Рабочая программа социально-педагогической направленности "Читаю быстро.Читаю с пониманием"

Котина Алёна Игоревна

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Читаю быстро.Читаю с пониманием" направлена на улучшение скорости чтения у обучающихся, а также на создание условий осмысленного и осознанного чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Читаю быстро. Читаю с пониманием»

Базовый уровень

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 144 часа

        

        

Разработчик: Котина Алена Игоревна,

        педагог дополнительного образования

Приполярный, 2021


Паспорт программы

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Читаю быстро. Читаю с пониманием»

2.

Основание для

разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (проект).

3.

Автор-разработчик программы

Котина Алена Игоревна, педагог дополнительного образования

4.

Руководитель программы

Котина Алена Игоревна, педагог дополнительного образования

5.

Рецензенты программы

-

6.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

7.

Направленность программы

Социально-педагогическая

8.

Год разработки программы

2021

9.

Год последней корректировки программы

2021

10.

Уровень освоения программы

базовый

13.

Форма реализации программы

групповая

14.

Целевые группы

обучающиеся 7-10 лет

15.

Сроки реализации программы

 1 год

16.

Цель программы

Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, улучшения техники чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

Способствовать гармоничному развитию основных процессов мыслительной деятельности (вниманию, восприятию, памяти, мышлению, воображению, развитию речи).

17.

Краткое содержание программы

Программа «Читаю быстро. Читаю с пониманием» направлена на формирование осознанного чтения у младших школьников, улучшение техники чтения и привитие любви к чтению. Каждое занятие включает в себя кроме упражнений на развитие скорости чтения, практически все элементы развития: задания на активизацию обоих полушарий головного мозга, мнемотехники, упражнения на актуализацию и расширение словарного запаса, на развития мышления и логики, математических способностей, на концентрацию и скорость переключения внимания, применяются таблицы Шульте и Шульте-Гробова, техники эмоционального интеллекта, развиваются все виды памяти. Уроки наполнены занимательными упражнениями и играми, что помогает ребенку облегчить процесс обучения.

 

Ожидаемые результаты

Улучшение техники чтения в 1,5-2 раза и более, понимание прочитанного, развитие навыка работы с текстом и способности правильно строить пересказ, улучшение уровня грамотности, развитие внимания, памяти, мышления, логики, пространственного воображения, мелкой моторики рук, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, развитие речи, коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Читаю быстро. Читаю с пониманием» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

Программа «Читаю быстро. Читаю с пониманием» имеет социально-педагогическую направленность[1], относится к базовому уровню[2].

Современный мир представляет собой огромное информационное поле. Ежедневно мы сталкиваемся с большим объёмом информации, которая нами обрабатывается: телевидение, гаджеты, социальные сети, реклама, видеоигры – всё это оседает в головах как взрослых, так и детей, и оказывает влияние на работоспособность головного мозга, особенного детского. Объём необходимых знаний и навыков постоянно растёт, поэтому очень важно, чтобы ребёнок умел воспринимать информацию быстро и справляться с её обработкой.

Дети, выросшие на мультфильмах и видеоиграх, чьи слуховые и зрительные анализаторы настроены на цифровое восприятие, привыкли к готовым красочным образам, зачастую с трудом воспринимают текстовую информацию, им сложнее сконцентрировать своё внимание на чтении, запомнить, проанализировать, пересказать. При этом школьная программа практически полностью строится на тексте, и неумение быстро и правильно читать приводит к проблемам с успеваемостью, потому как быстро прочитать, а главное понять задание – одно из ключевых составляющих его успешного выполнения. Кроме того, недостаточные навыки чтения увеличивают время выполнения домашних работ, и процесс обучения становится выматывающим, что приводит к дополнительному стрессу и нежеланию учиться.

Чтение – очень сложный и трудоёмкий мыслительный процесс, во время которого активизируются внимание, мышление, восприятие, различные виды памяти (зрительная, слуховая, наглядно-образная, долговременная и кратковременная), воображение, логика, артикуляционный аппарат и др. Если какой-то вид деятельности недостаточно развит, то ребёнок сталкивается с трудностями при чтении. Программа «Читаю быстро. Читаю с пониманием» включает в себя не только обучение чтению, но и помогает развивать мыслительные процессы, необходимые для успешного овладения навыком осознанного чтения, путем интегрирования в занятия упражнений и игр на внимание, мышление, память, логику, мелкую моторику и на тренировку артикуляционного аппарата.

Актуальность. Быстроразвивающийся современный мир с обилием информации требует такого же стремительного развития от окружающих, поэтому крайне важно сформировать у обучающихся умение быстро, грамотно и осознанно читать. Данный навык будет способствовать улучшению успеваемости в школе, повышению общего уровня грамотности, умению адаптироваться в информационном потоке.

