уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы .Доклад, с которым я выступала на республиканской конференции 23 августа 2021 года

Тихонова Светлана Валентиновна

В статье даны результаты, по эстетическому и патриотическому воспитанию студентов техникума на уроках русского языка,  и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_tihonova_sv_gapou_rh_spt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование общих и профессиональных компетенций

на уроках русского языка и литературы»

Автор: Тихонова С. В.

Саяногорский политехнический техникум

В своей педагогической деятельности, в соответствии со стандартами ФГОС, занимаюсь формированием таких компетенций обучающихся, как:

  1. ОК-1-сформированность мировоззрения в современных условиях,
  2. ОК-2-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с  общечеловеческими ценностями,
  3. ОК-3-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, умение вести диалог и сотрудничать с другими людьми,
  4. ОК-4-готовность и способность к образованию и саморазвитию на протяжении всей жизни,
  5. ОК-7 – использование различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач.

Хороших результатов достигаю при формировании таких компетенций  как: ОК-5-эстетическое отношение к миру и  ОК-6- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважение к русской  литературе, культуре, родному языку.

 На примере группы 68СЭ по специальности «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» покажу эту деятельность.

В начале 2018-2019 учебного года мною проведена диагностика уровня воспитанности студентов (по опроснику С. Шилова)

Результат:

- уровень развития эстетических качеств -56%,

- уровень развития патриотических качеств -57 %

Формы и методы эстетического воспитания обучающихся:

  1. прозаическое описание картин природы у русских классиков;
  2. читательские конференции, диспуты, викторины по произведениям русских авторов 19, 20 и 21 веков;
  3. уроки поэзии 19, 20 веков;
  4. встречи с писателями и поэтами литературного объединения «Стрежень» г. Саяногорска;
  5. сочинения-рассуждения и сочинения-отзывы по проведенным мероприятиям.

Результаты в конце учебного года:

  1. уровень развития эстетического воспитания составил 65%, что на 9% выше уровня в начале года;
  2. сочинения-отзывы и сочинения-рассуждения 30 человек показали 100% наличия положительных эстетических эмоций;
  3. 6 человек из 30 (20% списочного состава) в течение учебного года получили грамоты призеров или сертификаты участников различных конкурсов: конкурс стихов ко Дню полиции, конкурс сочинений и докладов по темам «Военная юность» и «Лучший урок письма».

Вывод: Русская классическая литература через эстетику художественного слова развивает положительные эмоции студентов и на основе этого воспитываются высокие нравственные качества (благородство, честность, доброта).

По патриотическому воспитанию в группе 68СЭ проводила уроки при изучении темы «Литература периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (проза, поэзия драматургия)

Методы, приносящие положительный результат:

  1. Видео-уроки по темам М. Шолохов «Судьба человека», Б. Васильев «А зори здесь тихие». Э. Казакевич «Звезда»;

  1. на уроках по темам «Песни Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» - работа в малых группах: сбор информации об истории песен, создание презентаций, художественное исполнение песен;
  2. внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию проходит по нескольким направлениям:

а) участие студентов в городских мероприятиях;

б) участие студентов в республиканских и Всероссийских конкурсах;

в) совместная работа с городской библиотечной системой;

г) совместная работа с литературным объединением «Стрежень».

Результаты деятельности по патриотическому воспитанию в группе 68СЭ:

  1. по диагностике С. Шилова  уровень развития патриотических качеств составил 67%, т.е. на 10% выше уровня в начале года;
  2. 9 студентов группы (30% списочного состава)  стали призерами и участниками таких городских конкурсов, как: Поэтический марафон «Город читает о войне», Стрежневские чтения «Ради жизни на земле», Конкурс чтецов «Свободно льющиеся строки».

Мероприятия Всероссийского и республиканского уровня:

- Конкурс-фестиваль «Подвиги героев в сердцах поколений»,

- Конкурс письма «Письмо ветеранам»,

- Конкурс чтецов «Стихи, рожденные войной»,

- Презентации по теме «Литературно-художественные произведения военных лет 1941-1945 г.г.,

- Конкурс сочинений и очерков по теме «Образ Великой Победы»,

- Конкурс публицистического эссе «Памятные даты истории: Вторая мировая война 1939-1945 г.г.».

Вывод: урочная и внеурочная деятельность по литературе и русскому языку способствует развитию таких компетенций, как:

- содействию развития исторической памяти, национального самосознания у молодого поколения;

- стимулированию познавательной деятельности студентов;

- сохранению связи поколений, преемственности семейных традиций горожан.

Профессиональные компетенции будущих электриков формирую через метапредметные компетенции:

- умение понимать проблему, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формировать выводы;

- умение работать с разными видами информации;

- умение самостоятельно организовывать и оценивать собственную деятельность;

- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Результаты: стабильно высокая успеваемость студентов группы 68СЭ в I и во II семестрах по предметам «Русский язык», «Литература», а также по проектной деятельности.