ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ НА ВСЕХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОНТОГЕНЕЗА И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Козиева Люзия Гаязовна

В данной книге обобщены результаты многочисленных научных исследований, позволяющие рассмотреть особенности развития ребенка с нескольких позиций. Раскрыты аспекты речевого развития ребенка с учетом пола и возраста. Уточнены факторы негативно и позитивно влияющие на формирование речи ребенка. Обоснован принцип системного подхода взаимодействия многих служб и ведомств, участвующих в воспитании, коррекции и динамическом наблюдении за детьми, имеющими проблемы речевого развития..Монографическая работа представлена для врачей-педиатров, врачей общей практики, ординаторов, студентов медицинского, педагогического ВУЗов. Также акушеров-гинекологов, неонатологов, неврологов, логопедов, педагогов, психологов, социальных педагогов, организаторов здравоохранения и образования.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

        


ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ НА ВСЕХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОНТОГЕНЕЗА

И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИДЕТЯМ

С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Под редакцией  В.Н. Шестаковой,  С.Р. Коновой, Ж.Г. Чижовой,

Д.В. Сосина, Н.В. Давыдовой, Л.Г. Козиевой

        


УДК

Особенности развития детей на всех этапах онтогенеза и современные подходы к оказанию помощи детям с речевыми нарушениями // Под редакцией В.Н. Шестаковой, С.Р. Коновой, Ж.Г. Чижовой, Д.В. Сосина, Н.В. Давыдовой, Л.Г. Козиевой. - Смоленск, 2017. – 311с.

Рецензенты:

Ильин Г.Н.

– д.м.н., профессор, заведующий научно-организационным отделом ФГБНУ «Научный Центр Здоровья Детей».

Бекезин В.В. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России

Коллектив авторов:

Авдеева Татьяна Григорьевна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии,

СШ №17 Директор школы Балыкина Виктория Давидовна, у – л Макарова В.П.,

Вишневская А.И., Голанцев И.А.,

Давыдова Н.В., Директор Благотворительного фонда «ПодфлагомДобра!

Ермашева М.А., Загдай С.П.,

ДС «Флажок» заведующий- Богданова Марина Яковлевна,

 Качанова Елена Васильевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

.Козиева Л.Г.,

Конова С.Р.,

Г.Сафоново у – л Малеева О.В.,

Марченкова Ю.В.,

Директор школы Лицей № 1 им. академика Б. Н. Петрова города Смоленска -  Моисеенков Григорий Александрович.,

Муц Е.В., Свобода П.А., Сосин Д.В., Сорокина Л.А.,

Г.Дорогобуж  МБДОУ «Детский сад «Рябинка»,   у – л Саунова И.В., воспитатель Панова Л.П.,

Ревенко - главный врач ОГАУЗ СОВФД.,

Чижова Ж.Г.,

Шестакова В.Н. Доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической педиатрии Смоленской государственной медицинской академии


В данной книге обобщены результаты многочисленных научных исследований, позволяющие рассмотреть особенности развития ребенка с нескольких позиций. Освещены вопросы, касающиеся морфофункциональных особенностей детей и подростков в процессе их роста и развития. Дана возрастная периодизация и рассмотрены кризисные периоды, вопросы адаптации детей к детскому коллективу и обществу. Раскрыты аспекты речевого развития ребенка с учетом пола и возраста. Уточнены факторы негативно и позитивно влияющие на формирование речи ребенка. Обоснован принцип системного подхода взаимодействия многих служб и ведомств, участвующих в воспитании, коррекции и динамическом наблюдении за детьми, имеющими проблемы речевого развития. Аргументированы тактические подходы к оказанию помощи детям с речевыми нарушениями по мере их роста и развития.

Монографическая работа представлена для врачей-педиатров, врачей общей практики, ординаторов, студентов медицинского, педагогического ВУЗов. Также акушеров-гинекологов, неонатологов, неврологов, логопедов, педагогов, психологов, социальных педагогов, организаторов здравоохранения и образования.

Главная цель монографии:

Изучение состояния здоровья детей с нарушениями речевого развития.

Дефекты речи рассматриваются как распространенное нарушение здоровья детей.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение здоровья подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время являются важнейшей комплексной, многокомпонентной проблемой, от которой зависит будущее нации и государства [5, 7, 9]. По оценкам специалистов около 70,0% всего населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье. Особенно негативно это сказывается на развитии, здоровье и социализации подрастающего поколения. По данным Баранова А.А. (2010), Е.К. Майоровой (2014) среди детей подросткового возраста значительно увеличилась общая и первичная заболеваемость, распространенность хронических заболеваний. О.А. Игнатова (2016) отметила, что уровень общесоматического здоровья детей подросткового возраста низкий - только 7,3% детей в возрасте 15-17 лет можно считать практически здоровыми (2016).

Ирина КалмановнаРапопортдоказала, что это негативно сказывается на формирование репродуктивных функций, фертильность, детородный прогноз и уровень здоровья потомства, то есть на те составляющие, которые будут определять развитие страны в будущем. Е.И. Рубец (2015), Марченкова Ю.В. (2015) выявили, что за последние 15 лет распространенность нарушений со стороны репродуктивной системы у школьников выросла в 3,4 раза. Отмечено, что уже в первый класс поступают 19–20,0% детей с пограничными нарушениями психического здоровья, 60,0% обучающихся имеют функциональные нарушения, более 37,0% хронические соматические заболевания, менее 18,0% дошкольников относятся к первой группе здоровья [12, 62, 92].

К концу первого года обучения число больных детей увеличивается в 1,5 раза, а к окончанию школы их количество достигает 90,0%. Нарушения в здоровье обучающихся чаще отмечаются в переломные периоды онтогенеза: 7, 10, 14 и 16 лет [6, 60, 72].

В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста лидируют поражения опорно-двигательного аппарата (52,0%), задержка речевого развития (40,0%) и ЛОР - патология (32,0%),

в школьном возрасте превалирует нарушения сердечно - сосудистой, нервной, костно-мышечной систем и органов пищеварения.

По данным В.Н. Шестаковой (2000) низкий уровень функциональных возможностей организма сопровождается пониженной физической и психической работоспособностью детей. Это приводит к снижению адаптационных резервов, нарушению эндокринной, иммунной систем, что способствует формированию функциональных расстройств и хронической патологии.

В начале школьного обученияцена его успешности зависит от степени сформированности у ребенка необходимых функций (центральной нервной и вегетативной систем, речи, двигательной координации мелких мышц кисти и т.д.). Установлено, что дети, не достигшие к началу обучения «школьной зрелости», либо не справляются с требованиями учебных программ, либо выполняют их ценой снижения уровня здоровья. Интенсивный учебный процесс вынуждает учащихся нарушать принципы организации здорового образа жизни, приводя к нарушению общего здоровья, поэтому необходимо проводить динамическое наблюдение на протяжении всех этапов онтогенеза, уделяя особое внимание укреплению здоровья в декретированные сроки.

Как известно, здоровье ребенка зависит от полноценности генетической информации, на основе которой происходит формирование и изменение его организма по стадиям развития, так и от факторов внешней среды, в которой идет реализация генетической программы. Бесконечная вариабельность генетических и внешнесредовых факторов ведет к неповторимости индивидуальных особенностей каждого организма, проявляющейся с самого начала его зарождения. Наряду с этим в динамическом процессе роста и развития любого ребенка имеются четкие выраженные общие закономерности. Генетическая программа, наследуемая ребенком от родителей, построена на основе биологических законов. В ней заложены большие возможности развития и совершенствования ряда органов и систем, особенно нервной системы, следовательно, и речи. Н.Н. Заводенко (2003) доказала, что «Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Это важное средство связи между ребенком и окружающим миром». Поваляева М.А. (2003) установила, что речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.

 С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психологических процессов. Но если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда или его контакты со старшими резко сокращаются, то нормальное речевое развитие замедляется или прекращается. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу.

В современной науке к лицам с нарушениями речи принято относить людей с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройствами коммуникационной и обобщающей функции речи.

Доказано, что дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья детей, частота встречаемости их колеблется от 30,7% до 92,0%.

                                                    Приводятся цифры:

По данным И.В. Равич-Щербо (1999), E.L. Grigorenko (2001), B.A. Shaywitzetal. (2001) дислексияу детей школьного возраста варьирует от 10,0% до 20,0% и выше. Среди детей с тяжелыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развитиядислексия наблюдается в 20-50,0% случаев, недостатки произношения выявляются у 25%-30,0% детей дошкольного возраста и у 20,0% детей младшего школьного возраста, нарушения письменной и устной речи наблюдаются у 5%-20,0% старшеклассников [5].

 По данным О.С. Волковой, В.Н. Шестаковой, В.А. Доскина (2007) нарушения речи выявляются у 23,6% обучающихся общеобразовательных организаций.

Е.Ю. Муц, Ж.Г. Чижова, М.А. Ермашева (2015) установили, что у подростков, имеющих проблемы соматического генеза дефекты речевого развития диагностируются 26,7% и количество их от года к году возрастает.

Речевым нарушениям сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка.

Проблемой формирования речи у детей занимаются в основном педагоги и логопеды. В медицинской литературе этому вопросу посвящены единичные исследования, которые касаются преимущественно детей дошкольного возраста. Поэтому

изучение состояния здоровья детей с нарушениями речевого развития

это труд не только логопедов и педагогов, но и педиатров, а также врачей других специальностей. Только их совместная координированная деятельность по профилактике и своевременному лечению сопутствующей хронической патологии позволит снизить процент детей, страдающих речевыми нарушениями, что свидетельствует об актуальности проблемы.

