Система принципов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Шпандырева Полина Игоревна

В данном презентационном материале дается определение принципов воспитания,  умственной отсталости, классфикация умственной отсталости по МКБ-10, раскрыты принципы воспитания дошкольников с умственной отсталостью, представленна Программа  Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», описанв принципы воспитания умственно отсталых школьников.

 Файл представлен как в PDF так и в PPTX формате. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система принципов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью Холодовская Полина Игоревна Санкт-Петербург 2021 год

Слайд 2

Умственная отсталость Умственная отсталость – стойкое нарушение всей психической деятельности в результате органического диффузного поражения коры головного мозга в ранние периоды жизни. Под этим понятием объединены разнообразные патологические состояния, следовательно, существуют многочисленные формы умственной отсталости, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Согласно МКБ 10 выделяют следующие степени умственной отсталости: Глубокая УО Тяжелая УО Умеренная УО Легкая УО

Слайд 3

Принцип Принципы воспитания — это положения, вытекающие из целей и природы воспитания. Это общие руководящие положения, требующие «последовательности действий, высокой степени обобщения». В условиях специального образования и воспитания принципы могут быть реализованы, если воздействие на обучающегося осуществляется систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно. Принцип — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования.

Слайд 4

Связь процесса воспитания и процесса обучения Воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием его деятельности (игры, труда, занятий учебного типа и другой практической деятельности). Чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-воспитательная работа, тем более полной оказывается компенсация и коррекция в развитии детей с нарушениями интеллекта. Возможности развития детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте связаны с пластичностью нервной системы.

Слайд 5

Принципы воспитания УО дошкольников Все принципы, лежащие в основе воспитательного процесса, можно разделить на три группы . Первая группа принципов отвечает на вопрос «чему воспитывать?» и определяет содержательный уровень воспитания , его цели и задачи, позволяет их конкретизировать с учетом особенностей личности, группы, условий воспитания. Вторая группа объединяет организационные принципы. Они отвечают на вопрос «как организовать воспитание?» и позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе. Третья группа принципов воспитания — методические принципы. Они дают ответы на вопрос «какими методами можно достигнуть целей воспитания?» и построены на знаниях закономерностей воспитательной деятельности.

Слайд 6

Содержательный уровень Принцип связи воспитательного процесса с жизнью Принцип целеустремленности и общественной (гражданской) направленности Принцип целостности и единства воспитательного процесса

Слайд 7

Организационные принципы Принцип последовательности воспитания Принцип педагогического оптимизма (оптимистическая перспективность воспитательного процесса) опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» Принцип коррекционно-развивающей направленности воспитательного процесса Принцип сотрудничества педагогов и детей Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив Принцип сознательности и активности

Слайд 8

Методические принципы Принцип деятельностного подхода Учет возрастных, индивидуальных и типологических особенностей учащихся Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью Принцип параллельного действия (принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на воспитанника)

Слайд 9

Блоки задач, которые реализуются в специальном дошкольном учреждении для умственно отсталых детей (Е.А. Екжанова , Е.А Стребелева ) ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ : развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка. преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: - обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

Слайд 10

Возрастные группы в ДОУ В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.

Слайд 11

Программа Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы , а также с детьми с умственной отсталостью в умеренной форме, которые при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе также способны овладеть основным содержанием программного материала.

Слайд 12

Разделы программы Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Слайд 13

Раздел «Здоровье» «Здоровье - всему голова»

Слайд 14

Раздел «Социальное развитие»

Слайд 15

Раздел «Физическое развитие и физическое воспитание» Основной формой обучения детей движениям являются занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). На занятиях по физическому воспитанию решаются как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Таким образом, в процессе физического воспитания и физического развития происходит не только становление двигательной сферы ребенка, а осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности, что в конечном итоге содействует формированию гармоничной, позитивно настроенной личности ребенка.

Слайд 16

Раздел «Познавательное развитие»

Слайд 17

Раздел «Формирование деятельности»

Слайд 18

Раздел «Эстетическое развитие»

Слайд 19

Принципы построения занятий с УО дошкольниками: 1. Смена видов деятельности. 2. Повторяемость программного материала. 3. Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую. 4. Игровая форма.

Слайд 20

Воспитание в школах VIII вида Принципы воспитания: Принцип ценности любой человеческой жизни; Принцип комплексного подхода; Принцип связи с жизнью и практикой; Принцип обучения и воспитания в коллективе; Принцип единства требований и уважения к детям; Принцип эстетизации всей человеческой жизни; Принцип последовательности и систематичности; Принцип наглядности: Принцип прочности; Принцип доступности; Принцип единства воспитания, обучения и оздоровления.

Слайд 21

Обучение и воспитание умственно -отсталых школьников Коррекционные учреждения VIII вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Наполняемость класса: 12 человек Сроки обучения – 10-11 лет Функционируют классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Наполняемость: 8 человек.

Слайд 22

Блоки учебных предметов в школе VIII вида

Слайд 23

Приоритетные направления работы в классах для детей с глубокой умственной отсталостью:

Слайд 24

Список литературы: Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. -М.: Просвещение, 1985. - 72 с. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш . учеб, заведений. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с. МКБ -10 https://mkb-10.com/index.php?pid=4380 https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_vospitatelnoj_i_korrekczionnoj_rabotyi_s_detmi,_imeyushhimi_zaderzhku_psixicheskogo_razvitiya_(zpr)/


Предварительный просмотр: