МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
«Как мотивировать учащихся к изучению испанского языка?»
(Размышления учителя МОБУ «СОШ «Муринский ЦО № 2» и ст.преподавателя СПбГУ, факультет международных отношений)
1. Как поддерживать свою мотивацию к испанскому языку в нашей школе на должном уровне? Без должной мотивации невозможно обучать.
Изучение испанского языка: увлекательно и перспективно!
Необходимость изучения иностранных языков сегодня не подлежит сомнению. Наряду с "универсальным" английским, испанский язык, который еще называют кастильским, пользуется особой популярностью в изучении: согласно мировой статистике, его с успехом осваивают свыше 40 миллионов человек. Причины для такого массового обучения вполне объективны:
- Широкое распространение. Сегодня на языке Сервантеса говорят более 300 млн человек непосредственно в Испании и Латинской Америке. Этот язык имеет статус официального для 22 стран мира.
- Перспективность для бизнеса, политики и туризма. Множество испаноязычных стран сегодня являются центрами мирового туризма. За последние годы наблюдается рост количества деловых связей и плодотворного сотрудничества России с латиноамериканскими компаниями. Для политики знание испанского – также несомненное преимущество: этот язык входит в шестерку официально принятых в ООН.
- Исторический и культурный аспект. Долгие годы Испания была господствующим государством, вписавшим массу ярких страниц в книгу мировой истории: войны, открытия, путешествия, инквизиция. Именно здесь придумали серенаду, фламенко и корриду. Здесь творили Сервантес, Дали и Лорка. Для того чтобы в полной мере постичь этот огромный культурный пласт, знание языка – необходимо.
Как определить мотивацию
Итак, что же делать людям, которым испанский нужен, а вот изучать его не хочется? (Мотивация отсутствует.)
Искать ключик к самому себе, с помощью которого Вам удалось бы раскрыть в себе способности и желание к овладению испанским! (Мотивацию к изучению испанского можно найти и усилить.)
Давайте сначала подумаем, в чём может заключаться причина активного или пассивного нежелания заниматься испанским? Под активным нежеланием будем понимать чувство вплоть до отвращения к испанскому языку, а под пассивным – бытовую лень и то, что за ней прячется.
В послевоенные годы в Советском Союзе у многих людей было чувство глубокой неприязни к немецкому. Оно протянулось во времени и дальше, на следующие поколения, которые выросли на фильмах о войне. Постепенно это отношение менялось, более того, что в советской идеологии никогда не было отрицательной установки к немецкому народу и его культуре. И все же, это – яркий пример культурного языкового барьера, носившего массовый характер.
Как можно избавиться от неприязни к какому-то конкретному языку? Для начала надо подумать, что на этом иностранном языке сделано хорошего, интересного и приятного. В любом случае в нем чрезвычайно важно искать и находить личные побудительные мотивы, а не абстрактные и общечеловеческие, хотя и они ценны.
Другой пример активного барьера, нежелания учить испанский язык встречается тогда, когда не повезло с преподавателем испанского. Преподаватель не должен убеждать в отсутствии способностей, мучить нудными заданиями, приучать ощущать себя троечником или двоечником..
Простая правда, что никто из нас не любит заниматься тем, что у него не получается, к чему «нет способностей». Всем приятно делать то, что удаётся! Выражаясь научным языком, даёт положительную обратную связь.
Первый шаг, который необходимо сделать для преодоления такого вида барьера, заключается в том, чтобы ученик задал себе вопрос: а что у меня получалось изучать хорошо? Не может же быть, чтобы ничего не получалось! Если, например, ученику хорошо даются точные или естественные науки, подумайте, как можно было бы расширить свой кругозор, говоря на испанском языке. Или ещё приземлённее: сколько полезной информации написано на этом языке! При таком подходе язык становится не целью, а средством, а это кардинально меняет отношение к нему. Это определяет мотивацию и доводит интенцию хотя бы до нейтрального уровня вместо отрицательного.
Как справиться с мыслью о том, что «нет способностей»? Это, действительно, сложнее, особенно если ученик слышит такие слова дома и они связаны с целым букетом отрицательных эмоций… Но при желании и такое преодолимо. Просто нужно время, спокойный и доброжелательный настрой, грамотная работа специалистов.
Лень – это совсем другая история. Бороться с ленью трудно, но возможно. Сразу оговорюсь: пытаться решить проблему собственной лени и поднять мотивацию за счёт других – нереально! За счёт преподавателя, который будет дисциплинировать, за счёт других учащихся группы, перед которыми будет стыдно, свою лень не побороть и мотивацию не усилить. Потому что управу на преподавателя лень непременно найдёт. Товарищи по группе являются для ученика совершенно посторонними людьми, и по большому счёту, им совершенно всё равно, что они думают. Так что разбираться придётся с собой самому. Подсказка, что за ленью обычно скрывается невнятность цели (то есть, непроработанная мотивация!), либо недостаток энергии. Возможно, в жизни есть сейчас совсем другие важные вещи, помимо испанского, и оттого сил на него уже не хватает. Это рабочая ситуация, и остаётся только подождать, когда обстоятельства изменятся таким образом, что испанский язык займёт достойное место в числе предпочтений ученика
В любом случае, над прояснением своих целей и желаний – мотивации и интенции – можно научиться работать.