Особенность программы в ориентировании на создание условий формирования быстрого смыслового чтения и развитие интеллекта. Программа несёт практическую направленность, на каждом занятии выполняются различные упражнения для улучшения техники чтения (работа с артикуляционным аппаратом, чистоговорки и скороговорки, слоговые таблицы, отработка чтения слов в столбик, чтение лесенок из слов, работа с дыханием, таблицы Шульте и др.), понимание прочитанного (пересказы, работа с текстом), а также на развитие интеллекта (упражнения на внимание, память, мышление и воображение), которые имеют занимательный характер, что благоприятно влияет на работоспособность учащихся.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что каждое занятие включает в себя практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Они имеют увлекательную игровую форму, благодаря чему работа с таким сложным навыком, как чтение, проходит легко и непринуждённо. Кроме того, помимо чтения, предлагаемые задания для развития интеллекта, рассчитаны на активизацию обоих полушарий головного мозга, что способствует гармоничному развитию учащихся. На занятиях используется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с учётом развития детей 7-10 лет.  

Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].

Программа адресована младшим школьникам 7-10 лет.

Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 144 часа.

Цель программы:

  • Создать условия для осмысленного и осознанного чтения, улучшения техники чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
  • Способствовать гармоничному развитию основных процессов мыслительной деятельности (вниманию, восприятию, памяти, мышлению, воображению, развитию речи).
  • Содействовать развитию познавательного интереса, навыков самоконтроля и самооценки, волевых качеств, дисциплинированности, умения общаться со сверстниками.


Задачи программы: 
Обучающие:

  • способствовать улучшению техники чтения в 1,5-2 и более раза от исходной;
  • сформировать навык осознанного чтения и умения пересказывать прочитанный текст, отвечать на вопросы по тексту;
  • познакомить с техниками запоминания и методами работы с текстами;
  • способствовать развитию речевой деятельности: умению слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • расширить словарный запас (за счёт чтения, пересказов, рассмотрения иллюстраций, выполнения упражнений на развитие речи, памяти, бесед, развития воображения и др.)
  • способствовать развитию монологической речи;
  • научить использовать мнемотехники.

Развивающие:

  • способствовать развитию интеллектуальных способностей и высших психических функций и познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения, расширить представления об окружающем мире;
  • создать условия для развития мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата;
  • содействовать формированию навыков сотрудничества, совместной и самостоятельной деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативных способностей.

Воспитательные:

  • создать условия для развития положительных эмоций по отношению к обучению и урокам;
  • прививать любовь и интерес к чтению;
  • воспитать самостоятельность и ответственность при выполнении различных заданий;
  • содействовать развитию эмоциональной отзывчивости (сочувствие, сопереживание и т.д.).

Условия реализации программы – на обучающую программу принимаются младшие школьники в возрасте от 7 до 10 лет. Форма организации занятий – групповая, максимальное количество обучающихся в одной группе 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, что соответствует требованиям СанПин 2.4.4.3172-14[4].

Для реализации программы необходим специалист, педагог дополнительного образования, владеющий знаниями по улучшению техники чтения и развитию интеллекта младших школьников 7-10 лет. Занятия составляются с учётом возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей.

Формы организации занятий 

Занятия по обучению быстрому осознанному чтению включают в себя различные виды заданий в игровой и занимательной форме, такая форма наиболее эффективна при работе с младшими школьниками. Игра помогает продуктивно усвоить материал, поддержать интерес к занятиям. Чтение требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения, поэтому материал по чтению преподносится блоками не более 15 минут, затем следует смена вида умственной деятельности. На занятиях используются мнемотехники, задания на активизацию и расширение словарного запаса, выполняются упражнения для развития мышления и логики, математических способностей, на концентрацию и скорость переключения внимания, таблицы Шульте и Шульте-Гробова, техники эмоционального интеллекта, задания на развитие всех видов памяти и мелкой моторики, а также на развитие артикуляционного аппарата и речи. Для этого применяются различные наглядные материалы: цветные картинки, игрушки, паззлы, мозаики, разнообразные пособия и индивидуальная рабочая тетрадь, включающая задания на развитие различных видов умственной деятельности. Весь предлагаемый материал имеет занимательный характер, задания подобраны таким образом, чтобы ребенку было понятно и несложно их выполнять.

Для успешной работы, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.

Формы

Описание

Родительское собрание

Информирование родителей о текущих результатах, обсуждение, планирование работы.

Открытое занятие

Возможность родителей (законных представителей) присутствовать и наблюдать за ходом занятий.

Массовые мероприятия

Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях (спортивный праздник, акция, субботник и пр.).

