КОУЧИНГ В ДИДАКТИКЕ от Дедюлина Марина

Осепян Анна Карленовна

КОУЧИНГ В ДИДАКТИКЕ от Дедюлина Марина

http://conference.bsu.by/mod/forum/discuss.php?d=222

III Международная научно-практическая интернет-конференция «Дискурс университета — 2013». Образовательные практики и метафоры обновления: философский,

КОУЧИНГ В ДИДАКТИКЕ

от Дедюлина Марина - Воскресенье 1 Декабрь 2013, 20:22

 

Коучинг в процессе современного образования играет серьезную роль, особенно, в условиях инновационного развития. Применение его в педагогике позволяет максимально в короткие промежутки времени добиваться высоких результатов.

Поэтому важно в учебной деятельности использовать основной его принцип, который заключается в том, что каждый студент может сам при освоении дисциплины выбрать оптимальный путь в достижении получения знаний, умений и навыков.

Коучинг, в дидактике, изучается сравнительно, недавно, с начала XXI века. Впервые эта технология нами была выбрана в 2006 -2007 году, когда мы предлагали на базе факультетов создать коучинг-центры. Основная деятельность их должна быть сфокусирована на решении следующих задач: тренинг, наставничество, консультирование, линейный менеджмент.

Сегодня, в нем выделяют следующие виды: 1. коучинг, связанный с навыками; 2. коучинг, связанный с выполнением работы; 3. коучинг, связанный с развитием.

Основная цель первого – повышение специфических навыков и умений: определение актуального уровня и его дефицита; обучение новым навыкам и предоставление возможности их тренировки; обратная связь по поводу их получения. Целью второго является поддержание требуемого изменения поведения и улучшения выполнения работы. Его третья разновидность является самой сложной, так как она связана с личностной проблематикой, например, учебой, профессией, карьерой и т.д.

Деятельность в вузе должна быть направлена на развитие всех его типов. Так, коучинг, помогающий приобрести навыки, необходим для повышения уровня педагогического мастерства у преподавателей-стажеров. Коучинг, связанный с выполнением работы позволит осуществлять бизнес – консультирование. Но самым, важным, на наш взгляд, будет его деятельность, связанная с развитием. Этот тип поможет первокурсникам адаптироваться к учебе в вузе.

Для иллюстрации работы центра посмотрим, например, в каких случаях необходимо применять его в работе со студентами.

Методика:

1. Основанием для проведения его является высокий процент неудач в учебе среди студентов первокурсников.

2. Запрос на коучинг делается в результате посещения добровольных исследовательских клубов (например, его раз в неделю, проводит один из группы коучей факультета).

Как, правило, первый раз студенты посещают их, находясь в «черной полосе жизни» (провал рейтингов, экзаменов; страх по поводу несоответствия требуемым стандартам). Основная проблема: невозможность сдать текущий и итоговый контроль успеваемости, но, на самом деле, причина в специфике обучения в вузе.

3. Индивидуальный коучинг студента [1; С. 211-213].

Сегодня мы пришли к выводу, что современный преподаватель должен стать не только фасилитатором в процессе обучения, но и стать коучем. Его основными функциями являются: мотивационная, воспитательная, информационная, развивающая, организационная, интегрирующая, и фасилитационная. Именно последняя функция, на наш взгляд, является основополагающей.

Преподаватель-фасилитатор, в первую очередь, должен научить студентов на практических занятиях работать в группе. Для этого вместе с ними, при решении тех или иных задач, он должен пройти, согласно К. Роджерсу [3], несколько этапов:

1. знакомство участников (в учебной деятельности этот этап можно пропустить, если мы работаем с членами одной группы);

2. первые попытки самораскрытия и личностное сопротивление этому;

3. выражение негативных переживаний;

4. выражение любых переживаний, возникающих "здесь и теперь";

5. проявления самопринятия;

6. основная встреча.

 

Скачать:

Предварительный просмотр: