КУРСОВАЯ РАБОТА «Когнитивная готовность ребёнка с ОНР к инклюзивному образованию»

Актуальность работы. Понятие «Инклюзивное образование» все чаще появляется в педагогической практике. Если обратиться к интерпретации понятия, можно заметить несколько иной смысл. Инклюзивное образование (фр. Inclusif включающий в себя, лат. Include заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который предполагает доступность образования для всех, с точки зрения адаптации к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное или включённое образование-это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Однако это образование отличается от обычного, специализированного и комплексного. Включение-это попытка дать студентам-инвалидам уверенность в себе, тем самым побуждая их ходить в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом лечении и поддержке, но и в развитии своих способностей и успехах в школе.

Согласно ФГОС ДО, когнитивная готовность ребенка с ОНР предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Факультет специального (дефектологического) образования

Кафедра логопедии

Дисциплина: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

 «Когнитивная готовность ребёнка с ОНР к инклюзивному образованию»

44.03.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль-логопедия

Выполнила:

студентка II курса

заочной формы обучения

направление – специальное (дефектологическое) образование,

Зонова Анастасия Андреевна

Санкт-Петербург

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ        5

1.1.        Понятие инклюзивное образование для младших школьников        5

1.2.        Понятие когнитивной (познавательной) готовности у детей с ОНР        8

1.3. Когнитивная готовность ребенка с ОНР к инклюзивному образованию        11

Выводы по первой главе        15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        18

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Понятие «Инклюзивное образование» все чаще появляется в педагогической практике. Если обратиться к интерпретации понятия, можно заметить несколько иной смысл. Инклюзивное образование (фр. Inclusif включающий в себя, лат. Include заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который предполагает доступность образования для всех, с точки зрения адаптации к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное или включённое образование-это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Однако это образование отличается от обычного, специализированного и комплексного. Включение-это попытка дать студентам-инвалидам уверенность в себе, тем самым побуждая их ходить в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом лечении и поддержке, но и в развитии своих способностей и успехах в школе. [13, c. 12]

Согласно ФГОС ДО, когнитивная готовность ребенка с ОНР предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях.

Цель исследования: Изучить когнитивную готовность ребёнка с ОНР к инклюзивному образованию.

Задачи исследования:

- реализовать анализ психолого-педагогической литературы на тему исследования;

- осуществить исследования формирование когнитивную готовность ребёнка с ОНР к инклюзивному образованию;

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Понятие инклюзивное образование

Научное понятие «инклюзивное (франц. Inclusif – «включающий в себя», от лат. Includo – «заключаю, включаю»), или включённое, образование» – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных массовых школах.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками, нормально развивающимися детьми, в одних и тех же общеобразовательных школах.

В настоящий момент федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определён перечень приоритетов в системе образования, одним из них является инклюзивное образование.

Успешность реализации инклюзивного образования – не только веление времени и обязанность государства, она зависит от принятия данного обстоятельства всем обществом с его менталитетом, потенциалом и устремлением. Не стоит скрывать тот факт, что идея инклюзивного обучения и воспитания детей встречает возражения по поводу отсутствия условий для её осуществления: финансовых, организационных – и чисто субъективные претензии со стороны родителей и педагогов.

Инклюзивное образование направлено на разработку методологии, ориентированной на детей, и признание того, что все дети являются людьми с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование стремится разработать более гибкий подход к преподаванию и обучению для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если образование и обучение станут более эффективными благодаря изменениям в инклюзивном образовании, это принесет пользу всем детям (а не только детям с особыми потребностями). [10, c. 22]

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый имеет право общаться и быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- истинное воспитание может быть осуществлено только в контексте реальных отношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе своих сверстников;

- для всех учащихся прогресс может быть скорее в том, что они могут сделать, чем в том, что они не могут сделать;

- разнообразие усиливает все аспекты человеческой жизни.

Физиологи, психологи и педагоги давно знают, что творчество (как процесс познания и самоутверждения) врожденно для абсолютно всех людей, независимо от физиологических, умственных или интеллектуальных способностей. В результате ребенок, даже если он инвалид, будет развиваться более эффективно, более эффективно и свободно в процессе творчества.

В воспитании качеств личности человека культуры у дошкольников выделяют две группы задач: формирование механизмов проявления нравственных чувств, соблюдения норм и правил поведения. Формирование данных качеств осуществляется с помощью определённых средств: вербальных и невербальных, художественных (художественная литература, музыка, изобразительное искусство и т. п.), способствующих освоению навыков речевой культуры, норм этикета, которые проявляются в практике общения, поведения, отношений [5].

Эстетические и педагогические условия включают четыре группы:

1. Условия формирования и проектирования.

2. Социально-эмоциональные условия.