При реализации программы «Читаю быстро. Читаю с пониманием» используются различные педагогический технологии:

  • Лично-ориентированная – акцент ставится на личность обучающегося, создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий. Реализация природных потенциалов ребенка.
  • Технология индивидуализации обучения - адаптирование методов, форм, темпа обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, отслеживание его продвижения в обучении, при необходимости корректировка плана обучения.
  • Игровые технологии – использование различных видов игр (интеллектуальных, обучающих, развивающих и т.д) для расширения кругозора и применения ЗУН (знания, умения, навыки) на практике, для воспитания самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • Технология развивающего обучения  создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Подразумевается включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной составляющей, также включает общее развитие всех обучающихся, вариативность процесса обучения и индивидуальный подход. Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
  • Здоровьесберегающие технологии - обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Планируемые результаты

Итогом прохождения курса «Читаю быстро. Читаю с пониманием» является приобретение навыка осознанного быстрого чтения. При успешном прохождении курса техника чтения учащегося увеличится в 2-3 раза от исходной. Ребенок не только будет читать быстрее, но и будет способен понимать прочитанное, составлять пересказ, отвечать на вопросы по тексту. Также будут улучшены показатели по различным видам мыслительных операций (память, мышление, логика, речь, внимание). Результативность освоения программы отслеживается по результатам начальной диагностики, текущему контролю (фиксирование результатов выполнения упражнений и тестов в дневник наблюдений, фронтальные опросы) и итоговой диагностике, а также учитываются отзывы родителей

        Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.

Личностные результаты:

  • знание правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  • развитие у обучающихся навыков активного общения со сверстниками, педагогом и продуктивного с ними сотрудничества;
  • формирование любви и интереса к чтению;
  • развитие положительных эмоций по отношению к обучению и урокам;
  • способность самостоятельно выполнять задания, ответственно относится к поручениям;
  • развитие организованного поведения на занятии и усидчивости;
  • создание эмоциональной отзывчивости (сочувствие, сопереживание и т.д.);
  • формирование умения работать с книгой, пособиями, учебными принадлежностями, раздаточными карточками, а также бережного отношения к учебным материалам.

Предметные результаты:

  • улучшение техники чтения в 1,5-2 и более раза от исходной;
  • формирование навыка осознанного чтения, умение пересказывать прочитанный текст, отвечать на вопросы по тексту;
  • знание техник запоминания и методов работы с текстами;
  • уметь пользоваться мнемотехниками.

Метапредметные:

  • развитие внимания, памяти, мышления, логики, математических представлений, воображения и мелкой моторики рук; расширение представлений об окружающем мире;
  • развитие речевой деятельности на основе бесед, разговоров, высказываний, умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • развитие монологической речи;
  • расширение словарного запаса;
  • способность к сотрудничеству, совместной и самостоятельной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

        Для успешной реализации программы «Читаю быстро. Читаю с пониманием» необходимо:

Оборудование и инструменты:

  • бумага белая (офисная);
  • цветной картон;
  • карточки с цветными картинками;
  • паззлы (разрезные);
  • мозаики;
  • мелкие игрушки;
  • тетрадь в клеточку;
  • слоговые таблицы;
  • таблицы (столбики) из слов;
  • пособия с занимательными упражнениями на память, мышление, развитие речи, логику, воображение;
  • сборник текстов для чтения и пересказов;
  • рабочая тетрадь с упражнениями на внимание, мелкую моторику рук;
  • книги (художественная литература);
  • таблицы Шульте и Шульте-Гробова;
  • счётные палочки;
  • карандаши цветные и простые;
  • ластики;
  • ручка шариковая;
  • линейка;
  • мел;
  • магниты;
  • алфавитная лента.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • учебная доска магнитно-меловая;
  • шкаф для хранения материалов и наглядных пособий;
  • ПК или ноутбук;
  • принтер цветной;
  • сшиватель для бумаги пружинный;
  • ламинатор.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктажи.

2

1

1

Устный опрос, наблюдение, фиксирование результатов дневнике наблюдения

Тренировка скорости чтения.

49

18,5

30,5

Наблюдение, фиксирование результатов дневнике наблюдения

Работа с текстом. Развитие речи.

20

8

12

Наблюдение, устный опрос

Развитие интеллекта.

71

13

58

Наблюдение, фиксирование результатов дневнике наблюдения, тестирование, фиксирование результатов дневнике наблюдения

Подведение итогов.

2

2

Устный опрос, тестирование

Всего:

144

40,5

103,5


Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктажи (2 часа).

Тема 1. Польза чтения.

Теория: вводное занятие. Знакомство со зданием и кабинетом. Инструктажи. Правила личной организации перед началом занятий. Правила поведения при пожаре. Места эвакуации. Организация рабочего места. Факты о пользе чтения: плюсы и минусы быстрого чтения. Постановка целей и задачей программы, знакомство с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.

Тема 2. Входная диагностика.

Теория: входная диагностика. Проведение замера скорости чтения, определение понимания прочитанного (ответы на вопросы к тексту).

Практика: чтение на время, пересказ, ответы на вопросы по тексту, выполнение упражнений на внимание, зрительную и слуховую память, на мышление, тестирование, фронтальный опрос.

