Православие, национальная культура и традиции – основа духовно-нравственного развития личности в образовательном пространстве
Живя в условиях многокультурного мира, современному человеку необходимо развивать в себе такие качества, как толерантность, терпимость, уважение, умение взаимодействовать и сотрудничать с людьми различных национальностей и вероисповедания. Все эти качества относятся к категории духовно-нравственной составляющей жизни каждого, а их основой развития является воспитание и образование. Важно отметить, что именно православное воспитание и православная педагогика, учит не только жить в соответствии с законами Бога, но и формирует чувство ответственности за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своей страны.
Ключевые слова: Православие, духовно-нравственные качества, воспитание, культура, традиции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Щепетнова Е.Н
ПРАВОСЛАВИЕ, НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация: Живя в условиях многокультурного мира, современному человеку необходимо развивать в себе такие качества, как толерантность, терпимость, уважение, умение взаимодействовать и сотрудничать с людьми различных национальностей и вероисповедания. Все эти качества относятся к категории духовно-нравственной составляющей жизни каждого, а их основой развития является воспитание и образование. Важно отметить, что именно православное воспитание и православная педагогика, учит не только жить в соответствии с законами Бога, но и формирует чувство ответственности за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своей страны.
Ключевые слова: Православие, духовно-нравственные качества, воспитание, культура, традиции.
Православие всегда являлось фундаментальной основой воспитания, формирования духовно-нравственных качеств и становления личности в целом. Православная вера учит вере в любовь, в доброе отношение, в милосердие, вере в победу добра над злом, терпению и добродетели.
На протяжении многовековой истории Церковь являлась единственным социальным институтом, который смог сохраниться до наших дней, неся духовность, сохраняя культуру и народные традиции. И здесь хочется отметить, что развитие культуры может происходить только при качественном воспитании и образовании, которое должно базироваться на учениях величайших учителей человечества.
Живя в условиях многокультурного мира, современному человеку необходимо развивать в себе такие качества, как толерантность, терпимость, уважение, умение взаимодействовать и сотрудничать с людьми различных национальностей и вероисповедания. Все эти качества относятся к категории духовно-нравственной составляющей жизни каждого, а их основой развития является воспитание и образование. Важно отметить, что именно православное воспитание и православная педагогика, учит не только жить в соответствии с законами Бога, но и формирует чувство ответственности за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своей страны.
Национальная культура, национальный характер, православная вера, возрождение исконно русских традиций — все это является огромной силой духовно-нравственного развития человека, в частности, и развития России, в целом.
Анализируя трактовку обеих этих понятий, мы приходим к выводу, что культура и народные традиции являют собой единство духовных идеалов, знаний, ценностей, которые складывались на протяжении многовековой истории.
Вопросы развития идей духовно-нравственного воспитания волновали людей с древности. И это понятно, поскольку невозможно стать патриотом своей страны, испытывать за нее чувство гордости, быть ответственным гражданином, не имея знаний об истории своего государства, его национальных и культурных традициях.
Необходимость использования идей православного воспитания видели Святые отцы и учителя Русской Православной Церкви. Анализ их трудов показывает, что взгляды на христианскую педагогику отражаются в их философских концепциях, где они определяют само понятие воспитания, его цели, методы и содержание, а также обращаются не только к учителям и ученикам, но и к родителям. Предлагаемые ими цели и методы воспитания могут быть использованы в системе современного образования, и позволят воспитать духовно-нравственную личность, способную быть достойным гражданином своей страны, а также вести уважительный и конструктивный диалог с окружающими его людьми различных национальностей и вероисповеданий.
А вXIX веке ярко проявился интерес светской школы к христианскому образованию и отразился в организации народных школ. Представители народных школ: Ильминский Н.И., Рачинский С.А., Победоносцев К.П., Ушинский К.Д., Тенишева М.К. в своей деятельности возрождали и использовали на практике мысли православной педагогики. Организаторы народных школ главной ее целью видели единение с Церковью, равнение на ее благочинную организацию, использование ее средств духовно - нравственного воспитания, выстраивание отношений в соответствии с христианскими канонами. Основную целью воспитания, представители народных школ, видели в создании гармонично-развитой, цельной личности, живущей в согласии веры и разума. Не раз, на практике деятельность народных школ показывала положительный результат процесса совместной педагогической деятельности священника со светским педагогом, являя собой высшую богоподобную форму сотворчества.