3. Эвристические и дидактические условия.

4. Индивидуальные условия-творческие.

Введение этих условий в образовательный процесс положительно сказывается не только на развитии творческого мышления, но и на психосоматическом здоровье младших школьников. Снижается уровень тревожности; снижается количество заболеваний органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; стабилизируется комфортное эмоциональное и психическое состояние каждого ребенка на протяжении всего воспитательного процесса.

Эстетические качества окружающей среды по-разному влияют на психику и физическое состояние ребенка, поэтому можно организовать их воздействие таким образом, чтобы оно было положительным, а не отрицательным и оказывало терапевтическое воздействие на психическое и физическое здоровье. Терапевтический эффект в образовательном процессе - это единство трех основных структурных блоков: художественной терапии, музыкотерапии и театральной терапии. Каждая из структурных единиц наполнена рядом форм и методов работы, оказывающих лечебное воздействие на психику и физиологию ребенка. [5, c. 33]

Художественная терапия включает в себя следующие формы и методы работы: диагностический тест цвета Люшера в сочетании с техникой Баллоу для определения типа восприятия цвета; диагностические методы «Магические пятна», «Что бы это значило?», «Дорисуй живопись» и др.; творческие произведения искусства; синестетическая художественно-музыкальная деятельность; декоративно-дизайнерская деятельность в классе; экскурсионная работа; цветная визуальная гимнастика.

Проектно-конструкторская деятельность предполагает организацию цвета и формы образовательного пространства с детьми: сезонный дизайн класса, оформление парт, декораций и костюмов для театральных представлений и т. д. экскурсионная работа включает посещение музеев, выставок, театров и выездов на природу, оздоровительных дней на природе. Цветную визуальную гимнастику выполняют на основе компьютерного проигрывателя. В исследованиях Е. А. Медведева, О. П. Радынова и В. Г. Петрова отметила, что у младших школьников с особенностями развития наблюдается замедление темпа восприятия, в связи с этим дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемого цвета.

Образование для инклюзивности, понимаемое в широком смысле участием всех детей в процессе, независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежней успеваемости, отставания в росте или социально-экономического статуса, является одним из основных направлений стратегии развития образования [6]. В целом у детей совершенствуются необходимые эмоционально-волевые и мотивационные сферы, повышается активность восприятия, формирование художественных и творческих способностей.

Итак, инклюзия – это предоставление доступного образования для каждого ребёнка в образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех детей, коррекция с дальнейшей ликвидацией барьеров с целью наибольшей поддержки каждого обучающегося, раскрытия его потенциала.

  1. Понятие когнитивной (познавательной) готовности у детей с ОНР

Познавательная готовность у детей старшего дошкольного возраста – это одна из главных задач педагогики. Чтобы структурировать всесторонне развитую личность, нужно сформировать подходящие условия для саморазвития. Познавательная деятельность активизирует в дошкольнике любознательность, пытливость, повышает интерес ко всему окружающему.

В дошкольном возрасте совершенствуется познавательная сфера, которая состоит из таких компонентов:

-        Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

-        Информация (опыт, достижения, которые скопило человечество во время познания мира);

-        Отношение к миру (эмоциональная реакция на объекты, предметы, явления и события мира).

Цели познавательной активности:

-        Обрести новые знания, усвоить их.

-        Освоить нужные умения и навыки.

-        Освоить навык воспроизводить и использовать полученные знания.

ФГОС ДО характеризует формирование познавательной активности «как процесс постепенного перехода от одной фазы развития познавательной деятельности к другой». К этим этапам относят: [1, c.12]

 1. Любопытство, выявление которого в этом возрасте определяется избирательным отношением к различному предмету, обусловленное внешними признаками, зачастую открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.

2. Любознательность описывается активным видением мира, выявляющимся в стремлении ребенка проникнуть за границы увиденного и познанного. Именно в старшем дошкольном возрасте любознательность формируется устойчивой чертой характера и имеет большую ценность в развитии дошкольника в целом. Этот этап отличается демонстрацией сильных эмоций: удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от деятельности. Примерами проявления любознательности являются детские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему солнце светит?». Для формирования детской любознательности значение обретает умение взрослого отвечать на такие вопросы. [2]

 3. Познавательный интерес характеризуется повышенной устойчивостью, четкой избирательной направленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой значительное место занимают познавательные мотивы. Выявлением такого интереса воспринимают стремление ребенка самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы, проявлять интерес причинно-следственными связями.

 4. Познавательная активность демонстрируется в возрасте 6-7 лет на самом высоком уровне познавательного формирования. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности реализуется путем накапливанием положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником представляется познавательная потребность. Познавательная активность является природным индикатором интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение) [4].