Актуальность заключается еще и в том, что количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, а любые их проявления влияют негативно на различные стороны жизни ребенка, отрицательно сказываясь на успешности обучения, на выборе профессии. Большинство детей  даже с легкими формами речевых нарушений имеют неблагоприятную школьную адаптацию, нуждаются в проведении специальных реабилитационных мероприятий.

Выявление групп риска по речевому нарушению будет способствовать ранней коррекции и предупреждению формирования нарушений речевого развития, тем самым, сохраняя здоровья ребенка и его социализацию в обществе.


Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….8 -  9

Глава I. Основные периоды жизни ребенка……………………………………………10 -135

1.1. Периодизация и характеристика ее особенности  …………………………........11 -12

1.1.2. Различие в строении и развитии мальчиков и девочек………………..13-23

1.2. Особенности периодов развития…………………………………………….........23-135

1.2.1. Антенатальный период………………………………………………......24-57

1.2.2. Период новорожденности……………………………………………….35-57

1.2..2.1. Особенности развития недоношенного ребенка......................39-42

1.2.2.2. Особенности развития доношенного ребенка………………….43-45

1.2.2.3. Оценка нервно-психического развития детей………………….46-57

        1.2.3. Грудной период и его особенности…………………………………....58-62

1.2.4. Формирование молочных зубов………………………………………..62-79

                1.2.4.1. Преддошкольный период и его особенности ………………….65-79

1.2.4.1.1. Особенности развития детей в период раннего детства……64-66

        1.2.4.1.2. Особенности нервно-психического развития детей

                преддошкольного возраста………………………………………………67-72

        1.2.4.1.3. Особенности поведения детей преддошкольноговозраста.. 73-75

        1.2.4.1.4. Кризисы детского возраста……………………………………...76-79

          1.2.5. Дошкольный период…………………………………………………..........80-99

        1.2.5.1. Особенности развития детей дошкольного возраста…………..81-90

        1.2.5.2.Особенноси психического развития дошкольного возраста…….91-99

         1.2.6. Период второго детства……………………………………………………..100-135

        1.2.6.1.Школьный возраст………………………………….……………...101-135

                1.2.6.1.1. Младший школьный возраст………………………..............101-113

                1.2.6.1.1.1.Особенности развития детей младшего школьного возраста.                1.2.6.1.1.2. Особенности нервно-психического развития детей младшего школьного возраста………………………………………………………...106-112

                1.2.6.1.1.3. Оценка психоэмоционального статуса детей ……………..112-113

        1.2.6.2. Пубертатный период и его особенности…………………………114-135

          1.2.6.2.1. Старший школьный возраст…………………………………...117-135

        1.2.6.2.1.1. Особенности нервно-психического развития детей старшего школьного возраста…………..………………………………………….129-135

Глава II. Язык, слово, речь в развитии ребенка………………………………………135-224

2.1.1. Слово как основа единицы языка и речи ……………………………….139-141

2.1.2. Речь и ее особенности …………………………………………………….141-149

   2.1.2.1. Характеристика речи…………………………………………………..149-154

   2.1.2.2. Культура речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи……….……………………………………….155-160

 2.1.2.3. Особенности развития речи ребенка………………………………….161-166

  2.1.2.4. Периоды речевого развития………………………………………….167-171

2.2.1. Формирование навыков чтения и письма у детей……………………..171-175

2.3. Виды речевых нарушений и их характеристика…………………………176-224

2.3.1. Дислалия…………………………………………………………………..177-183

2.3.2. Ринофония и ринолалия………………………………………………….184-186

2.3.3. Дизартрия…………………………………………………………………187-202

2.3.4. Общее недоразвитие речи………………………………………………..203-205

2.3.5 Аалия………………………………………………………………………..205-216

2.3.6. Афазия……………………………………………………………………...216-217

2.3.6. Нарушения письма и чтения…………………………………………….218-224

2.4.1. Дислексия………………………………………………………………….220-222

2.4.2. Дисграфия…………………………………………………………………223-222

2.4.3. Дизорфография……………………………………………………………223-224

Глава III.Состояние здоровья детей с дефектами речевого развития и факторы риска нарушения речи…………………………………………………………..225-307

3.1. Состояние здоровья детей с дефектами речевого развития…………….225-236

3.2. Факторы риска нарушения речевого развития у детей…………………237-242

3.3. Тактические подходы к оказанию помощи детям с дефектами речи......................................................................…………………………..243-256

3.3.1. Методические рекомендации для учителей логопедов по обследованию детей с дефектами речевого развития…………………………………………….257-276

3.3.2. Программа по профилактике и предупреждению речевых нарушений у детей раннего и дошкольного возраста..………………………………………..277-299

3.3.3.Программа по диспансерному наблюдению детей с дефектами речевого развития………………………………………………………………………278-290

3.3.4.Логопедическая помощь детям  с дефектами речи……..……………...291-306

Литература………………………………………………………………………..307-311