Раздел 2. Тренировка скорости чтения (49 часов).

Тема 1. Слоговые таблицы.

Теория: определение методов чтения вслух. Правила выполнения упражнения. Артикуляционный аппарат: функции, способы развития и тренировки.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Слоговые таблицы: тренировка темпа и правильности чтения. Тренировка внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух. Пересказ.

Тема 2. Столбики слов.

Теория: правила выполнения упражнения «столбики» (чтение в строчку, чтение слов сверху вниз, чтение вверх ногами, чтение на одном дыхании). Акцентируется внимание на правильности прочтения слов, постановке ударения. Упражнение построено по принципу от простого к сложному: отрабатываются односложные слова, затем двусложные и так далее по нарастающей.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Тренировка внимания и скорости переключения внимания. Тренировка дыхания. Работа над расширением периферического зрения. Чтение книги вслух. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 3. Лесенки слов.

Теория: правила выполнения упражнения «лесенки слов». В данном упражнении постепенно увеличивается длина фразы от одного слова до предложения в 6-7 слов (чтение в столбик), акцентируется внимание на правильности прочтения слов, постановке ударения, удержании дыхания. Происходит наращивание темпа прочтения цельных фраз.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение лесенки слов. Тренировка оперативной памяти, внимания и скорости переключения внимания. Работа над расширением периферического зрения. Чтение книги вслух. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 4. Многократное чтение.

Теория: правила выполнения упражнения «многократное чтение». Предлагается чтение текста в течение 1 минуты, после чего оставляется метка, до какого места дочитано за отведенное время. Затем следует повторное чтение того же отрывка с отметкой места, до которого дочитал во второй раз, после чего результаты чтений сравниваются. Естественно, что во второй раз количество прочитанных слов увеличилось, что вызывает положительные эмоции, а также способствует привыканию артикуляционного аппарата к большему темпу чтения. Акцентируется внимание на правильности прочтения слов, постановке ударения, дыхании.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Многократное чтение. Тренировка внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 5. Упражнение «Спринт».

Теория: правила выполнения упражнения «спринт». Предлагается чтение одинакового отрывка текста группе учащихся, по команде «кто быстрее» они начитают читать, после слова «стоп» останавливаются и пальчиком показывают, место где закончили чтение. Затем отвечают на вопросы по отрывку текса для определения понимания прочитанного. Акцентируется внимание на правильности прочтения слов, постановке ударения, дыхании. При выполнении упражнения ученики тренируют артикуляционный аппарат, так как чтение происходит в ускоренном темпе, а также внимание и сосредоточенность, ведь рядом вслух читают другие дети, тем самым мешают сосредоточиться.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение «спринт». Тренировка внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 6. Упражнение «Бросок - засечка».

Теория: правила выполнения упражнения «бросок-засечка». По команде «бросок» ребёнок читает текст вслух, при этом руки лежат на коленях. Затем по команде «засечка» необходимо поднять голову и закрыть глаза, дается несколько секунд на отдых, руки по-прежнему на коленях. После чего следует команда «бросок», и ребёнок должен отыскать глазами то место, где остановился и продолжить чтение. Такое упражнение может длится около 5 минут, оно способствует развитию зрительного умения ориентироваться в тексте. Акцентируется внимание на правильности прочтения слов, постановке ударения, дыхании.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение «бросок-засечка». Тренировка внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 7. Упражнение «Полстрочки».

Теория: правила выполнения упражнения «полстрочки». Ребёнку предлагается читать текст с закрытой сверху наполовину строчкой (с помощью линейки, бумажной полоски). Благодаря данному упражнению развивается внимание и сосредоточенность, а также способность узнавать слова, необходимая для быстрого чтения про себя. Кроме того, когда читается верхняя строчка по половинкам букв, следующая строчка полностью открыта, и гораздо удобнее успеть прочитать её про себя, пока она открыта, чтобы потом, когда она будет закрыта, прочитать её быстрее. Это упражнение способствует формированию чтения про себя, словесно-логической памяти, развивает внимание и умение выполнять две задачи одновременно.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение «полстрочки». Тренировка памяти, внимания и скорости переключения внимания. Работа над расширением периферического зрения. Чтение книги вслух. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 8. Упражнение «Буксир».

Теория: правила выполнения упражнения «буксир». Упражнение выполняется следующим образом: педагог совместно с учениками читает текст вслух, в пределах скорости учащихся, которые должны подстроится под взрослого. Затем педагог замолкает и продолжает чтение про себя, его примеру следуют ученики, после чего снова начинает читать вслух, а дети, если правильно уловили темп чтения, должны «встретиться» с ним на одном и том же слове.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение «буксир». Тренировка внимания и скорости переключения внимания, развитие артикуляционного аппарата. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 9. «Игра в прятки».

Теория: правила выполнения упражнения. Педагог начинает чтение вслух с любого слова в тексте, указав абзац, а ученикам необходимо найти это место и подстроиться под чтение. Когда кто-то первым из детей находит, то непременно радуется этому событию. Таким образом чтение превращается в соревнование, что способствует выработке положительный эмоций. Это упражнение содействует формированию быстрого чтения про себя, развивает внимание и зрительное умение ориентироваться в тексте.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение «игра в прятки». Тренировка памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 10. Чтение с пропусками.

Теория: правила выполнения упражнения. Для чтения предлагается текст, в словах которого пропущены некоторые буквы (количество пропусков зависит от уровня чтения ребёнка). Места пропусков обозначены точками. Данное упражнение развивает способность быстро читать и анализировать слово целиком, соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения. Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. Предлагается только тем учащимся, которые имеют высокую скорость чтения вслух, читают с пониманием.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение «чтение с пропусками». Тренировка памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 11. «Чтение вверх ногами».

Теория: правила выполнения упражнения. Педагог предлагает перевернуть страницу текста на 180 градусов, задача учеников прочитать текст, двигая глазами справа налево. Данное упражнение формирует умение прогнозировать окончания слов и воспринимать слова целиком. Это упражнение содействует формированию быстрого чтения про себя, развивает внимание и зрительное умение ориентироваться в тексте. Предлагается только тем учащимся, которые имеют высокую скорость чтения вслух, читают с пониманием.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение «чтение вверх ногами». Тренировка словестно-логической памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 12. Упражнение «Молния».

Теория: правила выполнения упражнения. Чередование чтения в комфортном темпе с чтением на максимальной скорости вслух. Переход с чтения вслух на чтение про себя. По команде «молния» начинается чтение на максимальной скорости и продолжается от 20 секунд в начале до 2 минут после освоения упражнения. Это упражнение содействует формированию быстрого чтения про себя, развивает внимание и зрительное умение ориентироваться в тексте. Предлагается только тем учащимся, которые имеют высокую скорость чтения вслух, читают с пониманием.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Упражнение «молния». Тренировка памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 13. Выразительное чтение.

Теория: правила выполнения упражнения. По задаче педагога ученику необходимо прочитать отрывок текста, затем просьба перечитать этот же отрывок, но чуть медленнее и выразительно, при этом когда ученик дойдет до конца отрывка, чтение не останавливается, а продолжается. Таким образом, незнакомый участок текста будет читаться тем же темпом, что и предыдущий, прочитанный дважды.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Выразительное чтение. Тренировка словестно-логической памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Раздел 3. Работа с текстом. Развитие речи (20 часов).

Тема 1. Выделение главного. Чтение с карандашом.

Теория: правила выполнения упражнения. По ходу чтения необходимо карандашом подчеркнуть ключевые слова, по которым в последствии будет строиться пересказ. Правила построения пересказа: вступление, слова-связки, заключение. Данный вид работы помогает выработать навык акцентирования внимания на основной мысли текста и способствует формированию осознанного чтения, а также грамотному построению пересказа.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Построение плана пересказа совместно с педагогом, построение плана в группе, самостоятельное построение. Тренировка словестно-логической памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 2. Составление плана текста. План «Лестница».

Теория: правила выполнения упражнения. Правила построения пересказа: вступление, слова-связки, заключение. Составление плана текста, состоящего из словосочетаний или предложений. Предложить план в виде лестницы, где каждая ступень соответствует ходу развития мысли в тексте и имеет своё название. Данный вид работы помогает выработать навык акцентирования внимания на основной мысли текста и способствует формированию осознанного чтения, а также грамотному построению пересказа.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Построение плана «Лестница» совместно с педагогом, построение плана в группе, самостоятельное построение Тренировка словестно-логической памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 3. Составление плана текста. План «Пиктограммы».

Теория: правила выполнения упражнения. Составление плана текста, состоящего из пиктограмм, каждая из которых обозначает значимое событие в тексте. Данный вид работы помогает выработать навык акцентирования внимания на основной мысли текста и способствует формированию осознанного чтения, а также грамотному построению пересказа.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Построение плана «Пиктограммы» совместно с педагогом, построение плана в группе, самостоятельное построение. Тренировка словестно-логической памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Тема 4. Составление плана текста. План «Схемы».

Теория: правила выполнения упражнения. Составление плана-схемы текста, каждая которой является одним из основных тезисов. Данный вид работы помогает выработать навык акцентирования внимания на основной мысли текста, способствует развитию умения выделять главное и формулировать тезисы и формированию осознанного чтения, а также грамотному построению пересказа.

Практика: артикуляционная гимнастика. Чисто и скороговорки. Упражнение столбики: тренировка темпа и правильности чтения. Чтение слов на максимальной скорости, подсчёт количества прочитанных слов за минуту. Построение плана-схемы совместно с педагогом, построение плана в группе, самостоятельное построение. Тренировка словестно-логической памяти, внимания и скорости переключения внимания. Чтение книги вслух, про себя. Развитие монологической речи – пересказ, ответы на вопросы.