Определенная роль в формировании познавательной готовности принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.), которые в процессе наблюдений, игр активизируют ребёнка к осмысленной реализации действий, самостоятельному поиску; формировать умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свое понимание; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность. Познавательная направленность дошкольника носит избирательный характер. Когда различные термины, предметы или явления видятся ему значимыми, имеющими жизненную важность, тогда он с удивлением их исследует, старается изучить окружающий мир.

Можно отметить, что под воздействием познавательной деятельности стимулируются познавательные процессы, и всю познавательную деятельность которые лежащие в базе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Под её воздействием активней проходят восприятие, ярче становится наблюдение, укрепляется эмоциональная и логическая память, активнее работает воображение. Интерес отвечает за поиски и догадки. Под воздействием познавательной активности деятельность дошкольника становится продуктивней. Успешная познавательная деятельность в свое время укрепляет познавательный интерес.

Таким образом, внутренние аспекты процесса познания, демонстрируемые познавательной активностью, становится базой, которая способствует более благоприятному, длительному, и продуктивному развитию познавательной деятельности ребенка. [5]

Таким образом, когнитивную готовность необходимо признать одним из самых важных факторов процесса познания, который воздействует на формирование позитивной и светлой атмосферы обучения, и на интенсивность течения познавательной деятельности детей.

  1. Когнитивная готовность ребенка с ОНР к инклюзивному образованию

Для детей с ОНР даже при серьезных речевых расстройствах мотивация к получению новых знаний может быть сохранена, как об этом пишет Т.А. Добровольская. [9] В случае, если был налажен диалог между специалистом, сопровождающим ребенка с ОНР, и ребенком, то есть между родителем и ребенком в отношении в вопросах обучения реально сохранение высокого уровня познавательной мотивации, при которой малыш готов преодолевать имеющийся дефект в речевом развитии для приобретения новых знаний и познания окружающего мира. Такое состояние можно считать наиболее оптимальным для включения ребенка с в инклюзивную образовательную среду.

Когнитивная готовность состоит:

- возможности к концентрации внимания на определенный период;

- краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;

- любознательность и интерес к обучению;

- логически связное мышление, возможность усматривать взаимосвязи и закономерности.

Повышенный интерес педагогов к применению игровых технологий в обучающем процессе имеет связь со следующими явлениями. Во-первых, внедрение в практику игровых технологий напрямую связано с комплексом общих социокультурных процессов, нацеленных на поиск новых видов социальной организованности и культуры взаимодействий между педагогом и ребенком. Целесообразно повышение степени культуры общения дошкольников в дидактическом процессе диктуется задачей повышения познавательной активности дошкольников, активации их интереса к изучаемым предметам.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры рекомендуется постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Ведущей деятельностью в возрасте 6-7 лет – познавательная активность. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с предметами-заместителями, учится познавать реальные предметы. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане активизации познавательной активности.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали, такие ученые как Л.В. Артемова, А. К. Бондаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). [6, c.18]

А. К. Бондаренко давал понятие дидактической игры как коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [5, c.22]

По мнению Л. В. Артемовой, дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. [3, c.23]

Дидактическая игра представляет сочетание познавательной активности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. познавательные процессы в игре прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов.

Роль дидактических игр:

Это средство воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все аспекты личности ребенка: сознание, чувства, волю, установки, действия и поведение в целом:

- они выполняют воспитательную функцию, представляются средством начального воспитания дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и узнают определенные факты, явления, доступные их восприятию и пониманию. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родной земле, о людях разных профессий, представления о профессиональной деятельности взрослых;

- развитие сенсорных способностей детей с помощью игр для ознакомления детей с цветом, формой, размером предметов; [6]

- развитие речи детей: расширяется и активизируется словарный запас, формируется хорошее звуковое воспроизведение, развивается последовательная речь, умение правильно выражать свои мысли;

- формирование моральных представлений о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как к итогам работы взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитание уважения к человеку труда, пробуждение интереса к труду, желания работать;

- художественное представление которое развивает эстетический вкус;

- способствовать физическому развитию: вызывать положительный эмоциональный подъем самочувствия, развивать и укреплять мелкие мышцы рук. [5]

Есть такие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками).

2.        Настольно-печатные игры.

3.        Словесные игры.

Дидактические игры включают:

1.Знакомство детей с содержанием игры, использование дидактических материалов (отображение предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой выясняются знания и представления детей).

2. Объяснение движения и правил игры, с четкой реализацией этих правил. [6]

3. демонстрация игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участия в качестве игрока, болельщика или арбитра (педагог направляет действия игроков советами, вопросом, напоминанием).