На сегодняшний день, к сожалению, наше культурное наследие стало мало востребованным: подрастающее поколение имеет очень слабое представление о русской культуре, традициях, да, зачастую и исторические факты преподносятся им в искаженном виде. Зато получают повсеместное распространение употребление наркотических средств, разбои, аморальное поведение, обесценивание нравственных идеалов и культурных ценностей. В связи с этим, возникла достаточно критическая ситуация, когда необходимо находить методы, направленные на возрождение народной культуры и формирование, тем самым, духовно-нравственные качества.
Когда мы говорим о подрастающем поколении и воспитании духовных качеств детей, мы подразумеваем единый воспитательно-образовательный процесс на всех ступенях обучения: детский сад, школа, институт… Правительством нашего государства была разработана и принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, одним из приоритетных направлений образования, которой является формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. «Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России… создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества…» [6].
Освоение духовно-нравственных ориентиров позволит ребенку успешно овладеть знаниями в различных отраслях жизнедеятельности, изучить искусство, право, историю, естествознание, политику, экономику и многое другое, что в свою очередь, будет способствовать формированию качеств добропорядочного гражданина, патриота и семьянина. И здесь важно отметить, что в современном образовании необходимо сделать акцент на комплексном овладении языка, национальной культуре и традициях. Национальная культура и традиции настолько многогранны, самобытны и включают в себя огромное множество различных элементов, отражающих непосредственность русской истории.
Мы видим бесспорность, применимость и актуальность основных направлений православного воспитания и его представителей для использования в нашей системе современного образования.Анализируя авторитетное мнение и исторические источники, мы приходим к выводу, что без православия не может быть русской культуры, а православная церковь остается неизменным социальным институтом на протяжении вековой истории.
Без твердых знаний, убеждений и соблюдений морально-нравственных ценностей невозможно нормальное развитие нашей страны, нашего общества и каждого человека, в частности. Отсюда следует, что современное образование должно выстраиваться с учетом освоения социокультурного опыта наших предков, через освоение их культурных и духовных традиций, которые будут содействовать формированию нравственной культуре подрастающего поколения. Кроме того, сформированная духовно-нравственная личность способна взаимодействовать не только в своем социуме, но и уважительно относиться к другим народам, их культуре и религиозным взглядам.
Духовно-этические взгляды людей, живущих в России, складываются из социокультурных традиций православия, являющиеся залогом межконфессионального мира и дружбы. Православие - одно из главных достояний нашего государства, образуя преемственность культурных традиций и цивилизаций древнего мира, формирует нашу самобытность, выводя тем самым нашу страну на один ряд с мировыми цивилизациями.
В заключении, нам бы хотелось сделать акцент на том, что, на сегодняшний день, важным для системы нашего образования, должно стать формирование новой системы воспитания и обучения, основанной на православной педагогике, культурных ценностях и традициях нашей страны.
Список цитируемой литературы:
- Василий Великий Святитель. Нравственные правила. М.: Сибирская Благозвонница, 2016г., 180с.
- Григорий Богослов Святитель. Собрание творений: в 2-х т./ святитель Григорий Богослов. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994. Т. 2. 596с.
- Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы/Иоанн Кронштадтский. СПб., 1991.158с.
- Флоровский Г. В. Пути русского богословия/Г.В. Флоровский. Киев: Путь к истине, 1991. 559с.
- Шестун Е., протоиерей. Православная педагогика/Е.Шестун. М.: про- пресс: Правосл. педагогика, 2001. 559с.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года- URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.09.2019г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013г.).URL: http://www.consultant.ru/search/?q=Федеральный+государственный+образовательный+стандарт+дошкольного+образования(дата обращения: 12.1019г.).
- Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы» АО «Кодекс»URL:http://docs.cntd.ru/document/469026995(дата обращения: 18.02.20г.).