Совет ученикам
Возьмите лист бумаги и ответьте самому себе честно на следующие вопросы:
- Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой чтобы (варианты ответов):
• получить на порядок выше оплачиваемую работу;
• поменять место жительства;
• найти супруга за границей;
• свободно путешествовать по миру – любые варианты.
- Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой иностранный, потому что:
• владение испанским соответствует моим представлениям об образованном человеке;
• поднимает самооценку;
• открывает новые возможности, о которых я пока не догадываюсь; приобщает меня к очень важному; тренирует мой мозг… И так далее: не спешите, подумайте. Вы найдёте очень интересные и, возможно, даже неожиданные для себя ответы.
- Мне нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой потому, что (помните у Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»? А в более поздние годы бытовала шутка: «Английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон»):
• на этом языке разговаривают люди, с которыми мне интересно общаться;
• мне нравятся фильмы, которые снимают на этом языке, и я хочу смотреть их в оригинале;
• я буду чувствовать себя комфортно в стране, которую собираюсь посетить…
Как поддержать мотивацию
Для этого, прежде всего, следует признать факт: мотивация не может в течение длительного времени находиться на постоянном, одинаковом уровне. Её состояние волнообразно, и зависит от ряда внешних и внутренних факторов. Но существуют также и общие рекомендации:
• на стадиях подъёма необходимо «аккумулировать» энергию мотивации;
• на стадиях спада – поддерживать процесс, чтобы он не затухал вовсе.
Как аккумулировать? Заниматься испанским языком больше, разнообразнее, одним словом, не сдерживать порывы, идущие от души. Расширять границы использования языка: читать, смотреть, слушать, петь песни на этом языке (помимо того учебного материала, который вы задействуете в качестве стержневого).
Как поддерживать? Брать на себя минимальные обязательства, которые вы непременно сможете исполнить. Основная ошибка благих намерений, кончающихся ничем, заключается, что человек берёт на себя слишком много обязательств, намного больше, чем может в реальности выполнить. И в итоге бросает всё. Поэтому на стадии спада особенно важно определить для себя обязательный минимум (который со временем будет расти совершенно естественным путём). Скажем, 10 минут на испанский язык, но – ежедневно.
Таким образом, произойдёт некое выравнивание кривой.
Есть и другой вариант, правда, менее продуктивный – держать волевым усилием мотивацию на определённом уровне. Этот вариант в состоянии сработать на короткой дистанции, в режиме интенсива, но на длинной дистанции вы получите обратный эффект:
• в определённый момент палка ударит другим концом, и вместо желания заниматься вы получите с трудом преодолимое отвращение.
Резюмируя то, что уже было сказано о мотивации, обозначим узловые пункты:
• нахождение языка в десятке приоритетов на данном жизненном отрезке;
• наличие личного интереса. Нет интереса – найдите его.
• сбалансированность мотивации и интенции;
• самодисциплина.
Последний пункт открывает, а точнее — продолжает начатую ранее тему, какие личностные особенности играют роль при изучении языков.
Самое главное, что нужно для себя понять в вопросе о мотивации: нужно действовать. Если сидеть и ждать, размышляя и терзаясь сомнениями: «А понадобится мне испанский язык в ближайшее время? А вдруг не сложится, и я не поеду на эту стажировку (командировку, учёбу и т.д.),» то действительно не сложится. Или сложится, но без вас.
Мотивация к испанскому — необходимость или желание
Лучшая мотивация – это результат. (Разъясняю ученика и студентам).
И лучший способ отбить всякое желание учиться – это систематически получать отрицательный результат своих усилий. Отрицательный результат может быть вызван следующими наиболее распространёнными причинами:
• Вы не знаете толком, что именно хотите получить, поэтому никакой результат не кажется вам удовлетворительным.
• Ваше обучение не соответствует задачам, которые вы на самом деле перед собой ставите.
• Вы не прикладываете сами никаких практических усилий/намерений/желаний, чтобы получить результат.
• Над вами довлеют психологические языковые барьеры.
Чтобы представлять себе наиболее конкретно, (а значит, достигать этого!), что именно вам надо от иностранного, в какой-то момент нужно начинать им пользоваться. Пока вы не начнёте практиковаться, вы можете питать любые иллюзии, и все они будут оторваны от реальности. Пока вы не начали на языке общаться, читать, писать, слушать, смотреть, вы просто не в состоянии себе представить, чего же на самом деле вам не хватает для полного счастья в этом вопросе.
Почему собственное желание и личная вовлечённость работают лучше, чем внешнее принуждение? Есть определённый физиологический механизм, который в первом случае включает приток энергии к системе, а во втором случае – нет. Речь идёт о той биологической энергии, которая движет деятельностью всего нашего организма. Эта система «электростанций» организма работают по определённым законам. Они запрограммированы таким образом, что желание, вдохновение, любовь включают систему, и энергия направляется в требуемом направлении. Включить систему волевым усилием нельзя: можно лишь научиться включать желание, которое, в свою очередь, запустит генераторы на требуемую мощность.
