Дистанционное обучение на уроках иностранного языка: опыт, проблемы и перспективы развития.

Аннотация: В данном докладе рассматриваются возможности преподавания ИЯ в рамках дистанционного обучения и эффективность использования современных педагогических технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhamyanova_yuliya_vladimirovna.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жамьянова Юлия Владимировна,

учитель английского и немецкого языков

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

Дистанционное обучение на уроках иностранного языка: опыт, проблемы и перспективы развития.

Аннотация: В данном докладе рассматриваются возможности преподавания ИЯ в рамках дистанционного обучения и эффективность использования современных педагогических технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык,

Появление и расширение глобальных сетей привело к тому, что информационные технологии стали инструментом формирования глобального мышления. Люди могут наблюдать, сидя у себя за компьютером или смартфоном, все, что происходит в любой точке мира в режиме «он-лайн». И такой аспект как образование охватило и ввело в практику новую методологию обучения как дистанционное обучение, базирующаяся на использовании информационнокоммуникационных технологий. Одной из главных ее черт является независимость от географии и расстояния между преподавателем и обучаемым, т.е. обучение на расстоянии (производное от английского существительного distance – расстояние, удаление).  Также мы называем такую методологию дистантной – от прилагательного distant. Одновременно используются такие термины как «открытое образование», «гибкое обучение» и более распространенное «электронное обучение» (E-learning), а также «смарт образование» (smart – от  английского прилагательного).

Естественно на уроках при дистанционном обучении мы используем Интернет, где возможности использования онлайн-ресурсов громадны. С помощью веб-ресурсов можно осуществлять следующие задачи:

  • Включать материалы сети в содержание урока;
  • Осуществлять самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
  • Организовать и развивать умения и навыки чтения, используя материалы из сети любой степени сложности;
  • Улучшать навыки аудирования на основе звуковых текстов онлайн-ресурсов;
  • Пополнять словарный запас лексикой, сокращениями современного ИЯ;

В настоящий момент существует огромное количество сайтов, посвященных самостоятельному изучению ИЯ. На таких сайтах можно найти готовые уроки и языковые курсы преподавателей ИЯ, упражнения, аудиозаписи, непонятные для учащегося грамматические пояснения.

Так, например, в своей работе с учащимися активно используется сайт «РЭШ» (Российская Электронная Школа), которая полностью соответствует федеральным государственным общеобразовательным стандартам. Курс немецкого языка содержит разделы фонетики, грамматики, лексики, а также страноведческий материал. Содержание курса рассчитано с 2 по 11 классы, но так как в нашей школе немецкий язык является вторым ИЯ и изучается только с 5 класса, некоторые материалы подбираются в соответствии с годом обучения ИЯ. Материал для изучения доступен и интересен, короткие видеоуроки по теме, которые можно просмотреть несколько раз, если на уроке не совсем поняли материал или для самостоятельного выполнения домашнего задания. Можно также потренироваться на упражнениях и задачах и проверить свои знания с помощью проверочных заданий. Регистрация необязательна, что очень удобно.

Хочется привести пример работы с видеоурока с сайта РЭШ по теме «Meine Stadt», где цель урока – научить рассказывать о своем городе. Учитель рассказывает о своем городе Санкт-Петербург, и на этом примере учащиеся рассказывают о своем городе или деревне, вставляя информацию в готовый текс. Также по ходу урока усваивается пройденный лексический материал.

В 2020 году пандемия ввела свои коррективы в образовательный процесс и все были вынуждены перейти в режим самоизоляции. В тот момент все школы перешли на 100% дистанционное обучение и наши уроки велись через современное средство видеосвязи приложение Zoom в режиме онлайн-конференции, что позволяло вести обучение на расстоянии при условии обязательного и постоянного взаимодействия участников учебного процесса в рамках очного практического занятия.

Но самое главное для любого урока в классе или на расстоянии – это эффективность обучения на уроках. Основная задача урока состоит в обучении практического овладения ИЯ, в формировании базисных знаний, т.е. способности осуществлять иноязычное и интернациональное общение с носителями языка. Поиск новых педагогических технологий связан с нехваткой у учащихся мотивации к изучению ИЯ. Очень часто положительная мотивация отсутствует, так как при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями в силу своих психологических особенностей. И как раз использование различных, современных, свежих источников и средств мотивирует у учащихся интерес и повышается их мотивация к учебе.

Применение современных педагогических технологий в процессе дистанционного обучения ИЯ позволяет воспроизводить учебные ситуации, помогает дополнять традиционные методы обучения, способствует формированию основополагающих навыков иноязычного общения от осознания возможности выражать мысль на другом языке до самостоятельного решения коммуникативных задач; повышает желание, интерес учащихся к учебе, заставляет по-новому взглянуть на изучаемые предметы, раскрывая, таким образом, их творческие и интеллектуальные возможности, таланты.

Улан-Удэ, 2021 г.