методы обучения матери выразительному чтению

Стручкова Раиса Иосифовна

О том как моя мама научила нас выразительному чтению. Какие методы она использовала. И какие результаты дали эти обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раиса Иосифовна Стручкова,

Учитель МБОУ «Сулгачинская СОШ

им. И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан»

с.Сулгаччы, Амгинский улус, Россия.

Raisa Iosifovna Struchkova,

Teacher of MBOU secondary school of «Sulgachy

аfter I.I.Konstantinov-Delegeet Uibaan»

Sulgachy Amginskij ulus Russia.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕРИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

TRAINING METHODS OF MOTHER TO THE EXPRESSIVE READING

Введение

Объект исследования: методы обучения чтению.

Исследуемый объект: методы обучения матери выразительному чтению.

Гипотеза: выразительное чтение приучает к чтению .

Цель: изучение методики обучения  матери выразительному чтению  

Задачи:

- изучение материала по методике выразительного чтения;

- сбор очерков о выразительном чтении матери;

- изучение материала по методике выразительного чтения матери.

1. Методы обучения чтению.

Чтение – неиссякаемое богатство. Ребенок, имеющий навык чтению, умеет правильно излагать свои мысли. А ребенок, не умеющий читать, встречает многие трудности при сдаче ЕГЭ и при выполнении контрольных работ.  В век информационной технологии успешным и конкурентноспособным может быть  только тот ученик, который владеет всеми методами чтения. тахсыа. Поэтому нынешний ученик должен владеть всеми технологиями и методами чтения.

Известный лингвист-ученый С.К.Фоломкина  в своей статье“Обучение чтению иноязычных текстов” насчитывает свыше 50 видов чтения.

Виды чтения:

1. Чтение вслух, чтение про себя.

2. Изучающее чтение

3. Самостоятельное чтение

Методы:

1.Ознакомительное. Нахождение релевантной информации.

2.Изучающее. Детальный анализ информации, критическое осмысление полученных данных, интерпретация текста.

3. Поисковое чтение. Нахождение конкретной информации, заданной в определенном контексте.

4. Выразительное чтение.

 5.Рефлексивное чтение.

6.Смысловое чтение.

В своей работе постараюсь показать вам, насколько умело пользовалась методом  выразительного чтения наша мама.

2.Приучение чтению – заслуга мамы

2.1. Родители.

Наши предки были высоко культурными людьми. Они заботились, старались, чтобы их продолжатели так же были культурными, лучше их. Были живыми примерами, показывали свои умения и навыки. И это все многому научило.  

Наш прадед, Стручков Константин Михайлович,  переехал в село Сулгаччы, на родину жены, перед  Октябрьской революцией. До этого жили в городе Якутск. Сам служил до пенсии лоцманом в речном пароходстве. Его средний сын, наш дедушка, Дмитрий был зятем в селе Ожулун Чурапчинского района. Работал бухгалтером в колхозе “Орджоникидзе”, был переселен в село Натаро Жиганского района. Там и похоронен.

90-летний старожил нашего села, Тарасов Петр Никифорович, помнит, что у моих прадедушки и прабабушки было огромное количество книг.  Маленькими детьми они читали эти книги. Дальнейшая судьба этих книг неизвестна. Предполагается, возможно, в школе их использовали вместо тетрадей.

В их доме не было видно старинных книг, на полках хранились новые купленные книги.  Их внучка, Чудинова Матрена Иудовна, была по образованию библиотекарем. До выхода на пенсию работала заведующей в Таттинской районной библиотеке.  Всегда внукам выразительно читали. Дядя, Стручков Евграфий Константинович, всегда слушал пластинку на проигрывателе , особенно часто включал эпос  П.Ойуунуского  “Ньургун Боотур”. Многие и сейчас часто вспоминают о нем, как  импровизатора-тойуксут, олоҥхосут, артиста, режиссера постановки эпоса П.А.Ойуунуского “Ньургун Боотур”.

 Дядя, Ноев Афанасий Николаевич, был отличником Сулгачинской школы. Он подарил моему брату свою деревянную сумку со словами: “Будь образованным человеком”. В сумке были: деревянный пенал дяди, химический карандаш, ручка, табель успеваемости, свидетельства. Наше внимание уделялось на книгу под названием “Мирок”  XIII года издания на старославянском языке. Сохранились 1-12 номера. В этой книге включены произведения великих русских писателей,  картины известных художников. В сумке еще была книга на латинском языке “Тыа эдэр хаһаайына”, которую прочитала нам мама. Мы с братом очень заинтересовались. Возможно, это и послужило мне стать учителем английского языка.