Вот это в двух словах о психофизиологических основах понятий мотивации и интенции. Мотивация=надо, интенция=хочу, и задача найти необходимый баланс между ними.
Желание без регулярного волевого усилия, к сожалению, долго не продержится. Поэтому возникает необходимость постоянно искать и поддерживать у себя равновесное сочетание этих векторов – «надо» и «хочу»!
С одной стороны, в любом деле необходима дисциплина, чтобы довести начатое до конца. С другой стороны, дисциплина без желания похожа на самобичевание: практический выхлоп от подобной деятельности будет стремиться к нулю.
Смотрите, что происходит, когда вы чего-то на самом деле ХОТИТЕ и делаете это с желанием. Вам почти не приходится напрягать силу воли, а значит насиловать себя, заставлять, обязывать. Энергия не уходит на внутреннюю борьбу, борьбу с самим собой, а единым потоком устремляется к намеченной цели. При таком подходе вы всегда получаете удовольствие не только от результата своей деятельности, но и процесса. У вас происходит самоподкрепляемая деятельность: вы более не нуждаетесь, чтобы кто-то вам поставил «пятёрку» и купил мороженое за успешно «сданный» экзамен (кому вы обязаны что-то сдавать, если то, чем вы занимаетесь, что изучаете, приносит радость?).
Совершенно иная ситуация наблюдается в случае, когда вы действуете потому, что НАДО. В данном случае приходится действовать волей, придумывать для себя различные санкции и поощрения, выступать для самого себя одновременно и учеником, и учителем, и строгим, но справедливым родителем. Даёт такая тактика результат? Даёт, но с бОльшими энергозатратами («учитель» борется с «учеником», «родитель» борется с ними обоими, и в результате на учебный процесс в лучшем случае направляется лишь 1/3 той энергии, которая направилась бы туда добровольно). Результат оказывается не только труднодостижим, но и нестоек. Удовольствие в этом случае люди обычно получают не от деятельности как таковой, и даже не от её результата, а от «самопреодоления». Вдумайтесь только в это слово – самопреодоление! Кто преодолевает, и кто, кого надо преодолевать? Вы сами, но в разных ипостасях. Неужели Вы настолько плохи (и кто вам об этом сказал?), что кто-то обязательно должен с вами бороться?..
Как поддерживать самодисциплину, большинство давно и хорошо знает – люди все взрослые. А вот с учениками по этому поводу приходится разговаривать.
Из моих разговоров с учащимися школы и со студентами.
А как поддерживать в себе желание заниматься испанским языком? Главный инструмент здесь для большинства из нас – практика. Общение, чтение, просмотр фильмов и слушание песен на изучаемом языке являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса. Потому что всякий раз, когда вы будете узнавать слово, фразу, окажетесь в состоянии чего-либо сказать или написать, у вас будет появляться воодушевление и желание двигаться дальше! Помните, что выбираемая вами практика должна соответствовать вашим текущим возможностям в иностранном: если вы будете ставить непосильные для себя практические задачи, то добьётесь ровно противоположного эффекта. Вместо желания продолжать, у вас будут опускаться руки и рождаться чувство неуверенности в собственных силах.
Не забывайте, даже если прямо сейчас у вас с ним не связаны какие-то определённые цели – прекрасный инструмент саморазвития, выхода за пределы быта и повседневной рутины, тренажёр для мозга, личное пространство в жизни…
Вдохновение посещает только тех, кто много и упорно трудится. Лежать на диване в ожидании, что вот-вот на вас «снизойдёт», можно долго, но отнюдь не плодотворно.
Что же делать? Для начала чётко разобраться, на что конкретно должны быть направлена мотивация – ваше НАДО, а что должно отталкиваться от ХОЧУ. Например, если вы знаете, что сегодня вам НАДО позаниматься испанским, то правильнее всего будет ловить момент, когда для этого возникнет хоть малейшее ХОЧУ. И для начала, пока у вас процесс ещё не установился, не стоит перегружать своё желание, постоянно пользуясь им как трамплином для необходимости. Так и желание перестанет возникать. Гораздо более продуктивной стратегией было бы в данном случае заниматься ровно столько, сколько вы в состоянии продержаться на энергии желания и интереса. И закончить занятие на одну минуту раньше того, как ваш внутренний голос заноет: «Ну сколько же ещё можно?!»
Сколько именно должно длиться занятие испанским на каждом этапе обучения? На этот вопрос можете ответить себе только вы сами. Учитесь чувствовать себя, своё состояние, свои намерения и желания. Но подчёркиваю, что если вы постоянно будете действовать через «не могу» и «не хочу», то скоро ваша энергия начнёт уходить на преодоление отвращения к самому предмету, который стал для вас полем для развития волевых качеств, переходящих в самобичевание.
Давайте сначала разберёмся, что такое мотивация.
Мотивация и интенция.
Мотивация — слово нерусское, неродное, и оттого внутренне нам не до конца понятное. Словарь В. Даля выдаёт нам следующее:
Мотив — побудительная причина. Мотивировать — подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.
Вполне раскрывается смысл! Мотивация получается инструментом логики, который работает только тогда, когда может опереться на доводы и факты.