Раздел 4. Развитие интеллекта (71 час).

Тема 1. Упражнения на развитие концентрации внимания и скорость переключения внимания.

Теория: знакомство с упражнениями на внимание и скорость переключения внимания. Необходимость развития внимания. Правила выполнения.

Практика: таблицы Шульте и Шульте-Гробова, игры с палочками, с карточками, упражнение «Цветные слова», игра «Алфавит», игра «Найди всех», игры на внимательность (змейки, найти букву, цифру, животных, посчитать предметы), графические диктанты и др.

Тема 2. Развитие логического мышления.

Теория: знакомство с упражнениями на логическое мышление. Необходимость и способы развития логического мышления. Правила выполнения упражнений.

Практика: игры на развитие логического мышления «Найди лишнее», «Продолжи ряд», «Найди отличия», «Данетки», «Лабиринты», паззлы, вопросы на сообразительность, загадки, «Дополни предложение», «Объедини в группы» и др.

Тема 3. Развитие образного и ассоциативного мышления.

Теория: знакомство с упражнениями на образное и ассоциативное мышление. Необходимость и способы развития образного и ассоциативное мышления. Мнемотехники. Правила выполнения упражнений.

Практика: игры на развитие образного и ассоциативное мышления: «Найди предмет», «Придумай пару», «Что общего», мнемотехника «ассоциативные связи» с использованием карточек с картинками и игрушек и др.

Тема 4. Развитие памяти.

Теория: знакомство с упражнениями на память. Необходимость и способы развития памяти. Мнемотехники. Зрительная память. Наглядно-образная память. Слуховая память. Правила выполнения упражнений.

Практика: игры на развитие зрительной памяти с игрушками, парными карточками, счётными палочками; запоминание картинок, геометрических фигур, диктанты И.Т. Федоренко. Мнемотехники ( запоминание текстов с помощью пиктограмм; использование ассоциативной связи для запоминания слов, игрушек, картинок; создание интеллект-карт; буквенный код, рифмы, созвучие, метод римской комнаты, цифробуквенный код и метод вешалок, система Шед для запоминания цифровой информации ). Игра «Снежный ком», «Что изменилось», игры на развитие слуховой памяти (что слышится в начале слова; какие слова начинаются на слог «ме, те, са и т.д.»; хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук «с» и др.; «повтори за мной», послушать текст и ответить на вопросы) и др.

Тема 5. Расширение и активизация словарного запаса.

Теория: знакомство с упражнениями на активизацию и расширение словарного запаса. Необходимость и способы активизации и расширения словарного запаса. Правила выполнения упражнений.

Практика: игра «Длинное слово», «Города», подобрать антоним/синоним, закончить предложение, фронтальные опросы, игры «Что это значит», «Кто что делает», техники запоминания словарных слов (графическая, ассоциативная) и др.

Тема 6. Развитие мелкой моторики.

Теория: значимость развития мелкой ручной моторики. Правила выполнения упражнений.

Практика: программа кинезиологических упражнений «Гимнастика Мозга», мозаики, раскрашивание обеими руками.

Тема 7. Расширение периферийного зрения.

Теория: увеличение поля зрения с использованием методики увеличения «пятна ясного видения». Расширение вертикальной и горизонтальной составляющих поля зрения.

Практика: упражнения с таблицами «Шульте», зрительная гимнастика, упражнения на расширение зрительной оси (лесенки, пирамиды, столбики из цифр, букв, слов).

Тема 8. Эмоциональный интеллект.

Теория: роль эмоционального интеллекта в развитии полушарий головного мозга.

Практика: игра «Ласковые имена», «Встаньте те, кто…», «Опиши друга», «Что изменилось», «На что похоже настроение», «Распознай эмоцию».

Раздел 5. Подведение итогов (2 часа).

Тема 1. Итоговая диагностика.

Теория: подведение итогов по окончании курса.

Практика: замер техники чтения вслух, про себя. Выполнение тестирования по общему развитию.

Календарный учебный график на 2021- 2022 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

36

144 часа

Два раза в неделю по 2 академических часа

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система контроля результативности – для подведения итогов оценки полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся за год, используются три вида контроля: начальная диагностика, текущий контроль и итоговая диагностика, а также учитываются отзывы родителей.

Программа построена по принципу «от простого к сложному», нацелена на постепенное усложнение предлагаемых упражнений, а также на систематическую тренировку полученных навыков. Например, на начальном этапе для тренировки памяти используются 6-10 картинок/игрушек/слов, в конце обучения это количество может достигать 12-16, в зависимости от способностей ребенка.

