уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы .Доклад, с которым я выступала на республиканской конференции 23 августа 2021 года
В статье даны результаты, по эстетическому и патриотическому воспитанию студентов техникума на уроках русского языка, и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tihonova_sv_gapou_rh_spt.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Формирование общих и профессиональных компетенций
на уроках русского языка и литературы»
Автор: Тихонова С. В.
Саяногорский политехнический техникум
В своей педагогической деятельности, в соответствии со стандартами ФГОС, занимаюсь формированием таких компетенций обучающихся, как:
- ОК-1-сформированность мировоззрения в современных условиях,
- ОК-2-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями,
- ОК-3-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, умение вести диалог и сотрудничать с другими людьми,
- ОК-4-готовность и способность к образованию и саморазвитию на протяжении всей жизни,
- ОК-7 – использование различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач.
Хороших результатов достигаю при формировании таких компетенций как: ОК-5-эстетическое отношение к миру и ОК-6- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважение к русской литературе, культуре, родному языку.
На примере группы 68СЭ по специальности «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» покажу эту деятельность.
В начале 2018-2019 учебного года мною проведена диагностика уровня воспитанности студентов (по опроснику С. Шилова)
Результат:
- уровень развития эстетических качеств -56%,
- уровень развития патриотических качеств -57 %
Формы и методы эстетического воспитания обучающихся:
- прозаическое описание картин природы у русских классиков;
- читательские конференции, диспуты, викторины по произведениям русских авторов 19, 20 и 21 веков;
- уроки поэзии 19, 20 веков;
- встречи с писателями и поэтами литературного объединения «Стрежень» г. Саяногорска;
- сочинения-рассуждения и сочинения-отзывы по проведенным мероприятиям.
Результаты в конце учебного года:
- уровень развития эстетического воспитания составил 65%, что на 9% выше уровня в начале года;
- сочинения-отзывы и сочинения-рассуждения 30 человек показали 100% наличия положительных эстетических эмоций;
- 6 человек из 30 (20% списочного состава) в течение учебного года получили грамоты призеров или сертификаты участников различных конкурсов: конкурс стихов ко Дню полиции, конкурс сочинений и докладов по темам «Военная юность» и «Лучший урок письма».
Вывод: Русская классическая литература через эстетику художественного слова развивает положительные эмоции студентов и на основе этого воспитываются высокие нравственные качества (благородство, честность, доброта).
По патриотическому воспитанию в группе 68СЭ проводила уроки при изучении темы «Литература периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (проза, поэзия драматургия)
Методы, приносящие положительный результат:
- Видео-уроки по темам М. Шолохов «Судьба человека», Б. Васильев «А зори здесь тихие». Э. Казакевич «Звезда»;
- на уроках по темам «Песни Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» - работа в малых группах: сбор информации об истории песен, создание презентаций, художественное исполнение песен;
- внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию проходит по нескольким направлениям:
а) участие студентов в городских мероприятиях;
б) участие студентов в республиканских и Всероссийских конкурсах;
в) совместная работа с городской библиотечной системой;
г) совместная работа с литературным объединением «Стрежень».
Результаты деятельности по патриотическому воспитанию в группе 68СЭ:
- по диагностике С. Шилова уровень развития патриотических качеств составил 67%, т.е. на 10% выше уровня в начале года;
- 9 студентов группы (30% списочного состава) стали призерами и участниками таких городских конкурсов, как: Поэтический марафон «Город читает о войне», Стрежневские чтения «Ради жизни на земле», Конкурс чтецов «Свободно льющиеся строки».
Мероприятия Всероссийского и республиканского уровня:
- Конкурс-фестиваль «Подвиги героев в сердцах поколений»,
- Конкурс письма «Письмо ветеранам»,
- Конкурс чтецов «Стихи, рожденные войной»,
- Презентации по теме «Литературно-художественные произведения военных лет 1941-1945 г.г.,
- Конкурс сочинений и очерков по теме «Образ Великой Победы»,
- Конкурс публицистического эссе «Памятные даты истории: Вторая мировая война 1939-1945 г.г.».
Вывод: урочная и внеурочная деятельность по литературе и русскому языку способствует развитию таких компетенций, как:
- содействию развития исторической памяти, национального самосознания у молодого поколения;
- стимулированию познавательной деятельности студентов;
- сохранению связи поколений, преемственности семейных традиций горожан.
Профессиональные компетенции будущих электриков формирую через метапредметные компетенции:
- умение понимать проблему, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формировать выводы;
- умение работать с разными видами информации;
- умение самостоятельно организовывать и оценивать собственную деятельность;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Результаты: стабильно высокая успеваемость студентов группы 68СЭ в I и во II семестрах по предметам «Русский язык», «Литература», а также по проектной деятельности.