками. Все это обрушивается на ребенка одновременно и ему нужно время привыкнуть к этому. Этот период времени является адаптационным, и чтобы ребенку было легче адаптироваться, воспитатели используют различные методы и приемы. В адаптационный период для ребенка необходимо создать комфортную для него атмосферу, доброжелательного взаимодействия, эмоционального комфорта.
Актуальность: На мой взгляд, в этом хорошо помогают игрушки, такие как би-ба-бо (игрушка на руку). Когда работаешь с очень маленькими детьми, то их внимание постоянно нужно удерживать чем-то ярким, интересным, загадочным. И в этом случаи нам на помощь всегда придет кукла бибабо, она простая, интересная. Сшита в виде перчатки (платья) на руку с резиновой или же с мягкой головой из ткани. Такую куклу можно использовать в любых режимных моментах и не важно проводите вы занятие или встречаете детей на утреннем приеме. В зависимости от ситуации кукла би-ба-бо может быть не только сказочным персонажем, он может стать другом для ребенка чтобы ему легче было адаптироваться к новым для него условиям. Быть учителем, помощником, гостем, положительным или отрицательным персонажем, легко узнаваемым ребенком.
Цель: Формировать представления детей о домашних животных на примере собаки, ее характерные признаки, строение тела, какие звуки издают, где живет и что кушает.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- Формировать умение узнавать и называть части тела домашнего животного;
- Формировать умение отвечать детей на вопросы воспитателя;
2. Развивающие задачи:
- Развитие мелкой моторики рук, памяти, слухового внимания, мышления;
3. Воспитательные задачи:
- Формировать навыки, доброжелательности к животным;
- Формировать навыки двигательной активности, во время подвижных игр.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книжке какие бывают собаки, беседа с детьми на тему «Собака и человек».
Методы и приёмы: сюрпризный момент, художественное слово, вопросы к детям, словесная, игровой, Д/И «сложи картинку».
Материалы и оборудование: игрушка на руку – собака, разрезные картинки А5 - домашние животные.
Структура занятия:
1. Вводная часть – 1 минуты.
а) сюрпризный момент «В гости пришла собачка Татошка»;
б) чтение потешки «Очень часто громко лает…»
2. Основная часть – 7 минут.
а) Игровое упражнение «Посмотри и повтори»;
б) Пальчиковая гимнастика: «Собачка»;
в) Подвижная игра. «Вот сидит лохматый пес»;
г) Д/И «Сложи картинку» из 3 частей.
3. Заключительная часть – 2 минуты.
а) Обобщение
Формирование активного словаря: глаза, уши, нос, рот, щеки, шейка, лапы, хвост, спина, живот, косточка, будка, громко, тихо.
Планируемый результат: Отзывчивость детей вовремя провидения занятия, ответы на вопросы воспитателя, активное участие детей в играх.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель до занятия в раздевалку убирает собачку. И просит помощника воспитателя постучать в дверь.
Воспитатель: Ребята вы нечего не слышите? Кажется, кто-то к нам постучался. Пойду посмотрю кто же это к нам стучится.
(Открывает дверь и одевает собачку на руку.)
Да это же собачка в гости к нам пришла.
Ребята давайте поздороваемся с собачкой: «Здравствуй собачка!»
(Дети здороваются, «Здравствуй».)
Собачка: «Здравствуйте ребята!» Меня зовут Татошка. Я очень замёрз, пока я гулял на улице и к вам пришел погреться. Можно мне к вам зайти погреться.
Воспитатель: Ну, что пустим Татошку погреться немножко? (Ответ детей «Да».)
Ребята, посмотрите, какой Татошка красивый.
У него черный носик и пушистый хвостик,
Очень часто громко лает,
Гав, Гав, Гав…
А плохих людей кусает!
Вот такой щенок у нас
Он не тронет только нас!
Собачка: Какой красивый стих. Гав, Гав, Гав…
2. Основная часть.
Воспитатель: Ой, как ты громко лаешь?
Татошка, а можно ребятам рассмотреть тебя?
Собачка: Конечно, можно.
Воспитатель: Ребята давайте мы с вами сядем на коврик.
1. Игровое упражнение «Посмотри и повтори»
Воспитатель: Ребята посмотрите, на Татошу. У него есть глазки, ушки, носик, ротик, щечки. А еще есть шейка, лапки, хвостик, спинка и животик. (Воспитатель говорит и показывает на игрушке.)
Ребята, а у вас есть глазки, носик, ротик, ушки? (ответ детей) Воспитатель просит показать каждого ребенка.