Как правило, мотивация – что воздействует на вас извне (положительно, в качестве «пряника», или отрицательно, в качестве «кнута»). Применительно к изучению иностранного языка это означает, что испанский язык нужен Вам для каких-то определённых целей. Эти цели лично для Вас вполне обоснованы и самому себе доказаны. Так почему же бывает так трудно удержать мотивацию, если понятны цели?..
А потому что помимо действий извне на нас ещё что-то должно действовать изнутри. Это «что-то» психологическим языком называется интенция. По-русски: желание, намерение, стремление, воленье. Как видим, это, скорее, эмоциональная субстанция. Она действует по своим законам в духе поговорки: «Насильно мил не будешь».
Рассмотрим этот баланс сил – внешних и внутренних, логических и эмоциональных – на наиболее распространённых примерах.
Пример первый.
Вам нужно освоить английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой, потому что Вы можете получить очень хорошее рабочее место с высоким окладом и отличными перспективами. С точки зрения мотивации – всё очень даже хорошо, налицо веские доводы и основания для действий.
Но тут возможно два варианта.
Первый. Вам, в принципе, нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой, и Вы занимаетесь с удовольствием и интересом. То есть, желание (интенция) присутствует.
Второй. Вам ни в какую не нравится испанский, который Вам нужно изучить: интенция отсутствует. Как раз это случай, когда насильно мил не будешь.
В случае первого варианта Вам остаётся только найти подходящий для себя метод, форму и место обучения, а также периодически напоминать себе, для чего Вы это делаете, то есть поддерживать мотивацию в процессе изучения испанского языка на должном уровне.
Второй вариант напоминает приём определённой пищи в детстве, которую ваши родители считали крайне для вас полезной, а вам было невкусно! Что же делать в этом случае, когда вы и сами прекрасно знаете, как полезен, например, финский язык на завтрак, но вам «невкусно»?..
Ответы будем искать чуть позже, пока давайте дальше разбираться с самим принципом соотношения мотивации и интенции.
Пример второй.
Вам очень нравится какой-то определённый язык — интенция налицо.
Опять рассмотрим два варианта развития событий.
Первый. (Мотивации к испанскому нет.)
Вы пока даже не предполагаете, зачем вам нужен испанский язык. Мотивации нет, но её можно найти при желании.
Вариант второй. (Мотивация к испанскому есть.)
Вы предполагаете, что через год-другой поедете в страну, где говорят на испанском, и будете там активно общаться, посещать экскурсии и получать массу удовольствия, а не чувствовать себя безъязыким, немым и одиноким на чужом празднике жизни. Мотивация положительная, хоть и не очень определённая.
Если второй пример/вариант второй относится к Вам – Вас можно смело поздравить, у Вас сплошные плюсы! Помощь лингвистического психолога Вам может потребоваться только в случае, если у вас присутствуют иные коммуникативные барьеры (понимания, говорения, школьный) и еще больше повысить свою мотивацию.
Вся эта история с мотивацией и интенцией относится прежде всего к тем, у кого отсутствует либо желание, либо невнятны цели. Впрочем, у кого всё хорошо – цели ясны и желание присутствует, тоже может быть полезно вникнуть в тему, так как мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени.
Из приведённых примеров становится очевидно, что с внутренними проблемами разбираться гораздо сложнее, чем с внешними. Но на это и есть лингвистическая психология, чтобы помогать людям решать их внутренние проблемы.
В качестве первого шага на пути поиска гармонии мы предлагаем вам подумать, каков ваш собственный вариант проблемы (если она, конечно, присутствует или может возникнуть). Возможно, ваш вариант не нашёл отражения в наших примерах? Чем больше вы обнаружите своих собственных причин мотивации и личной вовлечённости, тем более действенными окажутся предлагаемые нами способы решения проблем подобного типа.
2. Для усиления мотивации при изучении испанского языка я как учитель МОБУ …..
А. Веду группу в контакте
«La escuela virtual del castellano»
, целью которой является - цитирую -
Группа создана прежде всего для моих учеников, для дистанционной помощи им, а также для усиления их мотивации при изучении испанского языка. Потому выкладываются материалы как лингвистического, так и культурологического и справочного характера.
Ты – кровь души, испанский мой язык!
Отчизна всюду мне, где речь родная
звучит и льется – ведь ее родник
полмира затопил, не иссякая.
Уже латынь Сенеки твой расцвет
пророчила вернее гороскопа.
С тобой Европой сделалась Европа.
С тобой Колумб удвоил белый свет.
Язык мой – как ковчег. И в нем плывет
Рисаля и Хуареса народ:
десятки рас и племена без счета...
Он никому не тесен и не мал.
Не зря на нем Сервантес написал
евангелие нам – от Дон Кихота.
(Мигель де Унамуно пер. С. Гончаренко)…………..
В. С каждой своей группой я веду беседы, к которые выкладываю материал аудио и видео, дополнительные тексты по текущей теме, стихотворения лучших поэтов, которые писали на испанском языке, грамматический и лексический материал. Самое главное – ищу лучшие видеоуроки – дети дома могут смотреть их много раз и повторять пройденное в школе,
таблицы с грамматическими правилами – яркие и запоминающиеся,
песни, цитаты и прочее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_latinskiy_yazyk.docx | 109.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ «МУРИНСКИЙ ЦО №2»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
В 10 м КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА,
Газиева Ольга Владимировна, высшая квалификационная категория
г.Мурино
2021 г.
