Доклад "Профессиональный рост педагога как фактор повышения качества образовательной деятельности"
Доклад на заседании круглого стола по обмену педагогическим опытом ЦМК № 2 ГБПОУ ДЗМ "МК № 2"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОФФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Само время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования молодого поколения, его подготовленность к жизни. Выполнение сложных функций образования в современных условиях, связанных с повышением качества образования и стимулированием личностного развития учащихся требует постоянного самообразования педагога.
Вопросы развития среднего профессионального образования, и в том числе педагогического, являются в настоящее время в высшей степени актуальными для современной педагогической науки и практики. Это обусловлено, прежде всего, задачей модернизации российского образования на всех уровнях, а также рядом социальных, экономических и политических причин.
Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Образование как важнейшей фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Институты образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Совершенствование качества обучения и воспитания в средней профессиональной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Постоянная работа по самообразованию и самовоспитанию современного преподавателя приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
Самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, -
необходимое условие модернизации профессионального образования и повышения его качества. Оценка деятельности преподавателей является одним из основных элементов системы управления качеством подготовки специалистов и осуществляется в процессе мониторинга. В задачи такого мониторинга входит диагностирование научного и образовательного потенциала предметно-цикловых комиссий, измерение их активности, выявление степени интенсивности педагогического труда. Мониторинг позволяет проводить сопоставительный анализ деятельности преподавателей, выявлять сильные и слабые стороны, возможности повышения квалификации преподавателей, проектирование профессиональной деятельности преподавателями. В процессе осуществления мониторинга профессионального роста педагогов предполагается не просто фиксация изменений, а использование результатов мониторинга для совершенствования профессионализма преподавателей. Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития педагогов.
Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптация своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
В основе самовоспитания и самообразования - личностный подход. В связи с этим, самовоспитание и самообразование представляются как систематический процесс, регулируемый мотивацией личностного порядка и осознанием педагогом общественной значимости самообразовательной деятельности. Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, ставить перед собой общественно значимые цели, когда происходит так называемое самоопределение личности, которое, в свою очередь, связано с процессом саморазвития индивида. Ход саморазвития и его результаты определяются способностью человека к деятельности со знанием дела и характером и мерой воплощения социально-культурного опыта.
Самовоспитание и самообразование связаны с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от общепризнанных, авторитетных взглядов. Однако самостоятельность носит позитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности у педагога, высокой степени компетентности.
Закономерности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребности, которые способствуют деятельности профессионала. Они обозначают характер, структуру и
меру потребности преподавателя в различных направлениях, видах, формах образовательной деятельности. Выраженность этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня нравственного и умственного развития, образования и профессиональной квалификации человека. Она растет по мере удовлетворения его познавательной потребности и интересов путем самообразовательной деятельности, опирается на наличие у педагога самообразовательных умений.
Обоснованность необходимости самовоспитания и самообразования исходит из активной и творческой природы человека, а также из понимания преподавателем процесса воспитания как организации такого взаимодействия, в ходе которого личность раскрывает свои потенциальные возможности. Следует отметить, что активность процесса самообразования вытекает из условий познавательной деятельности преподавателя, поскольку иногда бывает недостаточно только осознать свои потребности, нужно преодолеть интеллектуальный, психологический барьер.
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Движущей силой и источником самовоспитания учителя может стать потребность разрешить противоречие между тем, что предъявляют общество, современная высшая школа к преподавателю, и уровнем его профессионализма. Однако сама эта потребность не возникает автоматически, а решение противоречий необязательно стимулирует самовоспитание.
Кроме того, целью самовоспитания могут стать профессионально ценные качества личности педагога (организованность, требовательность, толерантность, конкретность, деловитость, настойчивость в достижении цели, принципиальность, самокритичность и др.), социальные и общечеловеческие ценности, эстетическая культура, теоретическая и методическая готовность к профессиональной деятельности, состояние здоровья.
Педагог ведь не просто источник знаний, это человек, пример, который воздействует на все стороны личности учащегося, который способен поправить, понять, подсказать, оценить индивидуальные характеристики обучаемого. Только в единой стройной взаимосвязанной системе: «семья - школа -общество» возможно становление гармонично развитого, образованного молодого поколения. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Самое главное - это желание педагога работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.