Аспекты профессионального выгорания педагогов

Хмелевская Татьяна Павловна

Заинтересованность к данной теме у современных ученых в течение последних нескольких лет является совершенно закономерным явлением. Учитель вынужден ежедневно сталкиваться с влиянием эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То есть ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_professionalnogo_vygoraniya_pedagogov.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Аспекты профессионального выгорания педагогов

Хмелевская Т. П.

Хмелевская Т. П. – учитель истории ГБОУ СОШ № 535 Калининского района

Санкт-Петербурга

Аннотация: Заинтересованность к данной теме у современных ученых в течение последних нескольких лет является совершенно закономерным явлением. Учитель вынужден ежедневно сталкиваться с влиянием эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То есть ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда.

Ключевые слова: профессиональное выгорание; ФГОС; Конституция РФ.

На рубеже 20 и 21 веков на территории России начал меняться политический уклад, с того момента страна перешла на новый для нее - демократический путь развития. Важные перемены в социально-экономическом укладе в стране поспособствовали изменению в том числе и системы образования. На первый план стали выходить такие факторы как формирование иной, «новой» личности в динамично изменяющемся мире. В новой Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года,  признается высшей значимостью и ценностью человек, а также провозглашаются его права и свободы, в процессе чего утверждается право каждого на получение образования.[1] Все  это соотносится с принципом, который был написан в принятой ассоциацией объединенных наций Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года. Седьмой принцип Декларации гласит, что: «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».[2] Некоторое время назад Федеральные государственные образовательные стандарты для общеобразовательных организаций приняты. Теперь в стране впервые появилось такое понятие как образовательный стандарт. Данное нововведение в России появилось в1992 году. Условно проработку и внедрение ФГОСов можно разделить на 4 значимых временных периода:1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 года, на каждом из этих временных отрезков принципиально различались цели, ради которых внедрялись стандарты. На данный момент существует важнейшая цель внедрения в жизнь и ФГОСов современности, база которого основывается на развивающем обучении, которое дает больше возможностей для саморазвития в течении всей жизни человека.

Учитывая все изменения в системе образования, в последние несколько лет появляется много информации в отношении такого явления как профессиональное выгорание. В российской литературе такое понятие как профессиональное выгорание появилось довольно небольшое время назад, не смотря на то, что в европейских странах данное понятие исследуется уже на протяжении довольно длительного периода времени такими учеными как Маслач, Джонс, Фрейденбергер и др.. Явление профессионального выгорания проявляется в виде целого комплекса различных показателей, факторов, симптомов, которые складываются как раз в то, что получило название в профессиональной литературе как синдром профессионального выгорания. В нашей работе мы предлагаем исследовать данную проблему и выяснить, причины его возникновения, разработать рекомендации по внутришкольной подготовке.

В ходе выполнения любого вида деятельности, человеку приходится часто испытывать на себе различные физические и психологические нагрузки. Их объем может быть абсолютно разнообразным.

Как было установлено учеными и сказано выше работа учителей взаимосвязана с огромным количеством физического и психического напряжения. Здесь мы имеем ввиду не только внешние факторы, влияющие непосредственно на физическое здоровье, но и факторы, непосредственно связанные с общеобразовательными организациями: потребность постоянно быть в форме, отсутствие психо-эмоциональной разрядки, невозможность выбора школьников, которые будут учиться у конкретного педагога, огромное число контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе ежедневно уровень психо-эмоционального напряжения будет только увеличиваться. Вероятными проявлениями напряженности являются: возбуждаемость, повышенная раздражительность, беспочвенное беспокойство, мышечная напряженность, внутренние зажимы в разных частях организма, учащенное дыхание, учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление, постоянная головная боль, хотя могут быть и другие индивидуальные проявления СЭВ. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает активно пытаться защищать себя. Для каждого педагога уровень напряженности будет индивидуален. Это проявляется как в осознаваемом, так и неосознаваемом желании организма самостоятельно справиться с психо-эмоциональным напряжением, например: уменьшить или формализировать время взаимодействия с учениками.

В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания, как психологического явления, оказывающего, в первую очередь,  негативное влияние на психофизическое здоровье и влияние на эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Это заболевание было открыто в середине 90-ых годов прошло века и довольно долгое время считалось учеными малоисследованной формой вирусного заболевания.