Урок-закрепление пройденного материала
Тема: Repetitio est mater studiorum
План урока:
Тема: «Повторение – мать учения». «Repetitio est mater studiorum»
Тип урока - урок-закрепление. (Работа с латинским текстом, правилами чтения, ударения, повторение числительных, проверка общих сведений о Древнем Риме)
Цель: создать условия для практического применения языкового материала.
Образовательная задача: совершенствовать языковые способности учащихся.
Развивающая задача: развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу личности, память, внимание.
Воспитательная задача: осуществлять воспитание уважительного отношения к укладу, традициям Древнего Рима.
Практические задачи:
Совершенствовать грамматические навыки;
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая.
Технология: развивающее обучение.
Метод: системно–деятельностный.
Дидактические принципы: воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность.
Методические принципы: межпредметность.
Средства обучения: доска, тематическая наглядность, раздаточный материал, карточки, интерактивная доска, телевизор
Структура урока:
1 блок – целевой: Орг.момент. Постановка задачи.
2 блок – процессуальный: фон. зарядка. Совершенствование навыков грамматики. Формирование навыков работы с латинским текстом.
3 блок – аналитический. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент. 3 мин.
- Объявление цели урока. 2 мин.
- Контроль дз. Техника чтения. «Guadeamus». 10мин.
- Контроль домашнего задания. Крылатые выражения на тему медицины наизусть, работа всем классом, играем; разъяснение одного их крылатых выражений, индивидуальная работа. 10 мин.
- Тест на знание истории Древнего Рима и начал грамматики. 5 мин.
- Повторение темы «Числительные». Решение примеров. 5 мин.
- Подведение итогов урока по латинскому языку. Рефлексия. 4 мин.
- Домашнее задание.1 мин.
1. Организационный момент. 3 мин.
Salvete, amici! Assidite! Quis hodie abest? | Здравствуйте, друзья, садитесь. |
2. Объяснение цели урока. 2 мин.
Studium nostrum vocor
ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ
3. Контроль домашнего задания. Техника чтения 10 мин.
ПОМНИМ! ПРАВИЛО УДАРЕНИЯ: НИКОГДА НА ПОСЛЕДНИЙ, ЕСЛИ ТРЕТИЙ ОТ КОНЦА - ДОЛГИЙ – НА НЕГО, ЕСЛИ ПРЕДПОСЛЕДНИЙ - КОРОТКИЙ СЛОГ – НА НЕГО.
1. Gaudeāmus igĭtur,
Juvĕnes dum sumus!
Post jucundam juventūtem,
Post molestam senectūtem
Nos habēbit humus!
гаудэа'мус и'гитур,
ю'вэнэс дум су'мус!
пост юку'ндам ювэнту'тэм,
пост моле'стам сэнэкту'тэм
нос hабэ'бит hу'мус!
Давайте же радоваться,
Пока мы молоды!
После веселой молодости,
После тягостной старости
Нас примет земля.
2. Ubi sunt, qui ante nos
In mundo fuēre?
Vadĭte ad supĕros,
Transĭte ad infĕros,
Hos si vis vidēre! 1
у'би сунт, кви а'нтэ нос
ин му'ндо фуэ'рэ?
ва'дитэ ад су'пэрос,
тра'нситэ ад и'нфэрос,
hос си вис видэ'рэ!
Где те, кто прежде нас
В <этом> мире были?
Ступайте к небесным богам,
Перейдите в царство мертвых,
Кто хочет их увидеть.
3. Vita nostra brevis est,
Brevi finiētur.
Venit mors velocĭter,
Rapit nos atrocĭter,
Nemini parcētur!
ви'та но'стра брэ'вис эст,
брэ'ви финиэ'тур.
вэ'нит морс вэлё'цитэр,
ра'пит нос атро'цитэр,
нэ'мини парцэ'тур!
Наша жизнь коротка,
Вскоре закончится.
Смерть приходит быстро,
Хватает нас безжалостно,
Никому не будет пощады!
4. Vivat Academia!
Vivant professōres!
Vivat membrum quodlĭbet!
Vivant membra quaelĭbet!
Semper sint in flore!
ви'ват акадэ'миа!
ви'вант профэссо'рэс!
ви'ват мэ'мбрум кво'длибэт!
ви'вант мэ'мбра квэ'либэт!
сэ'мпэр синт ин флё'рэ!
Да здравствует Академия! 6
Да здравствуют преподаватели!
Да здравствует каждый в отдельности!
Да здравствуют все вместе!
Пусть всегда они процветают!
5. Vivant omnes virgĭnes
Gracĭles, formōsae! 2
Vivant et muliĕres
Tenĕrae, amabĭles,
Bonae, laboriōsae!
ви'вант о'мнэс ви'ргинэс,
гра'цилес, формо'зэ!
ви'вант эт мули'эрэс
тэ'нэрэ, ама'билес,
бо'нэ, ляборио'зэ!
Да здравствуют все девушки,
Стройные, красивые!