        Начальная диагностика проводится на первом групповом практическом занятии, производится замер техники чтения, определяется общий уровень развития: мелкая моторика, внимание, зрительная и слуховая память, мышление, способность пересказывать прочитанный текст. Диагностика проходит в форме тестирования, фронтального опроса и беседы, результаты заносятся в диагностический лист. Данный вид диагностики необходим для определения успешности усвоения курса и оценки уровня личностных компетенций обучающихся для возможности индивидуальной корректировки курса.

        Текущий контроль осуществляется в течение всего курса, представляет собой фиксирование результатов выполнения упражнений, фронтальных опросов, бесед, тестирований и замеров техники чтения. Данные заносятся в индивидуальный дневник наблюдений, благодаря чему отслеживается динамика уровней мыслительных операций, видны сильные и слабые стороны овладения тем или иным навыком, что позволяет скорректировать план занятий для каждого ребенка индивидуально.

        Итоговая диагностика проводится в конце прохождения курса в течение занятия, определяется общий уровень развития (мелкая моторика, внимание, зрительная и слуховая память, мышление), фиксируется техника чтения вслух и про себя. Диагностика включает тестирование, фронтальный опрос и беседу, результаты заносятся в диагностический лист, затем проводится анализ входных и итоговых данных ребенка, что позволяет оценить успешность прохождения программы.

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Первичный

сентябрь

Замер техники чтения, определение уровня общего развития

Чтение вслух на время (1 минута), тестирование (проверка уровня развития мелкой моторики, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, развитие речи).

Диагностический лист, сводная таблица по результатам) (Приложение №1)

Текущий

в течение всего учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала, определение готовности к восприятию нового материала; выявление обучающихся отстающих или опережающих обучение.

Собеседование, фронтальные опросы, тестирование, выполнение различных упражнений, замеры техники чтения.

Дневник наблюдений (Приложение №2)

Итоговый

май

Замер техники чтения, определение степени усвоения материала; выделение одаренных детей.

Чтение вслух на время (1 минута), тестирование (проверка уровня развития мелкой моторики, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, развитие речи).

Диагностический лист (Приложение №1), сводная таблица по результатам.

Программа «Читаю быстро. Читаю с пониманием» предусматривает следующую систему методов обучения, которая учитывает вариативность содержания и многогранный характер деятельности обучающихся.

1. Словесные методы обучения (объяснение, рассказ, чтение; беседа, диалог (диалог педагога с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом), консультация, работа с учебником и книгой).

2. Методы практической работы: упражнения, графические работы, тестирование.

3. Метод наблюдения – запись наблюдений, ведение дневника наблюдений, фото-, кино-, видеосъемка.

4. Метод игры – дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д., игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра.

5. Наглядный метод обучения (наглядные материалы: картинки, рисунки, плакаты, демонстрационные материалы: карточки, игрушки, мозаики, фигурки).

Для реализации программы «Читаю быстро. Читаю с пониманием» необходимы следующие комплексы и материалы:

1. Методические комплексы состоящие: из информационного материала, инструкционных и технологических карт, методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: вопросники, контрольные упражнения, тесты.

3. Развивающие и диагностические процедуры: тесты, развивающие игры, вопросники.

4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные пособия, книги.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться, так, например, задания по чтению чередуются с заданиями на развитие интеллекта, что способствует удерживанию внимания обучающихся и позволяет избежать их переутомления, на каждый вид деятельности выделено не больше 10 -15 мин.

Предлагаемые педагогом упражнения на развитие интеллекта будут способствовать развитию у детей памяти, внимания, воображения, логики, мышления, мелкой моторике рук, самостоятельности. Большой выбор упражнений позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выбрать задание соответствующее его интересам и темпу обучения. Важно, что таким образом предоставляется возможность предложить ребёнку то задание, с которым он справится, что благоприятно скажется на его самооценке, интересе и желании продолжать занятие, потому как сам процесс чтения трудоёмкий и сложный, и переключение на другой вид деятельности способствует лучшему усвоению учебного материала.


Информационные источники

  1. Азова О.И. Чтение с увлечением. Кн.1 - 3. – М., Сфера, 2009.
  2. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное. – М.: Билингва, 2015
  3. Беленькая А. Б. Мнемотехника для начальной школы: тренируем память у младших школьников. – М.: Феникс, 2014.
  4. Готман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. – М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2020.
  5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Зегебарт Г.М. Чтение: от текста к смыслу. Тетрадь для младших школьников. – М.: Генезис, 2016.
  7. Зотов С. Г., Зотова М.А. Повышение скорости чтения. – М.: Феникс, 2020.
  8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997
  9. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. – М.: Экзамен, 2011 г
  10. Крылова О.Н. Входящие тесты «Окружающий мир», «Чтение», «Математика», «Русский язык». – М.: Издательство «Экзамен», 2012
  11. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М.: «Педагогика»,1990
  12. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.:1983.
  13. Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб.: 1995.