5. Подведение итогов игры - решающий момент для руководства ею. По результатам игры можно судить о ее эффективности, будет ли она применяться детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Таким образом, дидактическая игра видится доступным, полезным и эффективным способом формирования познавательной деятельности у детей. Он не требует специального материала, определенных условий, нужны лишь знания педагога самой игры. При этом следует иметь в виду, что предлагаемые игры будут способствовать развитию автономии мышления только в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой техники.

В игре ребенок легко преодолевает трудности умственного труда, не замечая того, чему его учат. В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они не воспринимают прямо сейчас. Эта игра помогает ребенку с ОНР полагаться в решении задачи на представление того, что уже было ранее на воспринятых предметах.

Выводы по первой главе

Инклюзивное образование - это организация процесса обучения всех детей, независимо от их физических, умственных, интеллектуальных, культурных и этнических, языковых и других особенностей, включенных в систему общего образования и обучающихся по месту жительства вместе со сверстниками, с нормально развивающимися детьми в тех же школах.

Для детей с ОНР даже при серьезных речевых расстройствах мотивация к получению новых знаний может быть сохранена, как об этом пишет Т.А. Добровольская. [9] В случае, если был налажен диалог между специалистом, сопровождающим ребенка с ОНР, и ребенком, то есть между родителем и ребенком в отношении в вопросах обучения реально сохранение высокого уровня познавательной мотивации, при которой малыш готов преодолевать имеющийся дефект в речевом развитии для приобретения новых знаний и познания окружающего мира. Такое состояние можно считать наиболее оптимальным для включения ребенка с в инклюзивную образовательную среду.

Дидактическая игра - доступный, полезный и эффективный метод воспитания зрительного мышления у детей. Он не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания учителем самой игры. При этом следует иметь в виду, что предлагаемые игры будут способствовать развитию автономии мышления только в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой техники. [3]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному в рамках данной курсовой работы психолого-педагогическому исследованию, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы:

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками, нормально развивающимися детьми, в одних и тех же общеобразовательных школах.

Для детей с ОНР, даже в случае тяжелых речевых нарушений, мотивация на приобретение новых знаний может быть сохранной, как пишет об этом Т.А. Добровольская [9]. В случае, если был налажен ценностный диалог между специалистом, сопровождающим ребенка с ОНР, и самим ребенком, либо между родителем и ребенком в вопросах дальнейшего обучения возможно сохранение высокоразвитого уровня познавательной мотивации, при которой ребенок готов преодолевать имеющийся дефект в речевом развитии для приобретения новых знаний и познания окружающего мира. Подобное состояние может расцениваться в качестве наиболее оптимального для включения ребенка с в инклюзивную образовательную среду.

Дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный формирования познавательной активности  у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. [3]

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры рекомендуется постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. [15]


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями).
  2.  Примерная образовательная программа начального общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15.
  3. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 2014. – 95c.
  4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2015. - 256 с
  5. Блинова, А. А. Диагностика развития самостоятельности старших дошкольников / А. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76004/ (дата обращения: 13.04.2021).
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 2016. – 324с.
  7. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2014. - 176 c.
  8. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 112 c.
  9. Добровольская Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. – 2016. – №5. – С. 3
  10. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. / Ю.Л. Загуменнов. // Минская школа сегодня. 2018 -235с.
  11. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя/ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: БУК-МАСТЕР, 2015. - 191 с.
  12. Красникова, А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей / А.Н. Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - 2015. С. 153-156., с. 69
  13. Лизунова, Л. Р. Формирование наглядно-образного мышления у детей / Л. Р. Лизунова, М. И. Патырбаева, Н. Л. Лепихина // Обруч. 2014. - № 4. - С. 22-27.
  14. Лыкова, И. Дидактические игры для работы со старшими дошкольниками / И. Лыкова // Дошкольное воспитание. 2014. - № 10. - С. 58-62.
  15. Малеева, З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников / З. П. Малеева // Обруч. - 2014. - № 1. - С. 27-33.
  16. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. — М., 2015.- 245с.
  17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. / Н.Я. Михайленко. - 2-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2014. - 176 с
  18. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 453 с.
  19. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический Проект. - Екатеринбург: Деловая книга, 2016. - 2-е изд. - 208 с.
  20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. / Ж. Пиаже. 2014. – 256с.
  21. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2017. - 246 c
  22. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника. /Н.Н. Поддьяков - Дошкольное воспитание. - 2014.- 215 с.
  23. Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 278 c.
  24. Савенков, А. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников. /А. Савенков //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. С. 25 - 28.
  25. Смирнова Е.О. Детская психология. /Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 368 с.
  26. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. / О.В. Солнцева. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2015. - 176с.
  27. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. / Н.Ф. Талызина. / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 192 с.
  28. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. / Г.А. Урунтаева. / Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с.
  29. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 360 с.