Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности профильная смена в рамках дневной тематической площадки «Креативный круиз»
Программа представляет собой комплекс занятий, где обучение предполагает удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыков общения и умений совместной деятельности при освоении программы. Обучение по программе помогает развивать мастерство в различных видах деятельности, формирование навыков на уровне практического применения с элементами творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnaya_smena_kreativnyy_kruiz_2021.docx | 56.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБУ ДО
Протокол №___ ДДТ ст. Калининской
от «____» ______ 20__г. ________________Н.П.Косик
Приказ № ___________
от «___» ________ 20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА В РАМКАХ ДНЕВНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ
«Креативный круиз»
(объединение «Креативный круиз»)
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 48 часов
Возрастная категория: от 5 до 13 лет
Вид программы: модифицированная
Условия реализации программы: бюджет
ID-номер программы в АИС «Навигатор»:
Автор – составитель:
Штрапова Алена Владимировна
педагог дополнительного образования
ст. Калининская
2021г.
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Раздел 1 «Нормативно-правовая база» | 4 |
2 | Раздел 2 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» | 6 |
2.1 | Пояснительная записка | 6 |
2.2 | Цель и задачи программы | 8 |
2.3 | Содержание программы | 9 |
2.4 | Планируемые результаты | 11 |
3 | Раздел 3 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» | 12 |
3.1 | Календарный учебный график | 12 |
3.2 | Календарный план воспитательной работы по программе «Креативный круиз» | 14 |
3.3 | Условия реализации программы | 16 |
3.4 | Формы аттестации | 17 |
3.5 | Оценочные материалы | 18 |
3.6 | Методические материалы | 18 |
3.7 | Порядок проверки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 19 |
Список литературы | 20 | |
Приложения | 21 |
Введение
Профильная смена – это добровольное объединение учащихся, педагогов, родителей (законных представителей), деятельность которых направлена на формирование творческой активности, самоопределения мотивированных детей, выявление и развитие творческих способностей учащихся, а также формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности.
Программа представляет собой комплекс занятий, где обучение предполагает удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыков общения и умений совместной деятельности при освоении программы. Обучение по программе помогает развивать мастерство в различных видах деятельности, формирование навыков на уровне практического применения с элементами творчества.
Организация отдыха детей и их оздоровления является личностно-ориентированным педагогическим пространством, позитивной средой жизнедеятельности детей, и имеет все возможности для активизации личностного роста в творческом развитии учащихся.
Раннее приобщение детей к творческим видам деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы, например, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением программы с творческой ориентацией.
Раздел 1 «Нормативно-правовая база»
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (проект).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р.
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16)).
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
10. Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием детей».
11. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
14. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный № 25016).
15.Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 г.
16. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.
17.Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2016 г.
18. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (автор-составитель: Рыбалёва И.А.) 2020 RMC.23@YA.RU
20. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
21. Устав МБУ ДО ДДТ ст. Калининской.
22. Локальные акты МБУ ДО ДДТ ст. Калининской.
Раздел 2 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
2.1. Пояснительная записка
Одной из форм каникулярного отдыха детей являются профильные смены, обладающие значимым воспитательным и образовательным потенциалом. Приоритетное направление деятельности по данной программе - «Приобщение детей к культурному наследию России и Кубани».
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс художественной направленности, включающий детей в практики создания новых культурных форм организации жизни, принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности средствами культуры (продюсерство, организация выставок, дизайн, реклама, PR и др.) Приоритетные возможности данной программы позволяют, используя знания педагогики, психологии, антропологии, валеологии, современных антропотехник, применять на практике такие формы работы как арт-терапия, тренинги телесного совершенствования, интеллектуальные игры, образовательные путешествия.
Картина мироздания строится в детстве благодаря способности ребенка самостоятельно элементарно-чувственно воспринимать, познавать и принимать многообразие внешнего мира. Способность же оценивать его, разумно жить, творчески его преобразовывать, бережно сохранять и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря педагогическим усилиям педагогов, родителей и тех, кто оказывается с ребенком рядом в каждый миг его жизни.
