ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗа

Осепян Анна Карленовна

 

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗа

 

Осепян Анна Карленовна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГБОУ средняя школа № 259 имени М.Т. Лорис-Меликова

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

anna.osepyan@gmail.com

Краткая аннотация: в статье рассматриваются современные инновационные подходы к организации учебного процесса в вузе на основе образовательной технологии коучинга. Представлена предназначение применения технологии коучинга в образовательном процессе высшего образования. Вкратце освещены понятия коучинга и роль коуча при организации студентацентрированного взаимодействия.

Ключевые слова: коучинг технологии, образовательные технологии, коуча в университете, высшее образование, методы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osepyan.docx26.05 КБ
PDF icon statya_osepyan_kouching.pdf345.89 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗа

Осепян Анна Карленовна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГБОУ средняя школа № 259 имени М.Т. Лорис-Меликова

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

anna.osepyan@gmail.com

Краткая аннотация: в статье рассматриваются современные инновационные подходы к организации учебного процесса в вузе на основе образовательной технологии коучинга. Представлена предназначение применения технологии коучинга в образовательном процессе высшего образования. Вкратце освещены понятия коучинга и роль коуча при организации студентацентрированного взаимодействия.

Ключевые слова: коучинг технологии, образовательные технологии, коуча в университете, высшее образование, методы образования.

В современном глобальном мире образование является влиятельным и обуславливающим фактором развития, трансформации и прогресса общества. В трансформационных обществах, для которых характерны глубокие системные перемены, роль образования в целом, и в частности высшего образования, особенно актуализируется, ведь именно оно определяет качество того интеллектуального и социального потенциала, который способен генерировать новые идеи для прокладывания маршрутов общественных изменений и создавать «человеческий капитал», способный осуществить формирование цивилизованного мира. Наука и образование — базис формирования человеческого капитала. Научная сфера обеспечивает формированием теорий, проведением научных исследований и разработкой инноваций. Образовательная среда позволяет обеспечить диффузию нововведений и их производственные применения, прикладные использования.

В теории именно высшая школа лежит в корне нововведений деятельности образования как социального института общества. Функционально вуз, как базовый социальный институт общества, обеспечивает наличие специалистов, которые могут разработать новшества. Но с другой стороны, обеспечивает наличие специалистов, которые могут использовать новшества, созданные в научной сфере.

В начале 21 века практически всеобщим стало утверждение о кризисе высшего образования в России. Одной из главных проблем стало то, что резкое возрастание численности обучающихся по отдельным направлениям неизбежно привело к падению качества подготовки специалистов. Серьезной проблемой в настоящее время является изменение предпочтений самой молодежи. Важнейшей задачей современного вуза является выпуск высококвалифицированных специалистов, способных решать практические производственные и управленческие проблемы.

Проблема качественного развития отрасли высшего образования усугубляется и тем, что в силу низкой оплаты труда, большинство преподавателей работает в нескольких вузах одновременно. Естественно, что практически исчезает возможность уделять время повышению квалификации, самообразованию, совершенствованию читаемых курсов, разработке деловых игр, написанию учебников, занятиям с аспирантами и студентами, что также не способствует повышению уровня преподавания. Результатом этого становится разрушение прежде существовавших научных школ, общее падение качества отечественного высшего образования, которое прежде считалось одним из самых высоких в мире.

В последние двадцать лет внедрения компьютеров и ИТ в вузах, усовершенствование технической базы вуза, на второй план поставили вопросы развития персонала, качественное повышение квалификации стало менее важной, чем ввести в практику компьютеры.

В этих условиях назрела необходимость реформирования и модернизации образовательных процессов, что потребует более высоких профессиональных качеств преподавателей, большего умения работать в напряженных условиях, более полного взаимопонимания преподавателей и студентов. Необходимо по-новому взглянуть на роль преподавателя и на сам учебный процесс, что в свою очередь требует пересмотра компетенций педагога. Повышение требований к эффективности и результативности процесса обучения, обусловило необходимость применения инновационных технологий в педагогике высшей школы.

Развитие педагогической инновационной деятельности в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением. Сегодня каждый шаг педагога, любая его инициатива сопряжены с необходимостью внедрения новых педагогических идей, последовательного освоения инновационных образовательных технологий. Современный инновационный подход предполагает осознание и использование качественно новых личностных категорий, которые должны стать не просто желательными качествами педагога, а настоящими ключевыми профессиональными компетенциями.

Одним из инновационных направлений в сфере высшего образования является коучинг — новая образовательная технология, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления и основную процедуру. Многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в вузе. Они позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для преподавателей, так и для студентов, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат.

Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные методы работы, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности в области воспитания и развития личности. Мало используется в педагогической практике такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов.

Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).

Корнями коучинг и наставничество, как образовательная технология уходит в сферу спорта. Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова). Коучинг в вузе является одной из самых эффективных форм подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где студент не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Отличие коучинга от наставничества в том, что он представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности студента. Его ключевой элемент - осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.

Методология коучинга основывается на позитивной, когнитивной и организационной психологии. Основная философская идея коучинга, как инновационной образовательной технологии вуза, состоит в том, что все студенты обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют во время традиционной учебной деятельности. Каждый студент обладает мощным потенциалом. В студенте уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха в учебе и в дальнейшем в профессиональной карьере. Здесь и проявляется один из основных принципов коучинга: в учебе необходимо сфокусироваться на сильные стороны студента, обучить ориентируя на успех и удачу, а не на ошибки. Важно помочь студенту не углубляться в проблемные ситуации, а научить навыкам управления и решения процессов.

