«Обдумывая свои действия, Вы должны учиться. Вы должны исследовать ситуацию. Вы должны задаваться вопросами...» Сунь-Цзы, «Искусство войны» «Важен не только результат обучения, но и процесс» Сократ Система высшего образования является бесспорным и мощным фактором всеобщего прогресса. В переходные эпохи, для которых характерны глубокие системные перемены, роль высшего образования особенно актуализируется, ведь именно оно определяет качество того интеллектуального потенциала, который способен генерировать новые идеи для прокладывания маршрутов реформ и создавать «человеческий материал», способный осуществить прорыв в новое цивилизованное измерение. Именно высшее образование становится «точкой» роста «новой экономики знаний», модернизации социально-политической и социально-экономических сфер. Наука и образование — базис формирования человеческого капитала. Научный сегмент обеспечивает генерацию идей, проведение научных исследований и разработку инноваций. Образовательный сегмент позволяет обеспечить диффузию инноваций, их производственное использование. Теоретически именно образовательный сегмент лежит в основе инновационной деятельности высшей школы. С одной стороны, он обеспечивает наличие специалистов, которые могут разработать новшества, с другой, образовательный сегмент обеспечивает наличие специалистов, которые могут использовать новшества, созданные в научном сегменте. Кроме того, данный сегмент обеспечивает экономику специалистами, которые способны вводить инновации в практическое использование. Это в свою очередь актуализирует вопрос о миссии высшей школы в историческом преобразовательном процессе, через осуществление полноценной модернизации образования. [4] В последнее время практически всеобщим стало утверждение о кризисе высшего образования в России. Одной из главных проблем стало то, что резкое возрастание численности обучающихся по отдельным направлениям неизбежно привело к падению качества подготовки специалистов. Серьезной проблемой в настоящее время является изменение предпочтений самой молодежи. Значительное влияние на подобные деформации сознания оказало само государство. Попустительская политика в отношении высшей школы исказила прежде существующую систему высшего образования и создала новую «перекошенную» систему, в которой не осталось места для творчества, честности, переживаний за судьбу страны. Труд высококвалифицированных специалистов ныне ценится ниже, карьеру подростки представляют скорее в виде преданного служения, чем развития собственных способностей и демонстрации ума, что является весьма опасной тенденцией. Важнейшей задачей современного образовательного процесса в высшей школе является выпуск высококвалифицированных кадров, способных оптимально решать практические производственно-управленческие вопросы. Проблема качественного развития отрасли высшего образования усугубляется и тем, что в силу низкой оплаты труда большинство преподавателей работает в нескольких вузах одновременно. Естественно, что при этом практически исчезает возможность уделять время повышению квалификации, самообразованию, совершенствованию читаемых курсов, разработке деловых игр, написанию учебников, занятиям с аспирантами и студентами, что также не способствует повышению уровня преподавания. Результатом этого становится разрушение прежде существовавших научных школ, общее падение качества высшего образования, которое прежде считалось одним из самых высоких в мире. [6] В этих условиях назрела необходимость реформирования и модернизации образовательных процессов, что потребует более высоких профессиональных качеств преподавателей, большего умения работать в условиях жестких приоритетов и ограничений, более полного взаимопонимания управленцев и научных работников.. Необходимо по-новому взглянуть на роль педагога и на сам учебный процесс, что в свою очередь требует пересмотра компетенций педагога. Повышение требований к эффективности и результативности процесса обучения обусловило необходимость применения инновационных технологий в педагогике. Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением. Сегодня каждый шаг педагога, любая его инициатива сопряжены с необходимостью внедрения новых педагогических идей, последовательного освоения инновационных образовательных технологий. Современный инновационный подход предполагает осознание и использование качественно новых личностных категорий, которые должны стать не просто желательными качествами педагога, а настоящими ключевыми профессиональными компетенциями. Одним из инновационных направлений в сфере высшего образования является коучинг — новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления и основную процедуру. (см. рис.1) Многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Они позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для учеников, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат. |