Актуальность данной программы соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации и профессионального самоопределения, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческому труду учащихся;
- формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявлению, развитию и поддержке талантливых и одаренных учащихся;
- удовлетворению индивидуальных потребностей детей в художественно-эстетическом развитии;
- формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению здоровья учащихся.
Новизна программы основана на системном подходе педагогического сопровождения, социализации и творческого самоопределения учащихся.
Отличительной особенностью программы является практико-ориентированный характер. Программа «Креативный круиз» создает систему педагогической, информационной, организационной поддержки учащихся, включающей мероприятия по ранней творческой ориентации учащихся.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что поможет ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развить коммуникативные компетенции, гармонизировать отношения со сверстниками и взрослыми.
Адресат программы.
Данная программа ориентирована на детей независимо от наличия у них специальных творческих способностей, в возрасте 5-13 лет. Наполняемость в группе составляет не менее 10 человек. Набор осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся), согласия родителей (законных представителей) на обработку персональных данных, копии свидетельства о рождении или паспорта, а также при отсутствии медицинских противопоказаний.
Возможно обучение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, талантливых (мотивированных, с творческими способностями). При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, имеющих родителей – пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает учащихся, положительный эмоциональный микроклимат влияет на результативность и позволяет повысить творческий уровень учащихся.
Уровень программы – ознакомительный.
Объем программы: продолжительность образовательного процесса по программе обучения – 48 часов.
Срок освоения программы – шесть недель согласно календарному учебному графику.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия проходят, согласно расписанию и требованиям санитарных норм, 4 раза в неделю по 2 часа, итого 8 часов в неделю, 48 часов за период обучения по программе; занятия по 45 минут с перерывом между занятиями не менее 10 минут проводятся на базе МБУ ДО ДДТ ст. Калининской. Занятия состоят из теоретической и практической частей, последняя из которых составляет большую часть программы.
2.2. Цель и задачи программы
Цель программы заключается в создании равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, приобщение к творческим видам деятельности, популяризация художественной направленности.
Задачи программы:
обучающие:
- расширение кругозора ребенка через путешествия в различные виды творчества, с целью использования кадрового потенциала нашего учреждения, с учетом интереса возрастных особенностей и уровня интеллекта развития;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям творчества;
развивающие:
- поддержка мер по созданию и распространению культурных ценностей, проведение мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культур, нравственных и семейных принципов;
- развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела;
воспитательные:
- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
- воспитание социальной ответственности и компетентности.
2.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1. | «Первые шаги в творчество» | 6 | 1 | 5 | мониторинг творческих способностей |
2. | «Физическое развитие» | 8 | 1 | 7 | игра |
3. | «Творческая мастерская» | 8 | 1 | 7 | индивидуальное творческое задание |
4. | «Социально-коммуникативное развитие» | 8 | 1 | 7 | конкурс |
5. | «Взаимодействие с социумом» | 8 | 1 | 7 | игра |
6. | «Художественно-эстетическое развитие» | 10 | 1 | 9 | выставка |
Итоги: | 48 | 4 | 44 |
Содержание учебного плана
1. Первые шаги в творчество – 6 часов
Теория. Знакомство с планом реализации программы. Расписание площадки. Инструктаж по технике безопасности в общественных местах, в помещении, на дорогах.
Практика. Мониторинг творческих способностей учащихся. Игры на знакомство. Организация и проведение игровой программы «Яркие краски детства». Проведение мастер-класса «Полет под облаками». Создание творческих работ в рамках патриотического воспитания. Организация и проведение аукциона «Память Победы».
2. Физическое развитие – 8 часов
Теория. Знакомство с режимом дня. Рекомендации о правильном питании и физической нагрузке (в индивидуальном порядке в соответствии с возрастом). Знакомство с понятиями: киностудия, режиссер, кинооператор.
