Сущность экономики образования

Абрамова Наталья Сергеевна

Сущность экономики образования. Цель, объект и предмет, задачи экономики образования. Методологическая основа экономики образования. Общенаучные методы в экономике образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_obrazovaniya.docx13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность экономики образования. Цель, объект и предмет, задачи экономики образования. Методологическая основа экономики образования. Общенаучные методы в экономике образования.

Выполнила:

Абрамова Наталья Сергеевна

Челябинск
2019

Сущность экономики образования. Цель, объект и предмет, задачи экономики образования. Методологическая основа экономики образования. Общенаучные методы в экономике образования.

Как всякая определенная сфера деятельности, образование обладает и «своей экономикой». Категория «экономика» происходит от греческого «ойкономос» – «искусство ведения домашнего хозяйства ». Однако в современном обществе данная категория более многозначна и имеет несколько значений, а именно:

Экономика – это наука о том, как человек и общество управляют имеющимися в их распоряжении ограниченными ресурсами, стремясь наилучшим образом удовлетворить свои безграничные потребности.

Экономика – это наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.

Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными ресурсами решает вопрос, что, как и для чего производить

Экономика (определение, данное в Большой Советской Энциклопедии) – это:

1. совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе;

2.народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;

3.отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Таким образом, экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки – экономика образования, изучающая пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных организаций, оценку эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост.

Экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в частях сферы образования: в отрасли «образования», в части отрасли или сферы, например, только в образовательных учреждениях общего образования. Существуют и иные точки зрения на содержание экономики образования.

Экономика образования – это наука занимающаяся исследованием и выявлением своеобразия экономических категорий и законов в области образования, анализирующая суть происходящих в ней процессов и раскрывающая их движущие силы.

Экономика образования - специализированная область экономического знания, изучающая сферу образования.

Экономики образования – это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели.

Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Объектом изучения экономики образования как науки считают сферу образования (или ее отдельные части), своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности, процесс создания и обмена образовательных услуг.

Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования.

Предметом изучения экономики образования являются производственные отношения, складывающиеся в сфере образования по поводу производства, распределения, обмена и потребления, создаваемых в ней благ.

Преобладающая же масса образовательных учреждений призвана создавать услуги в форме так называемых общественных благ, потребление которых является всеобщим. Производство этих образовательных услуг обеспечивается за счёт общества с помощью всеобщего налогообложения и в интересах всех граждан. Всеобщее право на образование закреплено в Конституции РФ (ст. 43).

В более развитом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:

  • критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;
  • необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;
  • источники внебюджетного финансирования;
  • государственную политику стимулирования инвесторов образования;
  • рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении учреждений образования;
  • методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Задачами экономики образования являются:

  • определение места образования в народном хозяйстве страны;
  • исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
  • установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
  • поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.

Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает теоретическим содержанием, так как выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства, в том числе и образование. Так, например, теория человеческого капитала (основатели этой теории – американские экономисты Г.Беккер, Т.Шульц) – трактуют человеческий капитал как имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций, которые влияют на рост производства и доходов.

В узком смысле одной из форм капитала является образование. В широком смысле человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходы на охрану здоровья, миграцию и поиски информации о ценах и доходах.

Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как: метод научной абстракции; анализ и синтез;– индукцию и дедукцию; исторический и логические методы. Все эти методы и инструменты используются в единстве.