Технические средства обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
В данном презентационном материале раскрыто понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата», приведены категории детей с нарушениями функций ОДА, дается описание степеней тяжести нарушений ОДА, описаны 4 формы ДЦП, типы ДЦП относительно пораженных частей тела, далее дается подробная классификация ТСО, описываются использкемые при обучении детей с НОДА ТСО и преводятся специальные ТСО, так же в данном презентационном материале приводятся средства компенсации НОДА.
Материал так же представлен в формате PDF.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группа детей с НОДА Понятие « нарушение функций опорно-двигательного аппарата » (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Категории детей с нарушением функции ОДА:
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков можно разделить на три группы
Детский церебральный паралич Выделяют четыре основных формы ДЦП в зависимости от нарушений мышечного тонуса: ДЦП - это комплекс нарушений, влияющих на способность человека двигаться, поддерживать равновесие и осанку. Слово «церебральный» указывает на состояние, касающейся головного мозга, а «паралич» означает «слабость» , трудности с контролем мышц. При этой форме наблюдаются неконтролируемые движения рук или ног, они могут быть как медленные и гибкие, так и быстрые и порывистые
Типы ДЦП Относительно пораженных частей тела:
Технические средства обучения Возможности применения ТСО позволяют использовать большой объем информации и тем самым повысить производительность труда преподавателя; "переносить" аудиторию обучаемых к месту событий; показывать сложные процессы в их динамике; предъявлять изображение событий и их звуковое сопровождение обучаемым в нужный момент времени; "ускорить" или "замедлить" изучаемый процесс, чтобы восприятие его могло стать более доступным; обеспечить объективный и оперативный самоконтроль учащихся. Технические средства обучения (ТСО) – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. технические устройства дидактические средства обучения Аппаратура Носители информации Компьютер Принтер Колонки Интерактивная доска Ноутбуки для обучающихся Специальная клавиаратура для учащихся (увеличенная) Планшеты, кнопки, джойстики Мультимедийный проектор Флэш-карты CD\DVD диски Жесткий диск компьютера
Классификация ТСО В зависимости от назначения ТСО подразделяют на следующие классы: тренажерные технические средства технические средства передачи учебной информации технические средства контроля знаний вспомогательные технические средства Устройства, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин . Широкого назначения Целевого назначения экранная ( диапроекторы,кинопроекторы,графопроекторы , видеопроекторы) звуковая аппаратура (магнитофоны, музыкальные центры, проигрыватели и усилители речи). комбинированного типа (кинопроекторы, киноустановки, телевизоры). динамические электрические или электромеханические стенды, действующие макеты или модели механизмов, несущие информацию о принципах работы устройства или о взаимодействии его элементов. Устройства, при помощи которых можно быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися переданной им информации. простые карты, кассеты, билеты, так и различные специальные компьютерные программы, применяющиеся для проведения текущего контроля знаний учащихся, проверки в целях допуска к лабораторным занятиям. ТСК могут быть предназначены как для индивидуального, так и для коллективного пользования . Предназначены для обеспечения выработки практических навыков ,выполнения логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, включения сложных агрегатов, проведения измерений, настройки или управления сложными устройствами или процессами. ТТС создаются и используются в вузах и учебных центрах. Устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время: интерактивные доски, устройства дистанционного управления комплексами ТСО, электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Интернета, системы мультимедиа и др.
Классификация ТСО По принципу устройства ТСО подразделяются: различная звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура музыкальные центры и т.п. комбинированные строятся на базе свето- и звукотехнических устройств (звуковое кино, телевидение, видеомагнитофоны, компьютерная техника и т.д.).
Классификация ТСО
Используемые ТСО для обучающихся с НОДА
Используемые ТСО для обучающихся с НОДА При обучении использованию специального оборудования необходимо учитывать, что ребенок с тяжелыми нарушениями моторики будет работать только одной рукой, одним или двумя пальцами. Также нужно учитывать характер и силу гиперкинезов, в случае присутствия их в структуре дефекта. Если гиперкинезы значительные, специальное оборудование необходимо жестко крепить к столу, возможность крепления предусмотрена на всех моделях.
Используемые ТСО для обучающихся с НОДА Специальная клавиатура с увеличенными клавишами ( Clevy Keyboard ) Компьютерный джойстик (Сочетает в себе функции мыши и джойстика. Ручки джойстика подбираются под индивидуальные физические возможности ребенка) Компьютерный роллер Traxsys Roller II ( Роллер представляет собой трекбол с кнопками, которые действуют так же, как и у специального джойстика. Можно управлять рукой или ногой.) Выносная компьютерная кнопка ( Подключаются к джойстику или роллеру. Заменяют стандартные кнопки мыши. )
Используемые ТСО для обучающихся с НОДА Сенсорная клавиатура (Людям с ограниченной подвижностью рук рекомендуется сенсорная клавиатура с минимальным усилием нажатия клавиши. Фактически не нужно нажимать клавиши, достаточно просто прикасаться к ним. В комплект входят сменные панели (с раскладкой для набора текста, для работы с программами, в Интернет) Контройлер для обеспечения интуитивного управления с помощью взгляда на компьютере Использование голосовой команды (Голос пользователя распознается и преобразуется в компьютерные команды. Данная технология предоставляет возможность как управления функциями операционной системы, так и ввода текста с помощью голоса)
Используемые ТСО для обучающихся с НОДА Электронные планшеты, ПК Интерактивная доска и проектор Колонки
Используемые ТСО для обучающихся с НОДА Программа для неговорящих с нарушениями ОДА « LINKa : нажми» « LINKa : покажи» С остальными программами Ивана Бакаидова и скачать их вы сможете на сайте: https://linka.su/
Средства компенсации НОДА Инвалидные коляски Ходунки
Средства компенсации НОДА Крабы Индивидуальные ортезы на письменные принадлежности
Устройства генерации речи Коммуникативные альбомы Средства компенсации НОДА
Список литературы: https://studme.org/38892/psihologiya/osnovnye_vidy_tehnicheskih_sredstv_obucheniya_harakteristika Л.Б.Переверзев ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ https://www.int-edu.ru/lbp/article/TSO_vved.pdf https://studme.org/46476/pedagogika/audio-vizualnye_tehnicheskie_sredstva_obucheniya_vospitaniya#151 Рыскина В. Л., 2018 СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2018 ФГОС НОО ОВЗ Лазина Е., Рыскина В. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск, 2012; Фрост Л., Бонди Э. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок. Санкт-Петербург, 2013.