Практика. Клип-обзор «О прошлом – для будущего, интересные факты истории спорта и чемпионов России. Тренинги на социальную адаптацию «Мои интересы», «Качества важные для общения», «Какой я: общительный или пассивный». Организация и проведение лаборатории успеха «Друг в беде не бросит». Работа над театральными зарисовками «ЗОЖ». Киностудия «Союзмультфильм» или «Как стать здоровым».
3. Творческая мастерская - 8 часов
Теория. Знакомство с элементами декоративно-прикладного и изобразительного творчества. Знакомство с правилами этикета общения в коллективе. Инструктаж по технике безопасности на кухне. Один дома. Знакомство с понятиями: арт-терапия, этикет, тренинг, ярмарка, видеоролик.
Практика. Организация и проведение занятия-фантазии «Мастерская идей». Арт-терапия «Улыбка и жить помогает». Этикет-класс «Лестница успеха». Организация и проведение музыкальной ярмарки «Народная мудрость». Подбор музыкального сопровождения для ярмарки. Создание видеоролика «Народная мудрость».
4. Социально-коммуникативное развитие – 8 часов
Теория. Знакомство с понятиями: основы безопасности жизнедеятельности, опасность. Знакомство с познавательно-исследовательской деятельностью.
Практика. Проведение тренингов «Основы безопасности для детей». Патриотический сундучок «Помним и гордимся». Работа над литературными произведениями Л.Квитко «Бабушкины руки», М.Зощенко «Показательный ребёнок», А.Прокофьев «Родина». Организация и проведение конкурса чтецов «Давно закончилась война». Подготовка и организация флешмоба «Олимпийская высота». Работа с документальным материалом в детской библиотеке «Музейная культура Кубани». Создание и организация галереи «Музейная культура» в формате видеороликов.
5. Взаимодействие с социумом – 8 часов
Теория. Знакомство с речевыми упражнениями. Знакомство с музыкально-ритмическими движениями с предметами. Знакомство с понятиями: экспромт, меморина, живая газета.
Практика. Экспромт «В поисках страны здоровья». Организация и проведение меморины «Вокруг света без билета». Организация и проведение ток-шоу «Разрешенное и запрещенное». Подбор документального материала для оформления газеты. Оформление и выпуск живой газеты «Вспомним ветеранов».
6. Художественно-эстетическое развитие – 10 часов
Теория. Знакомство с формами организации мероприятий: навигатор, фотокросс, анимация, КВН, PRO–движение. Инструктаж по технике безопасности во время мероприятий, на сцене, за кулисами.
Практика. Навигатор «Традиции живая нить». Работа над образом для фотокадра. Организация и проведение фотокросса «Веселый календарь». Изготовление реквизита для анимационной игры. Подготовка и проведение анимационной игры «Иван Купала». Подготовка художественного материала для игры в КВН. Разучивание с детьми миниатюр и сценок. Организация и проведение КВН «Всему начало – отчий дом». Дизайн и оформление мероприятия «PRO–движение «Будущее за нами». Оформление итоговой выставки. Закрытие площадки.
2.4. Планируемые результаты
Единый комплекс оздоровительных, досуговых и образовательных мероприятий программы позволяет создать среду профессиональных и социальных проб, дающих возможность ребенку приобретения практического личностно значимого опыта, самореализации и саморазвития.
Ожидаемые результаты:
предметные:
- повысится уровень социальной компетентности учащихся, жизнестойкости, ценностей и навыков здорового образа жизни;
- учащиеся будут иметь представление о различных видах творчества;
- расширится информационное поле учащихся в области знаний о правилах взаимодействия, сотрудничества, доброжелательного и эффективного общения;
личностные:
- учащиеся приобретут опыт самопознания и творческой деятельности, сотворчества с детьми, педагогом, родителями;
- у учащихся разовьется эмоционально-волевая и ценностно-смысловая сферы личности;
метапредметные:
- приобретут навыки проявления инициативности, самостоятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- сформирована устойчивая мотивация к продолжению занятий творческой деятельностью.
