Проект "Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств"

Шкуран Жанна Юрьевна

Проект полезен для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkie_skazki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»  г. МАКАРОВА»

Утверждаю

И.о. заведующий МБДОУ ДС № 2

_________________ ( Колесникова Е.А.)

«Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств»

 

 

Выполнили: воспитатели

 Шкуран Ж. Ю., Ряхина Л. А.

МБДОУ «Детский сад № 2

«Аленький цветочек» г. Макарова»

г. Макаров, 2016 - 2017 год.

Паспорт проекта

«Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств»

Авторы проекта:  Шкуран Ж. Ю., Ряхина Л. А.

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.

Вид проекта: долгосрочный.

Место реализации: МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова».

Возраст детей: 4 - 5 лет

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей  через потенциал русских народных сказок.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка.

Линии развития личности:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Учить, детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное; Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений  бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии  работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;

Воспитательные:

-    Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

-    Воспитывать у детей уважение к самому себе;

  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;

Ожидаемые результаты:

В результате осуществления данного проекта у детей будут:

- воспитанно чувство привязанности и любви к своим близким,  любовь к Родине, уважение к самому себе;

- заложены основы патриотического воспитания;

- сформировано  понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;

- развиты основы нравственности, моральные ценности, личностно-смысловая сфера (отношение детей к действительности, переживания и т.д.), самооценка, сплочённость; интерес к сказкам, познания добра и зла, честности и справедливости.

Актуальность проекта

 Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима. 

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родине я решила через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины,  как:

  • дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек  становится  красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки, с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

  Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

  Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

  Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала Анна Михайловна Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.  

        Методы проекта:

познавательно-игровые НОД, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

   Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов:

1 этап: Подготовительный

Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребенка).

Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

2 этап: Основной

Организационные формы работы.

3 этап: Рефлексивно-оценочный этап

   Результативность проекта:

- Дети научились понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

- Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль

         - Произошло взаимопонимание,  благодаря совместной работе детей и родителей;

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в среднем возрасте.

- Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.

Используемая литература:

1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.

2.Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.

3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. - М: ТЦ Сфера, 2008.  

4. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009

5. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002

6. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007