Презентация "Первичная профилактика – предупреждение речевых нарушений"
Профилактика - комплекс медицинских, санитарно-технических, гигиенических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и устранение факторов риска.
Это помогает предупредить речевую патологию и стимулировать формирование и коррекцию речевых функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предупреждение речевых нарушений | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Основными причинами патологии детской речи являются : различная внутриутробная патология; вирусные и эндокринные заболевания при беременности, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др ; родовая травма и асфиксия во время родов; заболевания в первые годы жизни ребенка.
Профилактика речевых нарушений В первую очередь, связана с предупреждением нервно-психических и соматических отклонений в состоянии здоровья. Она должна быть комплексной и включать лечебные, педагогические и социальные мероприятия. Большое значение в разработке проблемы речевых нарушений имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей.
Профилактика - комплекс медицинских, санитарно-технических, гигиенических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и устранение факторов риска. Это помогает предупредить речевую патологию и стимулировать формирование и коррекцию речевых функций . Комплексная профилактика должна учитывать онтогенез и критические периоды, начиная с антенатального, а также, факторы, влияющие на развитие ребёнка: биологические, социальные, семейные, психологические, состояние компенсаторных и адаптационных механизмов, что позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.
В организации профилактики речевых нарушений можно выделить несколько направлений : выявление группы риска - ранняя диагностика отклонений развития; устранение и коррекция начальных проявлений отклонений развития ; ликвидация и коррекция неблагоприятных последствий;
Традиционно выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику: предупреждение речевых нарушений - первичная профилактика ; предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии - вторичная профилактика ; социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, - третичная профилактика .
Первичная профилактика Это система, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путём предотвращения причин условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.
Основная цель первичной профилактики - сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в организме. Первичная профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитии ребёнка в первый год жизни.
В этой связи на ранних этапах обязательными должны быть консультации гинеколога, терапевта, генетика, эндокринолога, иммунолога, невролога, при необходимости психолога и логопеда, особенно если в семье были случаи отклоняющегося развития у родственников. Наследственная отягощённость патологией речи относится к биологическим факторам риска. Отрицательными факторами может быть ранний токсикоз, анемия, гипотериоз , инфекционные заболевания матери, медикаментозная интоксикация.
Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные : характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность); неприятие со стороны матери (отца); неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод); воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стериoтипа и типа воспитания; неадекватный тип воспитания («кумир», гиперoпека , несогласованность в воспитательных позициях родителей).
Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях постнатального развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий .
Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребёнка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук), и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. Формирование рече -двигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.
Спасибо за внимание!