Раздел 3 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
3.1 Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода | 01.06.2021г. – 12.07.2021г. |
Место проведения занятия | МБУ ДО ДДТ ст. Калининской кабинет № 23 |
Режим занятий | 4 раза в неделю по 2 академических часа |
Форма занятий | групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом |
Сроки контрольных процедур | начало, конец обучения по программе |
Сроки конкурсов, фестивалей | - |
Участие в концертных программах | по плану ДДТ |
Дата | Вид деятельности | Место проведения | Ответственный | Кол-во часов |
1. «Первые шаги в творчество» | ||||
01.06 | Игровая программа «Яркие краски детства» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
02.06 | Мастер-класс «Полет под облаками» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
03.06 | Аукцион «Память Победы» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
2. «Физическое развитие» | ||||
07.06 | Клип-обзор «О прошлом – для будущего» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
08.06 | Тренинги на социальную адаптацию «Мои интересы» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
09.06 | Лаборатория успеха «Друг в беде не бросит» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
10.06 | Киностудия «Союзмультфильм» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
3. «Творческая мастерская» | ||||
14.06 | Занятие-фантазия «Мастерская идей» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
15.06 | Арт-терапия «Улыбка и жить помогает» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
16.06 | Этикет-класс «Лестница успеха» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
17.06 | Музыкальная ярмарка «Народная мудрость» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
4. «Социально-коммуникативное развитие» | ||||
21.06 | Патриотический сундучок «Помним и гордимся» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
22.06 | Конкурс чтецов «Давно закончилась война» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
23.06 | Флешмоб «Олимпийская высота» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
24.06 | Галерея «Музейная культура» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
5. «Взаимодействие с социумом» | ||||
28.06 | Экспромт «В поисках страны здоровья» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
29.06 | Меморина «Вокруг света без билета» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
30.06 | Ток-шоу «Разрешенное и запрещенное» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
01.07 | Живая газета «Вспомним ветеранов» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
6. «Художественно-эстетическое развитие» | ||||
05.07 | Навигатор «Традиции живая нить» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
06.07 | Фотокросс «Веселый календарь» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
07.07 | Анимационная игра «Иван Купала» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
08.07 | КВН «Всему начало – отчий дом» | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
12.07 | PRO–движение «Будущее за нами». Закрытие площадки. | Каб.№23 | А.В.Штрапова | 2 |
Итого: | 48 |
3.2 Календарный план воспитательной работы
по программе «Креативный круиз»
№ п/п | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполне-ния | Планируемый результат | При-меча-ние |
1. | Патриотиче-ское воспитание | Аукцион «Память Победы» | 03.06. 2021 | Формирование гордости за подвиги предыдущих поколений | |
2. | Нравствен-ное воспитание | Лаборатория успеха «Друг в беде не бросит» | 09.06. 2021 | Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками | |
3. | Националь-ное воспитание | Клип-обзор «О прошлом – для будущего» | 07.06. 2021 | Приобщение учащихся к национальным традициям и культурным ценностям | |
4. | Трудовое воспитание | Тренинги на социальную адаптацию «Мои интересы» | 08.06. 20211 | Знакомство учащихся с творческими видами деятельности | |
5. | Интел-лектуальное воспитание | Меморина «Вокруг света без билета» | 29.06. 2021 | Формирование культуры умственного труда учащихся | |
6. | Семейное воспитание | КВН «Всему начало – отчий дом» | 08.07. 2021 | Формирование элементарных представлений о семейных реликвиях, как символе духовной общности семьи | |
7. | Эстетическое воспитание | Музыкальная ярмарка «Народная мудрость» | 17.06. 2021 | способность воспринимать и понимать произведения творчества во взаимосвязи с окружающим миром | |
8. | Физическое воспитание | Флешмоб «Олимпийская высота» | 23.06. 2021 | Формирование желанию у учащихся творческой двигательной активности и инициативности | |
9. | Экологичес-кое воспитание | Мастер-класс «Полет под облаками» | 02.06. 2021 | Формирование осознанного и уважительного отношения к природе, окружающей среде | |
10. | Правовое воспитание | Ток-шоу «Разрешенное и запрещенное» | 30.06. 2021 | Формирование умения различать хорошие и плохие поступки |
3.3. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо соблюдение следующих условий.
