План по самообразованию "Сказкотерапия"
Метод сказкотерапии - основной принцип целостного развития личности.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1211.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы :
Метод сказкотерапии - основной принцип целостного развития личности.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Задачи:
1. Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников с ЗПР;
2. Овладение новыми формами, методами и приемами работы;
3. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
Задачи сказкотерапии:
- Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
- Проработать подавленные мысли и чувства.
- Развить самоконтроль.
- Снизить уровень тревожности и агрессивности.
- Развить умение преодолевать трудности и страхи.
- Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувства.
- Развить творческие способности и повысить самооценку ребенка.
- Повысить педагогическую компетентность родителей через эффективные формы взаимодействия в вопросах эмоционально- личностного развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Срок проведения | Содержание деятельности | Задачи | Формы работы | Примечание |
Сентябрь | Изучение литературы | Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом). | ||
Октябрь | «Сказкотерапия или сказочное лечение души». | Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. | Консультация | |
Ноябрь | «Я и другие» | Оказать помощи детям в формировании навыков позитивного общения. | Занятие | |
Декабрь | «Моя любимая сказка». | Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. | Выставка семейных рисунков | |
Январь | «Путешествие в сказку» | Снизить психофизического напряжения; развить тактильно-кинестетической чувствительности; актуализация эмоций. | Занятие с элементами арт-терапии | |
Февраль | «Я похож на литературного героя». | Способствовать самовыражению ребенка; продолжать развивать умение передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | Фото - конкурс | |
Март | «Сказка о детском саде» | Воспитать положительное отношение к детскому саду. | Занятие | |
Апрель | "Каждому возрасту своя сказка» | Информировать родителей и педагогов о соответствии сказок возрасту детей. | Оформление буклетов, памяток для родителей и педагогов | |
Май | «Театральная страна» | Показать умение детей узнавать и различать основные эмоции | Развлечение |
Cписок используемой литературы
1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е. В. Белинская . – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию / И. В. Вачков. — М. Генезис. 2011.
3. Гусарова Н. Н. Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников / Н. Н. Гусарова.- СПб.: Дрофа, 2015.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстагнеева. - СПб.: Речь, 2006.
5.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е. В. Никифорова, Е. И. Изотова. - М.: Сфера,2004.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Екатеринбург,2004.
7. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок / Л. Я Поляк.- СПб., 2001.
8. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей / Н. М. Погосова. - СПб.: Речь, 2006.
9. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006.
10. Титаренко В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В. А. Титаренко - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.