2.2. Книга – неиссякаемое богатство.

Родители не имели образования. Отец в Сулгачинской школе отучился всего лишь одну четверть. Рассказывал, как обрадовался, получив в подарок тетрадь и ручку за успешную учебу. Мать имеет 2класса, окончила с отличием.  Оба из-за болезни не смогли продолжить учебу. Поэтому-то поставили цель, дать образование детям. В свободное время всегда брались за книгу. Всегда покупали книги. И этому научились мы, дети. Сейчас в нашей домашней библиотеке есть все произведения якутских и русских писателей по школьной программе, книги современных авторов, а также книги писателей  Сулгаччы и Амги. Сама, как учитель английского языка, собираю книги на французском и английском языках, разные словари, пользуюсь на работе. Тогда еще наша мама, оказывается, приобрела первый якутско-русский словарь. С того самого словаря и мы начали собирать словари, сейчас имеются: новый полный том якутского толкового словаря, словари синонимов,антонимов, фразеологизмов, орфографический, тематический, диалектов, пословици поговорок, загадок, толковый словарь Ожегова, русско-якутский, якутско-русский ит.д. Также имеются якутские журналы “Хотугу сулус”, “Чолбон” (начиная с 60-х г.), детский журнал “Чуораанчык” (с первых номеров до сегодняшнего), журнал для детей среднего возраста “Хатан”, “Күрүлгэн”, книги про Амгу и т.д.  Обогащают нашу домашнюю библиотеку нами оформленные папки из газетных материалов по интересующимся темам, по отдельным писателям,  “Выдающиеся люди Амги”, “История Амгинского улуса”.  Это и есть наше богатство. Здесь все, что читали наши дедушки, бабушки, родители, мы, внуки, сейчас читают наши правнуки - пятое поколение Стручковых, пользуются и жители села.

2.3 Методика обучения нашей мамы выразительному чтению

Наша мама, Агафья Афанасьевна, умела выразительно читать стихи, петь, была запевалой. Часто выступала в различных улусных, наслежных конкурсах, занимала места. В ее репертуаре были “Харачаас”, “Өрүөл кэриэһэ” Ойунского,  поэма-баллада“Ытык Ильмень”, стихотворение “Барыта оҕолор иһин” С. Васильева-Борогонского. Слова осуохая она сочиняла на ходу исходя из темы концерта. Была импровизатором. Это унаследовали я и дочери брата, все мы выступали запевалой на школьном концерте.

Все семьей учили стихотворения наизусть. Мама всегда между домашними делами пела, читала стихи вместе с нами. Я знала все слова ее песен наизусть, сделала песенник, включив все ее песни туда. У нас в доме часто были гости, бабушки села. Они любили слушать мамины песни, ее выразительное чтение стихов, часто об этом просили. Ветеран труда, Степанова Федора Германовна, вспоминает, как в начале 50-х гг. они жили  по соседству в Орто Сурт. Все работали на ферме. И каждый вечер с мала до велика  собирались в нашем доме слушать чтение мамы.  Настолько она умела увлекательно читать. Таким образом, пользуясь навыками мамы, мы увлеклись чтением. Иногда она рассказывала нам сказки, отгадывали загадки, иногда все вместе рассуждали над прочитанным. Каждое произведение чему-то учит. Например, сказки, загадки старухи Дарьи из романа Н.Е.Мординова “Сааскы кэм”, “Олох оскуолата” Николая Якутского, рассказы из книги Тимофея Сметанина “Мэхээлэчээн булчут” и произведения других писателей носят колоссальное воспитательное свойство в становлении личности.

Мама всегда оформляла подписку на газеты, журналы. Так и у нас продолжается ее “привычка”.  Как только мы с братом научились чтению, всегда читали выразительно  бабушке и дедушке новости из газет,   журнал Хотугу сулус”, рассказы. Они внимательно слушали, переживали вместе с героями. И это научило нас быть добрыми, честными.   Дедушка часто слушал на пластинке эпос Ойунского

“Дьулуруйар Ньургун Боотур”. И вместе с ним младший брат Сергей, поэтому у него богатая речь, использует в своей речи слова из эпоса.