Да здравствуют и женщины,
Нежные, милые,
Добрые, трудолюбивые!
6. Vivat et Respublĭca
Et qui illam regunt! 3
Vivat nostra civĭtas,
Maecenātum carĭtas,
Qui nos hic protĕgunt! 4
ви'ват эт рэспу'блика
эт кви и'ллям рэ'гунт!
ви'ват но'стра ци'витас,
мэцэна'тум ка'ритас,
кви нос hик про'тэгунт!
Да здравствует и республика 7
И те, кто ею правят!
Да здравствует наша община,
Милость меценатов 8,
Которые нам здесь покровительствуют!
7. Pereat tristitia,
Pereant dolōres! 5
Pereat diabŏlus,
Quivis antiburschius
Atque irrisōres!
пэ'рэат тристи'циа,
пэ'рэант долё'рэс!
пэ'рэат диа'болюс,
кви'вис анибу'рсхиус
а'тквэ ирризо'рэс!
Да сгинет печаль,
Да сгинут горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг студентов,
А также насмешники!
8. Quis confluxus hodie
Academicōrum?
E longinquo convenērunt,
Protĭnusque successērunt
In commūne forum.
квис конфлю'ксус hо'диэ
акадэмико'рум?
э лёнги'нкво конвэнэ'рунт,
протину'сквэ сукцэссэ'рунт
ин комму'нэ фо'рум.
Кто собрался сегодня
Из академиков? 9
Они съехались издалека,
Тотчас присоединились
К общему собранию.
9. Vivat nostra sociĕtas,
Vivant studiōsi!
Crescat unā verĭtas,
Floreat fraternĭtas,
Patriae prosperĭtas!
ви'ват но'стра соци'этас,
ви'вант студио'зи!
крэ'скат у'на вэ'ритас,
флё'рэат фратэ'рнитас,
па'триэ проспэ'ритас!
Да здравствует наш союз,
Да здравствуют студенты!
Пусть растет также истина,
Процветает братство,
Благополучие родины!
10. Alma Mater floreat,
Quae nos educāvit;
Caros et commilitōnes,
Dissĭtas in regiōnes
Sparsos, congregāvit!]
а'льма ма'тэр флё'рэат
квэ нос эдука'вит,
ка'рос эт коммилито'нэс,
ди'сситас ин рэгио'нэс
спа'рсос, конгрэга'вит!
Пусть процветает Альма-матер
Которая нас воспитала,
Дорогих и сотоварищей,
В разные области
Рассеянных, вместе собрала!
4. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО - НАИЗУСТЬ КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ. 10 мин.
К этому уроку вы учили крылатые выражения на медицинскую тему, минимум 25, и также по желанию объясняли 1-2 афоризма.
Один ученик называет фразу на латинском, указывает ученика, который быстро должен произнести свою, перевести, передать эстафету следующему. Так весь класс вспоминает и повторяет крылатые выражения. (20-23 крылатых выражения). Следим за произношением.
Amor non est medicabilis herbis- Любовь травами не лечится(Овидий)
Beatus, qui prodest,quibus potest- Благословенен тот,кто приносит пользу тем, кому может
Chirurgiae effectus inter omnes medicinae partes evidentissimus est(Цельс)- эффект хирургии среди всех разделов медицины-самый заметный
Contra vim mortis non est medicamen in hortis- Против смерти нет средства в садах
Contraria contrariis curantur- Противоположное лечится противоположным
Diagnosis bona-curatio bona – Хороший диагноз-хорошее лечение
Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus- Все мы,покуда
здоровы, легко даем правильные советы больным
Hygiena amica valetudinis- Гигиена-подруга здоровья
Ignoti nulla curatio morbi- Нельзя лечить неопознанную болезнь
Invia est in medicina via sine lingua Latina-Непроходим в медицине путь без латинского языка
Medica mente, non medicamentis- Лечи умом,а не лекарствами
Medicamenta heroica in manu imperiti sunt,ut gladius in dextra furiosi(in dextra manu)- Сильнодействующее лекарство в руке неопытного, как меч в правой руке безумного
Medice, cura aegrotum, sed non morbum- Врач, лечи больного,а не болезнь
Medice, cura te ipsum- Врач,исцелися сам
Medicina soror philosophiae(Демокрит)- Медицина-сестра философии
Medicus nihil aliud est, quam animi consolatio(Петроний)- Врач- не что другое,как утешение для души
Mens sana in corpore sano bonum magnum est(Ювенал)-В здоровом теле здоровый дух- великое богатство
Natura sanat, medicus curat morbos (Гиппократ)- Природа оздоравливает,врач лечит болезни
РАЗЪЯСНЕНИЯ КРЫЛАТЫХ ФРАЗ. 1-2 чел.
Светя другим, сгораю сам. Aliis inserviendo consūmor. Эту фразу избрал девизом голландский лекарь XVII века Николас ван Тульп. Он полагал, что и эмблемой врачевания должна стать горящая свеча. Горящая свеча – удивительно красивый и точный символ одного из главных нравственных качеств врача — самоотверженности, способности абсолютно, до конца принадлежать своему делу, не жалеть себя во имя благополучия других. С одной стороны, она означает, что служение другим вызывает совершенствование служащего, а с другой – оно вызывает растворение служащего в духовном. То есть, основная мысль фразы в том, что совершенствование и растворение в духовном – суть одно и то же, а путь к этому - в служении человечеству. История медицины знает немало имен деятелей науки, которые ради блага людей жертвовали своим здоровьем и даже жизнью. Исключительность условий, в каких порою приходится действовать врачу, только ярче проявляет то качество, о котором мы говорим.
