Презентация «Словотворчество в речи детей»
Нередко от малышей можно услышать такие необычные слова, которые поражают взрослых своей изобретательностью, оригинальностью и точностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez_rechevoy_deyatelnostislovotvorchestvo_v_rechi_detey_.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нередко от малышей можно услышать такие необычные слова, которые поражают взрослых своей изобретательностью, оригинальностью и точностью. - Какой ты диктун , папа! - Это не твоя воспитательница, она всехлюдная ! - Муж стрекозы – стрекозел .
К.И. Чуковский писал: «У двухлетних и трехлетних детей такое чувство языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны».
Что же такое – детское словотворчество ? Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5—3 лет до школьного возраста. Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала с помощью общих правил родного языка носит название словотворчества. Если ребенок не владеет готовым словом, он его «изобретает» по известным ему правилам. Поэтому эти придуманные детьми слова хоть и новы для взрослых, но вполне понятны по своему назначению и логике, в словаре ребенка всегда можно найти аналогию такому изобретению.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными -педагогами, лингвистами ,психологами (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова и др.) «Осколки слов», когда часть какого-нибудь слова используется как целое. « Лепь » - то, что вылеплено, « прыг » - прыжок . К корню одного слова прибавляется окончание другого – «чужие окончания»: « красняк » - синяк, « помогание » - помощь . Одно слово составляется из двух – «синтетические слова ». К.И . Чуковский называл их гибридными словами: « безумительно » - безумно и изумительно, « бананас » - банан и ананас. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, лежащие в основе образования новых слов:
Есть слова, которые присутствуют в речи почти всех детей В настоящее время существует такая точка зрения, что словотворчество представляет собой вполне закономерный процесс, а не творческий, и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических правил родного языка. Но почему же тогда часто словарный «арсенал» ребенка так уникален? « всехний », «всамделишный », «взаправду», но такие, как, « разливательная» (ложка) , « прекрасник », « насмарканный » (платок), « утьком » (гуськом про уток) встречаются единожды и не повторяются.
Каждый ребенок использует данный ему набор правил языка самостоятельно. А.Н. Леонтьев утверждает: «Постепенное усвоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование». Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка, о его развитом воображении, о его способности к развитию речи, и далеко не каждому ребенку такая способность дана.
Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга . Главный механизм здесь — выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже можно слышать "новые" слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка?
В это время, ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления.
Из книги Гвоздева А.Н. «Вопросы изучения детской речи» - М., 1961. Р ечь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить . Так исчезают "моя мояшечка ", " плохайка " и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.
Спасибо за внимание!
Используемая литература : Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» - М., 1961 Ушакова Т.Н. «О причинах детского словотворчества», статья в журнале «Вопросы психологии»,1970, № 6. Чуковский К.И. «От двух до пяти» -М.: Терра, 2001.