Наша мама, Стручкова Агафья Афанасьевна, позже читала выразительно сказки своим внукам. Она умела рассказывать очень эмоционально. Внуки всегда просили ее читать сказки.   Своим внукам давала выучить наизусть стихи из книги Константина Туйаарыского “Ача” (“Сыллыый”, “Детсадка кэллим”, “Үүкэй”, “Кэри-куру”, “Уҥа-хаҥас”, “Тойон ыҥырыа”, “Току-току, ньээм-ньээм” и др.). [6] Внуки просились в “бабушкин садик”, заранее готовясь к выразительному чтению стихотворения. Она очень обрадовалась к выходу детского журнала “Чуораанчык” на якутском языке. Специально для внуков оформляла подписку с первых номеров журнала. Младшим читала сама, старшим доставляла читать самостоятельно, вместе выполняли задания, разгадывали, участвовали в конкурсах, внуки сами сочиняли, писали статьи и отправляли на редакцию журнала.. Тогдашняя “Бэлэм буол”, нынешняя газета“Кэскил” – наш постоянный друг. Внуки активно сотрудничают с редакцией.

Отец, Стручков Иосиф Дмитриевич, последние годы своей жизни проводил, читая произведения В.С. Яковлева-Далан.

Сейчас мы читаем свежие книги. Дети приносят в подарок книги. По учению родителей  мы приучили к чтению своих детей, теперь приучаем внуков. Постоянно оформляем подписку на газеты, журналы. Рекомендуем новые книги, рассуждаем над прочитанным, советуем, какими книгами, статьями могут воспользоваться для своих докладов, рефератов и тд.

Заключение:

Любовь к чтению у нас передается из поколения в поколение.  Начиная с наших прабабушек и прадедушек. Именно они привили своим детям, нашим родителям, а они в свою очередь нам, мы  - своим детям, внукам: своим трудом получать знания из книг.

Методом обучения чтению нашей  мамы, Агафьи Афанасьевны, является метод выразительного чтения.  Именно выразительное чтение увлекла нас в мир книги.

Таким образом, методика обучения чтению продолжается у нас из поколения в поколение:

1. В 1997 году на 1 улусном конкурсе “Кинигэ - биһиги дьиэ кэргэн аргыһа” заняли 1 место, вручили путевку  на “Ленские Столбы”. (презентация)

2.  В этом году стали Победителями улусного конкурса“Саамай элбэҕи ааҕар дьиэ кэргэн” и   республиканского конкурса “Читающая мама-читающая нация” (презентация)

3. Победители, призеры республиканских викторин.

4. Я выпускник  ФИЯ СВФУ , 3 детей выпускники ФЯФиК,  1 -  юридического факультета, 1 - экономического института.

5. Являюсь автором книг об истории своей школы: “Саргылаах мин кыһам” (100-летию) “И.И.Константинов-Дэлэгээт Уйбаан аатынаноскуола-125 сыла” (125-летию);  “Оҕо уонна оҕус күүһүнэн-Кыайыыны!”.

6. Участники республиканского конкурса, создали электронную книгу “Д.Ф.Наумов-прозаик уонна драматург”.

7.Внучка,  Стручкова Рая, по итогам 2020 года стала стипендиатом  якутского писателя, прозаика, драматурга Д. Ф. Наумова. Создала лэпбук “Кинигэ баар-бараммат баай”, заняла 1 место на НПК.

Литература

1.Из истоков народной педагогики якутов.Материалы научно-практической конференции.-Якутск:РИО Госкомпечати Якутской-Саха ССР, 192.-120 с.

2.Чиряев К.С.:Аһаҕастык кэпсэттэххэ: Педагогическай бэсиэдэлэр.-Якутскай:Кинигэ издательствота, 1984.-80.

3.Константин Чиряев:Ахтыылар./Ороһутааҕы К.С.Чиряев аатынан Норуот педагогикатын музейа; Хомуйан оҥордо:Ф.А.Васильева.-Дьокуускай, 2002.-240 с.

4.Констпнтин Чиряев:Эһээ дневнигэ.1974.-город Якутск,1996.-160 с.

5.Ласкина Н.А. Технологии работы с текстом для чтения. Английский язык. Всё для учителя №5-6(65-66) май –июнь 2017

6.Портнягин И.С. Этнопедагог К.С.Чиряев: педагогические мысли, идеи, и взгляды./И.С.Портнягин, Ассоциация народной педагогики Якутии-Якутск, 2002.-168 с.

6.Туйарский (Дьячковский) Константин Николаевич: Ача. Якутск, Якуткнигоиздат, 1968

7. Фоломкина С.К., Виды чтения на иностранном языке. ИЯШ

8.Домашний архив семьи.