Материально-техническое обеспечение программы.
Специальное помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН, столы, стулья, шкафы для хранения методических материалов, стенд для информации о жизни площадки, аптечка.
Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы.
Материалы и инструменты: альбом для рисования, ватман, маркеры, цветные карандаши, краски, кисти, мелки, ножницы, ручки, линейки, спортивный инвентарь (скакалки, обручи, мячи), сценический реквизит.
Техническое оснащение: ноутбук, колонки, интернет, фотоаппарат.
Информационное обеспечение: наличие аудиоматериалов, видеоматериалов, наглядных пособий и методических разработок.
Кадровое обеспечение.
Подготовленный педагог, обладающий профессиональными знаниями, имеющий практические навыки в сфере организации творческой деятельности детей и способный создать в группе особую доверительную атмосферу.
Механизм реализации программы
Структура профильной смены дневной тематической площадки «Креативный круиз» включает в себя следующие периоды: организационный, основной и итоговый.
Организационный период.
Задачи организационного периода: знакомство детей друг с другом; правилами поведения в организации отдыха детей и их оздоровления; погружение в содержание смены; адаптация к новым условиям жизнедеятельности; сплочение коллектива.
Основной период.
Задачи основного периода: реализация программы профильной смены; создание условий для самореализации учащихся.
При разработке программы профильной смены необходимо учитывать особенности учащихся, состоящих на различных видах учета – это дети, которые самостоятельно или с помощью семьи не в состоянии решить проблемы, которые возникают у них под воздействием тех или иных обстоятельств. Ведущей деятельностью для данной категории детей должна быть социальная коммуникация, групповое и коллективное взаимодействие. Работа с детьми должна носить преимущественно практический характер и включать в себя активные виды взаимодействия (спорт, квесты, игры, тренинги, викторины и т.д.); прикладные и творческие виды деятельности (конструирование, мастер-классы, моделирование и т.д.); элементы трудотерапии.
Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать познавательный интерес детей к происходящему.
При реализации программы необходимо отойти от следующих форм организации педагогического процесса: лекций, мероприятий малой подвижности и требующих длительной аналитической работы.
Необходимо найти сильные стороны (качества) детей и использовать их, и, по возможности, развивать. Следует обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении подростков, отмечать их минимальные успехи и достижения – это стимул к самосовершенствованию.
Не злоупотреблять запретами, найти причину (или причины) поведения детей. Важно помнить, что каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Итоговый период.
Задачи итогового периода: подведение итогов; создание доброжелательной атмосферы дружеского прощания; формирование перспектив дальнейшего общения; мотивации детей на социально-одобряемое и законопослушное поведение.
Подводя итоги смены, необходимо еще раз разъяснить детям возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у них стандартные, общепринятые нормы поведения.
3.4. Формы аттестации
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, подлежат педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.
Оценка результата практической работы опирается на такие критерии, как:
- знание материала программы;
- творческие находки и самостоятельность;
- тематические выставки творческих работ учащихся;
- участие в мероприятиях и конкурсах.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, грамоты, материалы анкетирования и тестирования, фото, участие в творческой жизни учреждения.
При дистанционной форме обучения формами педагогического контроля являются: наблюдение, творческие задания с самостоятельным решением, видео- и фотоотчеты.
Наблюдение за учащимися осуществляется во время видеоконференций; ответы на творческие викторины находятся в облачном хранилище педагога (nc-портале); творческие задания, игры, отчеты учащихся о выполнении видеозанятий присылаются в чат мессенджера WhatsApp.