Стратегия коучинга, в разных вариациях проявляется в энтузиазме 15-30 процентов преподавателей. Но культура системного обучения данной технологии в России только зарождается. Программы, которые подчеркивают обучения коучинга и наставничества только на стадии разработки. Коучинг, как образовательная технология в вузе, в полной мере раскрывает взаимодействие преподаватель-студент. Здесь проявляются такие личностные качества, как принятие, открытость и доверие. Спектр направления совместных действий преподавателя и студента из настоящего в будущее. Взаимодействие выстраивается без оценочных советов. Роль преподавателя направить студента на самооценку, т.е. все ответы внутри человека - студент сам себя оценивает.

Коучинг реализует некоторые компетенции, которые необходимы для подготовки будущего специалиста. В процессе коучинга в образовательном пространстве вуза усиливает осознанность и ответственность студентов. Обучению делать самостоятельные выбор и ориентир на успех усиливают в студенте уверенность и веру в собственные силы. Взаимодействие преподаватель-студент, выстроенный с помощью обвинения и критики (не конструктивной) практически не приводят к эффективному результату в учебе и организации учебной деятельности. Взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве между преподавателем и студентом, которое способствует раскрытию потенциала, повышению их взаимной ответственности, мотивации и эффективности в целом.

Коучинг может быть одним из наиболее эффективных способов взаимодействия преподавателя и студента. Коучинг достаточно гибкая и трансформирующееся технология, так как, коучер (тренер или наставник как принято на данный момент называть коучинг в России) имеет возможность работать вместе одним или несколькими студентами. В процессе учебной деятельности работа коуча находится на уровне постоянной готовности, и конечно определяется навыками и предпочтениями каждого преподавателя и специфики направления подготовки конкретного вуза. Содержание работы коуча формируется или отталкивается от фактического учебного плана студента. Коуч должен быть полностью интегрирован в учебную жизнь студента или группы кого наставляет, и поэтому необходимо готовить специально разработанные рабочие программы, чтобы реализовать качественное обучение студента, как будущего специалиста. Технология коучинга в своем роде комплексная программа, где переплетается и теоретическая, и практическая работы преподавателя таким образом, что поддерживают цели студента или сопровождаемой группы. В рабочей программе коуча нет ничего отвлекающего от целедостижения объекта сопровождения. По данным исследования Брюса Джойса и Беверли Дожди, по сравнению с другими стратегиями обучения, коучинг имеет наибольшие шансы на изменение поведения студентов. С помощью коучинга взаимодействие преподаватель-студент происходит наиболее эффективно по отношению от ожидаемого результата. Коучинг дает возможность реализовать индивидуальные образовательные маршруты.

        Несмотря на то, что коучинг сравнительно новая образовательная технология в отечественной педагогике, на практике уже существуют некоторые разновидности их применения. В то же время, некоторые коучинговые программы работают лучше, чем другие.

        Подводя итоги, можно сказать, что коучинг как образовательная технология в образовательном пространстве вуза России только начинает свои первые шаги и уже дает возможность повышения профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении некоторых сфер в процессе обучения: коммуникативная сфера, предусматривающая намерения, видение и цели организации; выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата. Коучинг, как образовательная технология позволяет развить способности преподавателей вузов при организации студентоцентрированного взаимодействия и повышать эффективность процесса обучения в вузе.  

 

ЛИТЕРАТУРА

        [1] Аткинсон М., Чойс Р. Т. Жизнь в потоке: Коучинг. — М.: Альпина Паблишер, 2013.

        [2] Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. — 252 с.

        [3] Котельников В.Ю. Управление инновациями: стратегический подход. Гибкие корпоративные стратегии выживания и лидерства в новой экономике. — М.: Эксмо, 2007. — 96 с. — (Бизнес-коуч).

        [4] Смирнов В.Н. «Спортинг — менеджмент побед! Теория и практика современного менеджмента: от тейлоризма до спортинга». — СПб.: Эрида-Бизнес, 2011. — 240 с.

        [5] Трушевская А.А. Развитие высшей школы: региональный потенциал модернизации. Университет в регионе: наука, образование, культура: материалы науч.-практ.конф 5-6 декабря 2006 / Отв.ред. Е.М. Кокорев, Л.П. Бирюкова — Магадан: Изд. СМУ, 2007. — С. 46-49.

        [6] Уитмор Дж. Coaching — новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.

        [7] Уитмор Дж. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом. — М.: Альпина Паблишер, 2013.

        [8] Хайруллин Н.Г. Проблемы и перспективы развития высшей школы: региональный потенциал модернизации // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 3/4. — С. 358.

        [9] Шекшня С. Как эффективно управлять свободными людьми. Коучинг. — М.: Альпина Паблишер, 2013.

COACHING TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY.

A.K. Osepyan (автора), graduate student of the department of general and vocational pedagogy OSU, MA in Sociology.

Orenburg State University, Orenburg city, Russia, anna.osepyan@gmail.com

Краткая аннотация: The article deals with modern innovative approaches to the organization of educational process in high school on the basis of educational coaching technology. Presented the purpose of application of coaching techniques in the educational process of higher education. Briefly highlight the concepts of coaching and role in the organization coachers interaction during student centered approach. 

Ключевые слова: coaching technology, educational technology, coach at the university, higher education, education methods.


Предварительный просмотр: