Презентация на тему "Профессиональный стандарт педагога-дефектолога "
Что включает в себя профессиональный стандарт педагога-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_standart_pedagoga-defektologa.pptx | 362.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональный стандарт п едагога-дефектолога (учитель-логопед , сурдопедагог, олигофренопедагог , тифлопедагог) регламентирует деятельность педагога-дефектолога по обучению, воспитанию, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональный стандарт определяет основные трудовые действия, необходимые умения и знания для организация деятельности обучающихся с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; разработке программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с ОВЗ; осуществлению диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений.
1. Общие сведения Педагог – дефектолог реализует следующий вид деятельности: педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(наименование вида профессиональной деятельности ) Основная цель вида профессиональной деятельности : Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования.
2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Профессиональный стандарт педагога-дефектолога включает перечень трудовых функций реализуемых в профессиональной деятельности: 1. Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи ; 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи ; 3. Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
4 . Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; 5. Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; 6. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости; 7. Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; 8. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся. 9. Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
3. Характеристика обобщенных трудовых функций Для реализации трудовой функции любого педагога «Организация деятельности по освоению обучающимися образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию» предусмотрены следующие трудовые действия: планирование и проведение занятий, специальных групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся; организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся; обеспечение непрерывности и преемственности процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации ;
применение в образовательном процессе специальных педагогических технологий, современных образовательных дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся; o планирование и проведение специальной (коррекционной) работы по развитию познавательной активности, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; o обеспечение развития у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей; o осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, проведение мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования при использовании способов, содержания и методов, учитывающих индивидуальные возрастные и особые образовательные потребности и особенности обучающихся
Трудовая функция "Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся" предусматривает следующие трудовые действия : определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся ; планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся ; планирование занятий в рамках освоения адаптированных основных
общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и o индивидуально-дифференцированного подходов к обучению ; o разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся ; o корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации . Для реализации трудовой функции «Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений» предусмотрено выполнение следующих трудовых действий выбор методик для диагностики особенностей развития обучающихся с учетом возраста и индивидуальных особенностей ; o разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации обучающихся, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты
Профессиональный педагог-дефектолог должен знать : Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся; Современные классификации интеллектуальных нарушений; Современные методики выявления интеллектуальных нарушений; Педагогические технологии выявления интеллектуальных нарушений; Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей); Направления и способы взаимодействия учителя-дефектолога и специалистов организаций здравоохранения, образования, социальной защиты в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся.
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог должен: Знать специфику дошкольного образования Знать общие закономерности развития детей Уметь организовывать ведущие виды деятельности Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам диагностики Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей Владеть ИКТ-компетенциями
Спасибо за внимание и у спехов в работе!