В 70-ых - 80-ых годах 20 века врачи стали обращать внимание на подозрительную социальную избирательность появившегося заболевания. В большей степени данному заболеванию были подвержены работники тех профессий, которые были тесно связанны с обслуживанием людей, профессии типа человек-человек.

Само понятие «выгорание» (burnout – в переводе с греческого – прекращение горения) впервые появился в научно-исследовательской  литературе в 1974 году. Именно тогда американский психолог-исследователь Х.Дж.Фрейденбергер стал использовать термин профессиональное выгорание в своей научной работе, которая была издана в журнале «Социальных взглядов». В данном случае понятие было представлено в связке с концепцией, которая описывает психологическое состояние так называемых здоровых людей, которые находятся во взаимодействии с другими партнерами, в профессиональной среде.[3] До того времени данное определение использовалось только как невозможность справиться с трудностями рабочего процесса, которое закономерно вело к появлению стресса и снижению эффективной деятельности человека.

Важное место в изучении развития профессионального выгорания как научной концепции принадлежит работам таких ученых как К.Маслач и ее коллег С.Джексона, А.Пайнса и др.. Разработанные ими модели профессионального выгорания стали базой для дальнейших исследований данного психологического феномена. Понятие  в процессе эволюции истории много раз менялось. В 1976 году К.Маслач дала следующее определение:  эмоциональное выгорание - реакция на связный с работой стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от клиента, негуманному отношению к нему и общему снижению эффективности в работе. В 1981 году К.Маслач и С.Джексон предложили еще одно определение: выгорание – это синдром эмоционального истощения и цинизма, который в большинстве ситуаций, появляется у персонала, непосредственно работающего с людьми, которое в итоге приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам. [4]

Так же большой интерес для исследований процесса профессионального выгорания представляет концепция Э.Пайнса, которая рассматривает феномен в ином ракурсе, а именно как результат постепенного разочарования в неудачном поиске смысла жизни, проявляющегося в состоянии физического, эмоционального и психологического истощения индивида.[5] Данная модель в той или иной мере характерна для представителей всех типов профессий.

В.В.Бойко, абсолютно согласен с предшественниками, однако формирует свое определение эмоционального выгорания. По его теории СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, как ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный, со временем, стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. Такое поведение позволяет человеку экономно использовать  собственные энергетические ресурсы. В следствии СЭВ отрицательно сказывается на выполнении работы специалистом  и отношениях с другими людьми.[6]

Попробуем формулировать собственное определение профессионального выгорания на основе полученных знаний. Таким образом профессиональное выгорание является синдромом, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению психоэмоциональных и энергетических ресурсов, а также творческих ресурсов работающего специалиста. Синдром профессионального выгорания одна из самых опасных  профессиональных болезней тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, социальных работников, врачей, журналистов, менеджеров,  так же бизнесменов и политиков, – всех, чья деятельность немыслима без общения с другими людьми.

К 1982 году в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по эмоциональному сгоранию. Представленные в них исследования носили, в основном, описательный характер. К настоящему времени сформировалась единая точка зрения на сущность психоэмоционального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения организма, которые проявляются в различных профессиональных сферах.

Литература

Нормативные правовые

1. ООН. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года [Электронный ресурс]//официальный сайт компании "Декларации".- URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec (дата обращения 22.11.2018)

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Официальное издние.-М.: Юрид. литер., 2011.-64с

Научная, учебная и справочная литература

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. [Текст]/ Бойко В.В.– СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.[Текст] /Бойко В.В.– М.: Наука.- 1997. – С.115-154.

5. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]:Статья 1978.

6. Никифоров Г.С Психология здоровья: Учебник для вузов/Под.ред. Г.С. Никифорова.-СПб..Питер,2006.-607с.

7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.- С-Пб.: Питер, 2001.-528с.


[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Официальное издние.-М.: Юрид. литер., 2011.-64с.

[2] Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года [Электронный ресурс]//официальный сайт компании "Декларации".- URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec (дата обращения 22.11.2018)

[3]Никифоров Г.С Психология здоровья: Учебник для вузов/Под.ред. Г.С. Никифорова.-СПб..Питер,2006.-607с.

[4] Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]:Статья 1978.

[5] Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.- С-Пб.: Питер, 2001.-528с.

[6] Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. [Текст]/ Бойко В.В.– СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.