Методическая разработка "Кто прилетел к нам на кормушку"
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2
«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. МАКАРОВА»
Утверждаю
И.о. заведующий МБДОУ ДС № 2
_________________ ( Колесникова Е.А.)
«Кто прилетел к нам на кормушку»
Выполнил: воспитатель
Шкуран Ж. Ю.
МБДОУ «Детский сад № 2
«Аленький цветочек» г. Макарова»
г. Макаров, 2018 год
Образовательная деятельность по познавательному развитию.
Старшая группа.
Тема «Кто прилетел к нам на кормушку»
Цель: уточнить представления детей о зимующих птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.
Задачи:
1) расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют).
2) учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность-труд людей).
3) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Материал: картинки с изображением зимующих птиц, корм для птиц: зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено. Кормушки, символическое изображение севера и юга. Аудиозапись пения птиц. Заготовки для аппликации (клей карандаш, пшено, кисть, семена подсолнуха, шаблоны нарисованного птенца.)
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), рассматривание птиц на прогулке и на картинках, беседа, загадывание загадок, подготовка шаблонов птиц для аппликации, разучивание стихов про птиц.
Ход:
Воспитатель:
- Сегодня, идя в детский сад, я увидела каких-то красивых птичек, которые сидели на рябине и ели ягоды. Но как называются эти птички, я забыла. Вы поможете мне вспомнить название этих милых птичек? (Ответы детей). Послушайте загадку:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
- Кто же это, ребята? (ответы детей). Точно, это снегирь! Как же я могла забыть..
- Ребята, а снегирь – это зимующая птица или перелетная?(ответы детей). Правильно, зимующая. Кто расскажет про снегиря?
Дети: Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена.
- Каких зимующих птиц вы еще знаете? (ответы детей).
Отгадайте загадки:
Непоседа невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее? (синичка)
- Ребята, расскажите про синичку, какой у нее окрас, чем питается? Где зимует? Синичка - это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму.
- Кто желает рассказать стих про синичку?
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится
Поет не уставая
Синица расписная.
- Ребята, послушайте ещё одну загадку:
Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (воробей).
- Кто хочет рассказать про воробья?
Дети: Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
Воспитатель:
- Ребята, расскажите стихотворение про воробья.
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей,
Киньте крошки воробью
Я вам песенку спою
Чик чирик!
Киньте просо и ячмень
Буду петь вам целый день
Чик чирик!
Воспитатель: - Молодцы! А вот ещё загадка, отгадаете о ком она?
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (дятел)
Кто расскажет про дятла?
Дети: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Дупло на дереве служит гнездом.
Воспитатель:
- Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы).
Воспитатель:
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).
Воспитатель:
- Давайте вспомним, где они отыскивают корм? Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов. Съедают плоды и семена лиственных растений, шелушат шишки и семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
- Ребята, вспомним, чем питаются птицы. Я буду показывать вам картинки с кормом зимующих птиц, а вы перечисляете птиц, которые питаются данным кормом. Пакет с пшеном - воробьи; гроздья рябины, калины - снегири, свиристели. Семена шишки - клест, личинки короеда - дятел, сало - синичка. Семечки подсолнечника, арбуза, тыквы - голуби, синички, снегирь. Пищевые отходы – ворона, сорока.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок, ( кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири ( прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
Фонограмма вьюги и метели.
Воспитатель:
- И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)
- Правильно, ребятки. Мы можем смастерить кормушки для зимующих птиц. А чем мы можем подкармливать? Пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы любят кусочки несоленого сала.
- Предлагаю еще поиграть в интересную игру, «Какая птица». На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась, садитесь на свои места. Представьте, вы – птицы. Я читаю стих, та птица, которая услышит о себе», прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску- кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель:
- Итак, каких птиц вы видите? А как их называют одним словом? (зимующие).
Молодцы, ребятки! Вы очень старались на занятии.
Итог занятия:
- О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)
- Какие птицы запомнились вам?
- Какие птицы прилетают на наш участок?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
Воспитатель:
- Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.