Одним из девизов врачевания является выражение «Árte et humanitáte, labóre ét sciéntia» – искусством и человечностью, трудом и знанием (должен обладать врач). Этот медицинский девиз принадлежит Гиппократу. Так великий греческий врач в V веке до н.э. определил главное кредо тех, кто делом своей жизни избрал исцелять больных. Века не привнесли поправку в сию формулировку – древнее правило врачевания и сегодня, в XXI веке, остается неизменным. Врач – одна из самых благородных профессий. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики. Врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять современные способы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины. Медицина постоянно находится в развитии. Новые болезни требуют новых знаний. К тому же, знания и 4 умения врача не ограничиваются лишь областью чистой медицины. Настоящий специалист должен быть и хорошим психологом — уметь выслушать человека, проникнуть в его душу; уметь успокоить, вселить надежду, уверенность, веру. Для больного врач должен быть отцом, для выздоравливающего - охранителем, для здорового - другом. Он должен поддерживать радостную надежду на выздоровление.
Nón est ín medicó sempér relevétur ut aéger. – не всегда во власти врача исцелить больного. Автором выражения является древнеримский поэт Овидий. Всем известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства. Безусловно, иной раз врачи, сделав всё для того, чтобы помочь больному, не всегда могут справиться в силу независящих от них причин. В настоящее время известны заболевания, которые считаются неизлечимыми. С каждым днем ученые открывают множество микроорганизмов, источников новых болезней человека, лекарства от которых неизвестны. Следует помнить о том, что врач только помогает в лечении, но если больной сам не хочет вылечиться, то никакой врач и никакие лекарства не помогут. Любой врач бессилен при отстутствии желания, рвения прийти на поправку.
Высший навык владения искусством врачевания отражён ещё в одной пословице на латыни: Medĭca mente, non medicamentis.. Его дословный перевод звучит следующим образом: «Лечи умом, а не лекарствами». Интересно, что этой крылатой фразой, как флагом, орудовали противники лечения лекарствами на переходе девятнадцатого века в двадцатый. Лекарства – это серьёзное оружие, которое в руках врача, лечащего не умом, действительно полезным не будет. Умный врач подскажет, в какое время лучше принимать препарат. К сведению, есть целая наука хрономедицина, определяющая время суток наиболее удачное, чтобы принять ту или другую таблетку. Лечи умом, а не лекарствами — высшее медицинское искусство. Даже целебное средство в руках догматика становится малополезным или вредным. Зато в руках целителя, действующего не по писаной букве, а анализирующего состав лекарства и способы влияния составляющих на организм, может исцелить многие болезни.
Дополнением к клятве Гиппократа и главной заповедью любого врача является латинская фраза, впервые высказанная Цицероном – Salus aegrōti suprēma lex medicōrum. Это высказывание пришло из Древнего Рима и его 5 перевод звучит следующим образом: Благо больного – высший закон для врачей. Это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. Истинный врач — это тот, кто в раздумьях и сомнениях не теряет выдержки и умеет воздействовать на больного благотворно, как и на окружающих его людей. Человеческая жизнь – приоритетная ценность для врача, именно поэтому он должен лечить пациента, несмотря на его опасения и просьбы. Заключение Рассмотрев медицинскую этику в латинских афоризмах, мы сделали вывод, что познавательное и воспитательное значение латинской афористики несомненно, так как знакомство с изречениями на этические темы является своеобразной школой мудрости, истоком духовного самосовершенствования, а также учит гуманным основам профессии.
5. НАСКОЛЬКО ВЫ ЗНАЕТЕ ЛАТЫНЬ И ДРЕВНИЙ РИМ? 5 МИН. НА ЭЛЕКТРОННОЙ ДОСКЕ.
1. Первый вопрос, самый важный. Что есть латынь?
Не знаю.
Где-то я об этом слышал(а)...
Это язык.
2. Второй вопрос. Кто основал Рим и когда?
Рем, 738 год до нашей эры.
Ромул, 890 год до нашей эры
Ромул и Рем, 745 г. до нашей эры
Ромул и Рем, 753 г. до нашей эры
3. Легкие вопросы кончились. На какой слог ставится ударение в латинском языке?
Когда как.
Всегда на последний
Всегда на второй от конца
Всегда на второй от конца, если слог долгий. Если краткий - на третий от конца.
Только на третий от конца
На первый
4. Что это за число? DCCC
800
700
900
500
5. Сколько в латыни падежей?
6
5
7
4
Не знаю
6. Продолжите фразу: Omne initium...
...parve est
...aeterne est
...difficile est
...dura est
Не знаю
7. Как переводится фраза Barba crescit, caput nescit?