3.5. Оценочные материалы
Программа оснащена системой диагностики, которая выстроена с учетом задач, на решение которых направлена ее реализация (приложение №1).
Показателями результативности служат сформированные компетенции, которыми смогут обладать учащиеся при переходе от одного образовательного уровня на другой. Результативность деятельности по программе также определяется следующими критериями:
1. Результаты участия в конкурсах.
2. Уровень усвоения разновидностей творческой деятельности.
3. Публикации на сайте учреждения, в социальных сетях.
Критерии оценки творческих работ учащихся:
1. Самостоятельность в работе: самостоятельное выполнение заданий от педагога; выполнение с помощью родителей.
2. Трудоемкость: сложность выполнения работ и заданий, творческий подход.
3. Креативность: владение навыками работы в предлагаемых обстоятельствах, самостоятельность замысла и творческих идей.
4. Качество исполнения: грамотный подход в выполнении поставленных задач педагогом, непонимание поставленных задач частично или необходимость в помощи педагога.
5. Оригинальность работы: оригинальный подход, использование разных видов творчества, вариативность, образность.
3.6. Методические материалы
Методы обучения, используемые для реализации программы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой, диагностический, метод воспитания.
Педагогические технологии, используемые для реализации программы:
1. Личностно-ориентированные технологии дают возможность ребенку понять себя, пропустить через себя ту деятельность, которой он занимается, самоопределиться и самореализоваться. Индивидуальный подход к каждому ребенку, соответствующий возрастным особенностям и личностным качествам, является неотъемлемой частью воспитания и обучения.
2. Здоровьесберегающие технологии направлены на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, социальных навыков, способствующих успешной адаптации детей в обществе.
3. Технология сотрудничества дает возможность учащимся осваивать опыт поколений. Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
- превращение педагогики занятия в педагогику развития личности;
- гуманистическая ориентация образования;
- развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
- сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
4. Игровые технологии. Эти технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровые технологии позволяют активно включить ребенка в деятельность, улучшают его позиции в коллективе, создают доверительные отношения.
3.7. Порядок проверки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативный круиз» обсуждается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
Список литературы
для педагога:
2. https://www.obovsemka.com/ru/detskoe-tvorchestvo-i-ego-vidy/
4. http://www.razvitierebenka.com/
7. http://www.fond-rk.ru/fond/223/proekt-kulturnaya-karta-rossii%20
для родителей:
2. http://usovi.ru/index.php?page=home
3. http://vospitanie.babys—babys.ru/
4. http://www.saferunet.ru
5. http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/
6. www.tirnet.ru
7. http://psyparents.ru/
8. http://membrana.ru
9. http://www.teenclub.ru/
для детей:
1. http://www.solnet.ee/
2. http://www.leon4ik.com/
3. http://uotika.ru/
4. http://razvlekidetok.ru/
5. http://www.myltik.ru/
6. http://1001skazka.com/
7. http://www.deti.religiousbook.org.ua/
8. http://rebzi.ru/
Приложение №1
Входная диагностика
Диагностический тест «Творческий потенциал ребенка»
Тест помогает оценить творческие способности ребенка 5-13 лет. На вопросы может отвечать ребенок или один из родителей. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.
Вопросы:
- Случается ли тебе (ребенку) находить необычное применение какому-либо предмету?
- Меняешь ли ты свои увлечения каждый день?
- Любишь ли ты рисовать абстрактные картины?
- Любишь ли ты рисовать воображаемые предметы?
- Любишь ли ты фантастические истории?
- Сочиняешь ли ты рассказы или стихи?
- Любишь ли ты вырезать затейливые фигурки из бумаги?
- Сделал ли ты когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?
- Бывает ли у тебя желание что-то переделать на свой вкус?
- Боишься ли темноты?
- Изобрел ли ты когда-нибудь новое слово?
- Знакомо ли тебе слово изобретение?