Например: Мирослав, покажи, пожалуйста, где у тебя носик? И так каждого ребенка, если ребенок затрудняется воспитатель помогает или просит ребят подсказать. Ребята, а как вы думаете, где живет собака? (Ответ детей.)
Так хорошо в квартире, в доме. Ребята, а еще собака живет в будке – эта небольшой деревянный домик с входным отверстием. Ребята, наш Татошка как и все собаки очень любит грусть косточку. А что еще собачка любит кушать. (Ответы детей.) Молодцы.
Ребята как собачка громко лает? (ответ детей) А тихо? (ответ детей)
А теперь собачка опять громко залаяла! (дети тихонечко лают – Ав-ав- ав)
Ребята, Татошке очень понравилось, как вы лаяли и предлагает нам поиграть с нашими пальчиками.
2. Пальчиковая гимнастика: «Собачка»
Воспитатель говорит и показывает, перебирая пальчики с начало на правой затем на левой руке, дети повторяют.
Вышли пальчики гулять, (пальчика бегут по ножкам)
Стали весело плясать,
Вот так, вот так (пальцы в щепоть затем в стороны)
Стали весело играли,
Вот так, вот так. (Поочередно разгибаем пальчики)
Собачку увидали (растопырили пальчики)
В домик убежали. (Сжали кулак)
А собака ищет вас,
Не выглядывай сейчас. (Другой рукой грозим пальчиком)
В кулачок стучите громко (одним кулачком стучат о другой)
Ох собачка испугалась. (Пальцы бегут по ножкам)
Ну а пальчики опять
Стали дружно танцевать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Собачка: Какие же ребятки здесь хорошие, Гав. Знают столько интересного, Гав.
Ребята, а давайте поиграет?
Воспитатель: Ребята, Татошка тоже хочет с нами поиграть.
3. Подвижная игра. «Вот лежит лохматый пес»
Воспитатель: (кладет собачку на пол, воспитатель в месте с детьми спокойным шагом подходит к игрушке)
Вот лежит лохматый пес,
В лапки свой уткнувши нос.
Тихо, тихо мирно спит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему тихонько.
И посмотрим, что же будет?
Собачка: (собачка ловит детей)
Гав, гав, гав, кто тут бродит у ворот,
Разбегайся кто куда.
(Продолжительность 2-3 раза.)
Воспитатель: Ну, что Татошка, весело с нашими ребятами играть?
Собачка: Да очень весело.
Воспитатель: А еще ребята умеют складывать разрезные картинки.
4. Д/И «Сложи картинку» из 3 частей.
Воспитатель раздает детям разрезные картинки и просит собрать.
После того как картинки собраны воспитатель просит найти среди животных собачку.
Собачка: Молодцы ребята, у вас все получилось и картинки собрали и собаку нашли.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята мы свами поиграли и узнали много интересного. У собаки так же, как и у человека есть, глаза, рот, нос, уши, шея, спинка и живот.
У собаки есть лапы. А у человека? (руки, ноги).
Человек разговаривает, а собака? (лает).
Что же есть у собачки чего у нас нет? (хвост).
А что собачка любит грызть? (косточку)
Ребята, давайте вспомним, как называется домик собачки? (будка)
Молодцы. Ребята вам понравилось с Татошкой играть. (да)
Ребята, наш Татошка согрелся и ему пора идти домой, давайте попрощаемся с ним. До свидания Татошка, приходи к нам в гости еще.
Дети прощаются с собачкой.
Собачка: До свидание ребята, мне очень понравилось у вас, Гав, Гав…
(Собачка прощается с каждым ребенком, дает пожать лапку.)
Заключение: При проведении данного занятия мной были поставлены цель и задачи, с которыми дети благополучно справились. Были сформированы новые навыки, а именно активизация и расширение активного словаря детей, развитие мелкой моторики за счет пальчиковой гимнастики, развитие активности у детей за счет подвижной игры, развитие внимание и памяти за счет рассматривание и сравнение игрушки собачки с самим ребёнком.
Литература:
1. Лыкова И. А, Файзуллаева Е. Д., "Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО", Изд.: ИД Цветной мир / Серия: «Теремок» - 2018 г., с. 96.
2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа» / "От рождения до школы" ФГОС ДО", Изд.: Мозайка - Синтез - 2014г., с. 112.
3. Карпухина Н. А. «Конспект занятий в первой младшей группе детского сада», Изд.: ИП Лакоценина / Серия: Педагогика нового времени – 2010г, с 285.
4. Давидчук А. Н. «Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО», Изд.: Сфера / Серия: Истоки – 2017г, с96.1