  1. Синицына Е.И. Логические игры и загадки. – М.: Вятка 2013.
  2. Скворцова И.В. «100 логопедических игр». – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
  3. Ситдикова Р.Н. Опережающее развитие ребёнка. Дополнительные задания. – Челябинск: Рекпол, 2011
  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ., 2009.
  5. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев: 1980.
  6. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения. – М.: Гном., 2018.

Интренет – ресурсы:

  1. https://magicspeedreading.com/
  2. https://vsepromozg.ru/
  3. https://matugin-eidos.com/
  4. https://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php

Для родителей:

  1. Гаврина, С.Е. Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь для детей. – Москва: Издательство «Росмен – Пресс», 2002.
  2. Беленькая А. Б. Мнемотехника для начальной школы: тренируем память у младших школьников. – М.: Феникс, 2014.
  3. Готман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. – М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2020.
  4. Синицына Е.И. Логические игры и загадки. – М.: Вятка 2013.
  5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ., 2009.


Приложение №1 к

ДООП «Читаю быстро. Читаю с пониманием» (базовый уровень)

Диагностический лист

ФИО, дата рождения

____________________________________________________________

Мама _____________________________________________________

Папа _____________________________________________________

Мелкая моторика

Внимание

3.

Память

Зрительная

Слуховая

4.

Мышление

Наглядно-образное:

Логическое:

5.

Техника чтения

6.

Пересказ


Приложение №2 к

ДООП «Читаю быстро. Читаю с пониманием» (базовый уровень)

Дневник наблюдения

Группа №

Дата

Дата

Дата

№ п/п

ФИО

Чтение (метод)

Упражнения на развитие интеллекта /результаты

Чтение (метод)

Упражнения на развитие интеллекта /результаты

Чтение (метод)

Упражнения на развитие интеллекта /результаты

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение №3 к

ДООП «Читаю быстро. Читаю с пониманием» (базовый уровень)

Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

  1. 1

Вводное занятие. Инструктажи. Польза чтения. Входная диагностика.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: слоговые таблицы. Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: слоговые таблицы. Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: слоговые таблицы. Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: столбики слов. Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: столбики слов. Продолжение Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: столбики слов. Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: столбики слов. Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: лесенки слов. Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: лесенки слов. Продолжение Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: лесенки слов. Закрепление Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: лесенки слов. Закрепление Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: многократное чтение. Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: многократное чтение. Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: многократное чтение. Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: многократное чтение. Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: выделение главного, чтение с карандашом. Развитие интеллекта.

1

1

2

Работа с текстом. Развитие речи: выделение главного, чтение с карандашом. Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: выделение главного, чтение с карандашом. Закрепление. Развитие интеллекта.

0

2

2

Работа с текстом. Развитие речи: выделение главного, чтение с карандашом. Закрепление. Развитие интеллекта.

0

2

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Спринт». Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Спринт». Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Спринт». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Спринт». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Бросок - засечка». Развитие интеллекта

1

1

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Бросок - засечка». Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Бросок - засечка». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Бросок - засечка». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Лестница». Развитие интеллекта.

1

1

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Лестница». Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Лестница». Закрепление. Развитие интеллекта.

0

2

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Лестница». Закрепление. Развитие интеллекта.

0

2

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Полстрочки». Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Полстрочки». Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Полстрочки». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Полстрочки». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Буксир». Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Буксир». Продолжение. Развитие интеллекта

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Буксир». Закрепление. Развитие интеллекта

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Буксир». Закрепление. Развитие интеллекта

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Пиктограммы». Развитие интеллекта.

1

1

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Пиктограммы». Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Пиктограммы». Закрепление. Развитие интеллекта.

0

2

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Пиктограммы». Закрепление. Развитие интеллекта.

0

2

2

Тренировка скорости чтения: «Игра в прятки». Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: «Игра в прятки». Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: «Игра в прятки». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: «Игра в прятки». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: чтение с пропусками. Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: чтение с пропусками. Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: чтение с пропусками. Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: чтение с пропусками. Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Схемы». Развитие интеллекта.

1

1

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Схемы». Продолжение. Развитие интеллекта

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Схемы». Закрепление. Развитие интеллекта.

0

2

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Схемы». Закрепление. Развитие интеллекта.

0

2

2

Тренировка скорости чтения: «Чтение вверх ногами». Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: «Чтение вверх ногами». Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: «Чтение вверх ногами». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: «Чтение вверх ногами». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Молния». Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Молния». Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Молния». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: упражнение «Молния». Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: выделение главного, чтение с карандашом. Повторение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Лестница». Повторение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Пиктограммы». Повторение Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Работа с текстом. Развитие речи: составление плана текста «Схемы». Повторение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: выразительное чтение. Развитие интеллекта.

1

1

2

Тренировка скорости чтения: выразительное чтение. Продолжение. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Тренировка скорости чтения: выразительное чтение. Закрепление. Развитие интеллекта.

0,5

1,5

2

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

40,5

103,5

144


[1] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

[2] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

[3] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации.- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.

[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14. – Приложение №3 (Рекомендуемый режим).