- Пробовал ли ты переставлять мебель по своему разумению?
- Был ли удачен этот замысел?
- Использовал ли ты когда-нибудь вещь не по ее назначению?
- Понимаешь ли ты назначение разных предметов даже если видишь их впервые?
- Предпочитаешь ли ты в выборе одежды свой вкус маминому?
- Есть ли у тебя свой внутренний мир, недоступный окружающим?
- Ищешь ли ты объяснения тому, чего еще не понимаешь?
- Часто ли ты просишь объяснить окружающие тебя явления?
- Любишь ли ты читать книжки без иллюстраций?
- Изобретаешь ли ты собственные игры и развлечения?
- Помнишь и рассказываешь ли ты свои сны или пережитые впечатления?
Суммируйте баллы — по 1 баллу за каждый ответ «да».
Результаты теста:
От 20 да 23 баллов. Ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. У него есть все задатки творческой личности. Самое время развивать его творческие способности!
От 15 до 19 баллов. Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области. Поддерживайте его интересы и развивайте их.
От 9 до 14 баллов. Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает. Попробуйте дать ребенку больше свободы действий в повседневных делах, играх, учебных задачах. Пробуйте нестандартные способы решения!
От 4 до 8 баллов. Творческие способности выражены слабо. Поощряйте любые попытки ребенка проявить себя и свою позицию, интересуйтесь его мнением. Спрашивайте, а как еще можно решить ту или иную задачу, как можно поступить по-другому.
Менее 4 баллов. Ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.
Промежуточная диагностика
Диагностический тест «Солнце в комнате»
Целью является выявить умение учащихся изменения «несуществующего» в «настоящее» или «правильное» в рамках определенной истории через исключение расхождения.
Необходимый материал для проведения диагностики: изображение помещения – кабинета, в котором есть человек и солнце, карандаш.
Инструкция: педагог демонстрирует картину, предлагает детям её рассмотреть и рассказать, что на ней нарисовано. После того как ребенок перечислил определенное количество предметов, изображенных на картинке, педагог обращает внимание на то, что солнце нарисовано в комнате, и предлагает ребенку, если это необходимо, исправить картинку так, как будет правильным по мнению ребенка. Ребенок может в устной форме объяснить, как исправить картинку, не используя карандаш.
На протяжении всей деятельности педагог анализирует попытки учащихся откорректировать изображение.
Интерпретация данных ведется по представленной ниже системе:
1. Нет ответа, нежелание выполнять задание («Не знаю, как исправить», «Все правильно»).
2. «Формальное исключение ошибки (зарисовать солнышко).
3. Содержательное исключение ошибки:
а. элементарный (незатейливый, простой) ответ (изобразить солнце на улице);
б. неэлементарный (глубокий) ответ (придумать из солнца предмет, например лампу);
4. разумный (полезный) ответ (несоответствующий предмет отделить от остальных, оставив его в той же ситуации (добавить (изобразить) окно, «сделать картину» и т.п.).
Итоговая диагностика
Критерии | Показатели | Индикаторы | Число баллов | Методы диагностики |
Теоретическая подготовка | ||||
Уровень теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - не усвоил теоретическое содержание программы; - овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; - объем усвоенных знаний составляет более ½; - освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольный опрос |
Уровень владения специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - не употребляет специальные термины; - знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; -сочетает специальную терминологию с бытовой; - специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием | 0 1 2 3 | Наблюдение, собеседование |
Практическая подготовка | ||||
Уровень умений и навыков, предусмотренных программой (по основным разделам учебно-тематического плана) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | - не овладел умениями и навыками; - овладел менее ½ предусмотренных умений и навыков; - объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; - овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
Уровень креативности | Наличие творческого подхода при выполнении практических заданий | - начальный уровень развития креативности – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; - репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца; - творческий уровень (1) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; - творческий уровень (2) – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. | 0 1 2 3 | Наблюдение, оформление выставки |