Вчера-спортсмен, сегодня-тренер

Лаврова Елена Николаевна

Вчера — спортсмен, сегодня — тренер.
 

Очень часто, когда хорошо выступавший и показывающий значительные результаты в своей спортивной карьере спортсмен переходит на тренерскую работу (а это случается практически с каждым спортсменом, достигшим определенных результатов в спорте), он сталкивается с тем, что понимает, что все его спортивные достижения не являются основным и достаточным условием его успешной тренерской работы.

Мы знаем не один пример, когда успешный спортсмен, становится неуспешным тренером и даже, бывает, вынужден искать другое занятие после окончания спортивной карьеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vchera-sportsmen_segodnya-trener2.docx114.34 КБ

Предварительный просмотр:

Вчера — спортсмен, сегодня — тренер.

Очень часто, когда хорошо выступавший и показывающий значительные результаты в своей спортивной карьере спортсмен переходит на тренерскую работу (а это случается практически с каждым спортсменом, достигшим определенных результатов в спорте), он сталкивается с тем, что понимает, что все его спортивные достижения не являются основным и достаточным условием его успешной тренерской работы.

Мы знаем не один пример, когда успешный спортсмен, становится неуспешным тренером и даже, бывает, вынужден искать другое занятие после окончания спортивной карьеры.

В чем же отличие работы тренера от выступлений спортсмена и какие требования предъявляет эта профессия к бывшему спортсмену?

Прежде всего меняется позиция человека: до тех пор, пока человек выступает как спортсмен, он является учеником, каких бы успехов он в спорте ни добился. У него всегда есть старший товарищ и учитель — его тренер.

Став, тренером, бывший спортсмен сам становится учителем для кого-то. Он начинает заниматься не спортивной, а педагогической деятельностью. При этом, чтобы быть успешным тренером, он должен быть не только формальным, но и неформальным лидером.

Педагогическая деятельность предъявляет свои требования к личностным и психологическим особенностям человека.

Педагог должен не только владеть в совершенстве предметом, который он преподает, но и уметь передать свои знания другому человеку, преподнести их так, чтобы этот другой понял и захотел принять их.

Одним из основных требований к профессии педагога-тренера является умение организовать правильно процесс обучения и освоения новых спортивных навыков, а для этого необходимо развивать свое системное мышление.

Любое обучение — это система, и если не видеть всю системы в целом и одновременно — отдельные частные элементы системы в мельчайших подробностях, — то и ученикам и тренеру будет трудно — в общении, в овладении новым. Процесс будет идти болезненно и не очень успешно.

Тренеру так же необходимо иметь лидерские качества. Это важно для завоевания авторитета в команде.

Структура лидерских качеств подробно описана в книге «Я — лидер». Здесь же кратко перечисляются основные качества настоящего лидера, чтобы было понятно, что начинающему тренеру надо развивать в себе.

Первое важное качество — это сенситивность, то есть способность раньше других замечать только что намечающиеся тенденции, веяния, ценности.

Тот, кто первый понимает, что будет востребовано и что будет ценно в ближайшее время, тот получает дополнительный шанс быть первым.

Не менее важное качество — живость ума.

Профессия тренера — это творческая профессия в том смысле, что задачей тех, кто занимается этой профессией является постоянный поиск новых методик, техник, подходов, решений, приводящих к нужному результату.

Человек с мертвым, заторможенным умом, не чувствительный к новому и не проявляющий к нему интереса вряд ли будет успешным тренером.

Еще один важный фактор — умение высвободить ресурсы, а именно — умение таким образом общаться со своими подчиненными, чтобы высвободить имеющиеся у них ресурсы. Это умение заметить и оценить особенности каждого тренируемого спортсмена, умение создать обстановку, в которой спортсмен раскрепощен и не стесняется и не боится показать все, на что он способен.

Очень важно для тренера, особенно для начинающего тренера, заняться собственным выравниванием, то есть работой над своими комплексами и зажимами.

Ведь тренер — это пример, а хороший тренер — это воодушевляющий пример для спортсмена.

Если вы хотите, чтобы курируемые вами спортсмены не просто тренировались, а тренировались с воодушевлением, вы должны понимать, чем вы можете мотивировать людей и сами представлять из себя такой мотиватор. К чему бы вы ни стремились, а в спорте это особенно заметно, ваши спортсмены помогут вам получить то, что вы хотите получить, если вы поможете им получить то, что они хотят. Это — закон любого успеха.

Тренер отвечает и за то, какой психологический климат складывается в его команде или группе спортсменов, которых он тренирует. От него зависит будут ли члены команды ориентированы на достижение результата или на избегание трудностей и неприятностей.

И наконец, есть еще одна группа качеств, необходимых тренеру для его успешной работы со спортсменом или командой.

Он должен уметь не только принимать правильные решения, но и уметь воплощать их в жизнь.

Нужно правильно оценить процесс подготовки, степень готовности к исполнению и найти тот момент, когда действие необходимо привести в исполнение.

Это — залог успеха любого тренера и команды.

Итак, мы сделали небольшой обзор необходимых и достаточных качеств начинающего специалиста-тренера, которые при их постоянном развитии сделают из новичка успешного и титулованного тренера.

Успехов вам в ваших начинаниях!

Подготовила: Лаврова Е.Н.

МБУДО ДЮСШ №2 г. Белгорода

Методическое пособие

для тренера

Вчера-спортсмен,

сегодня-тренер

г. Белгород, 2021 г.