Ослы едят, головами трясут
Борода растет, голова не знает
Барбара готовит, но не умеет
Не знаю
8. Sagitta - это...
Дубленки и шубы
Супермаркет
Стрела
Имя
Копье
Глянец
Бифштекс
9. На каком берегу реки Тибр был основан Рим?
На правом
На левом
Он был основан не у Тибра, а у Рубикона
На острове посередине, тут же и ров тебе рыть не надо
Какой Тибр? Меж Тигром и Евфратом!
10. "Ага"-то как на латыни сказать?
aha
ehem
uhum
ehe
11. А вежливо поздороваться со взрослым?
Ave!
Avete
Salve!
Salvete
6.Закрепление материала “Числительные”. 10 мин.
Назовите, пожалуйста, по -латински числительные от 1 по 12.
Unus,una,unum – 1 septem – 7
Duo,duae,duo – 2 octo - 8
Tres,tres, tria – 3 novem 9
Quattuor – 4 decem - 10
Quinque – 5 undecim - 11
Sex – 6 duodecim -12
Computa! Реши примеры.
Duo et tria= … | Quinque de decem = … | octo et duo = … |
Quattuor de novem = | Sex et unum=… | tria de octo= |
Я ПИШУ НА ДОСКЕ
(выбери правильный ответ и подставь нужное латинское слово).
Решаем примеры 2+2= | (unum, tres. quattuor) |
2+8= | (decem, octo, undecim) |
4+9= | (novem, quinque, triadecem) |
12-6= | (duo, sex, septem) |
10-5= | (novem, tria, quinque) |
18+2= | (duodecem, undeviginta, viginti). |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин.
Молодцы! Vos optime laboratis. Ego contenta sum. (Вы отлично работаете.)
Скажите:
- что получалось легко,
- что вызвало затруднения.
Выставление оценок, их комментарий.
8. Домашнее задание. 2 мин. Будет выложено в электронный журнал.
1.Текст прочитать и понять главное содержание:
Multae terrae in Europa sunt. Varia est terrarurn Europae natura, nam aliae terrae, ut Hungaria, Niderlandia multaeque aliae terrae, ple-rumque planae sunt, aliae autem, ut Graecia, Italia, Helvetia, montuosae. Aliae terrae silvis abundant, aliae silvis fere carent. Nonnullae Europae terrae, ut Britannia, Hibernia, Islandia, in insulis sitae sunt, nonnullae, ut Italia, Graecia, Hispania — in paeninsulis. Forma Britanniae insulae triquetra est.
In terris Europae plurimae fabricae et fodinae sunt, ferriviae atque stratae totam terram dense cooperiunt. Fabricae multas res ad cotidia-nam vitam necessarias producunt. Etiam agriculturae multarum Europae terrarum incolae student. Agricolae terram magna cum cura colunt et incolas terrarum suarum alunt.
In silvis Europae multae bestiae et variae plantae sunt. Silvae mul-tam et variam materiam praebent.
Patria nostra est terra magna et pulchra, partim in Europa, partim is Asia sita. In Europa terrae, patriae nostrae finitimae, sunt Polonia, Hungaria, Bohemoslavia et Dacoromania.
Пр и м ечание к тексту:
Hungaria, ae f новолат. Венгрия, Niderlandia, ae / Нидерланды, Helvetia, ae f Швейцария, Hibernia, ae f Ирландия, Islandia, ae f Исландия, Polonia, ae f Польша, Bohemoslavia, ae f Чехословакия, Dacoromania, ae f Румыния
Лексический минимум
sum, fui, —, esse быть
studeo, studui, —, 2 (+ dat.) стремиться, стараться; (усердно) заниматься
colo, colui, cultum 3 обрабатывать, ухаживать; почитать ..
amo 1 любить
amicitia, ae / дружба
terra, ae f земля; страна
natura, ae f природа
incola, ae m житель . >
agriculture, ae f земледелие
agricola, ae m земледелец
cura, ae /забота, старание
patria, ae f отечество, родина
silva, ae / лес
bestia; ae f животное, зверь
scientia, ae. / знание; наука
vita, ae / жизнь
epistola, ae f письмо
fortuna, ae / судьба, участь; счастье
victoria, ae f победа
tabula, ae f доска; картина
cito быстро, скоро
quia так как, потому что
2. Презентация «РЕЦЕПТ».
Comple promissum = выполняй обещания
Debes, ergo potes = должен, значит можешь
Cerium voto pete finem = ставь себе лишь ясные цели
Ubi culpa est, ibe poena subesse debet = где есть вина, там должна быть и кара
Volo, non valeo = хочу, но не могу
Vis unita fortior = объединённые силы мощнее
Potius sero quam nunquam = лучше поздно чем никогда
Nam viciis nemo sine nascitur = никто не рождается без недостатков
In angustiis amici apparent = друзья познаются в беде
Vince in bodo malum = победи зло добром
Servame, servando te = выручи меня, а я выручу тебя
Dictum - factum = сказано - сделано
Carmina morte carent = стихи лишены смерти
Nosce te iptium = познай самого себя
De omnibus dubitardum = сомневайся во всём
Tale quale = таков, каков есть
Modus vivendi = образ жизни
Utile dulce miscere = сочетать приятное с полезным
Et multa alia = и многое другое