Подготовка спортсмена-чемпиона в спортивной гимнастике.
В современной национальной концепции подготовки спортсменов доминирует целевая стратегическая установка на опережение зарубежных соперников по основным параметрам подготовленности. Основными задачами является создание модели спортсмена (гимнаста) победителя в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы. В данной публикации рассмотрим,что необходимо знать тренеру для достижения цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_kozhanova_k.yu_.docx | 47.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУБЛИКАЦИЯ
Подготовка спортсмена-чемпиона в спортивной гимнастике.
Выполнила: Кожанова К.Ю,
тренер ГБУ «СШОР №3
им. Б.В. Пилкина»
г.Белгород
2021 год
Содержание:
1. Введение
2. Тенденции развития спортивной гимнастики на современном этапе и создание модели спортсмена- гимнаста победителя в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложения.
1. Введение
Соревнования по спортивной гимнастике впервые появились на летних Олимпийских играх 1896 в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Первоначально соревнования проходили среди мужчин, женские дисциплины появились на летних олимпийских играх 1928 в Амстердаме [5]. В этом виде спорта разыгрываются 14 комплектов наград. Российские гимнасты и гимнастки много раз становились абсолютными чемпионами Европы, Мира и завоёвывали золотые награды на Олимпийских играх.
Современная технология подготовки российских гимнастов высшего класса опирается на результаты научных исследований и имеет научно-методическое обоснование. В настоящее время учёными разработаны биомеханические и психолого-педагогические основы деятельности гимнастов, а также основные аспекты их подготовки (технической, физической, психологической и теоретической) [3].
В современной национальной концепции подготовки спортсменов доминирует целевая стратегическая установка на опережение зарубежных соперников по основным параметрам подготовленности[3].
Основными задачами является создание модели спортсмена (гимнаста) победителя в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы.
2. Тенденции развития спортивной гимнастики на современном этапе и создание модели спортсмена (гимнаста) победителя в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы.
Важным для совершенствования системы подготовки гимнасток и гимнастов высокого класса является анализ тенденций развития этого вида спорта. В связи с этим возникает потребность для тренера ежегодно исследовать, изучать и анализировать динамику спортивных достижений сильнейших спортсменов Мира и Европы, при этом выявлять тенденции развития спортивной гимнастики. Изучение данных проблем способствует укреплению лидирующего положения российских спортсменов на международной арене, а также позволяет разработать основные методические концепции в подготовке спортсменов. Решить главную задачу подготовить спортсмена чемпиона [3].
Необходимо в работе использовать такие методы исследования, как анализ и обобщение литературных данных; сравнительный анализ; анализ документальных материалов; видеомагнитоскопия.
Анализ развития современного мирового спорта позволяет выявить следующие специфические для спортивной гимнастики тенденции развития:
• обострение соревновательной конкуренции и расширение географии призеров как результат общего повышения уровня подготовленности гимнастов в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и появления на мировой арене классных гимнастов из традиционно негимнастических стран (расширение географии большой гимнастики);
• совершенствование правил международных соревнований FIG приводит к росту и концентрации сложности соревновательных программ, к поиску новых сложных элементов, связок, соединений и доведению технического мастерства до уровня виртуозности;
• изменения в концепции подготовки предусматривает текущую тактическую коррекцию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуального состояния конкретных гимнастов при сохранении общей стратегической подготовки команды. Происходит централизация подготовки в сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и программировании процесса подготовки национальных сборных команд;
• происходит интенсификация тренировочного процесса, улучшение обеспечения всех видов подготовки, идёт повышение роли и доли специальной физической подготовки в тренировочном процессе, что приводит к ускорению процесса подготовки гимнастических элементов, связок и упражнений в целом;
• бурная коммерциализация большой гимнастики влияет на появление спортсменов профессионалов и на их долголетие в гимнастике;
•возросший интерес к виду спорта, требует доведение подготовленности гимнастов до уровня перманентной готовности к соревновательной деятельности. Популярность спортивной гимнастики, поддерживается средствами массовой информации и ведёт к увеличению количества стартов. Всё это приводит к стиранию граней между подготовительными, соревновательным, восстановительным периодами в годичном цикле, что в свою очередь влияет на появление и использование новых научных разработок технологий в подготовке гимнастов и высоко технологичного гимнастического оборудования[4].
Изучая тенденции развития спортивной гимнастики тренер может создать модельные характеристики спортсмена высокого класса - это специфические особенности телосложения, уровни развития общих и специфических двигательных способностей, функциональной производительности, технико-тактической и психологической подготовленности, обеспечивающие демонстрацию спортивных результатов мирового уровня. Модельные характеристики выявляются на основе всесторонних обследований спортсменов высокого класса. Результаты таких обследований, обрабатываются статистически. В гимнастике на основании анализа итогов наиболее значимых соревнований, данных научного прогноза и с учетом тенденций развития вида спорта разрабатываются и используются модели, которые являются ориентирами в деятельности тренеров и спортсменов и относятся к сфере всех основных сторон подготовки.
Понятие Модель — это образец для подражания[5]. Модели оформляются в виде модельных характеристик.
Основными параметрами являются:
а) характеристики спортсменов (антропологические показатели, показатели функциональной подготовленности, эталонные показатели физической и технической подготовленности гимнастов и гимнасток;
б) характеристики соревновательного упражнения (сложность упражнений или содержание и составленной комбинации для разных видов соревновательной программы, исполнительское мастерство включающее артистичность, музыкальность, качество исполнения упражнений.
в) эталоны процесса подготовки спортсменов.
Для создания эталонного или идеального процесса подготовки спортсменов необходимо использовать интегральную подготовку [2].
Интегральная подготовка - это координация и реализация в соревновательной деятельности теоретической, технической, тактической, физической и психологической подготовленности. Ее цель - обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые в гармоничном единстве определяют успешность соревновательной деятельности [5].
Современная технология интегральной подготовки сборной команды российских гимнастов предусматривает разработку и использование следующих целевых перспективно-прогностических моделей:
Спортсмен
-модель команды-победительницы;
- модель абсолютного чемпиона;
- модель победителя на снаряде;
Соревновательная программа
- модели содержания и трудности соревновательных упражнений;
- модели качества и надежности их технического исполнения;
- модели физической и функциональной подготовленности, работоспособности и турнирной выносливости;
- модели психологической подготовленности;
- биомеханические модели целевых упражнений и психолого-педагогические модели их освоения.
Процесс подготовки
- модели тренировочного процесса и тренировочной нагрузки;
- модель календаря соревнований (основных, подводящих, отборочных, контрольных с определением их целей и задач);
- модели обеспечения подготовки.
Эталонные показатели спортсменов высокой квалификации [1].
Пол спортсменов | средний стаж занятий | Оптимальный возраст национальных сборных команд | Рост, см. | Масса тела, кг. | Показатели функциональной подготовленности |
МУЖЧИНЫ | 10-12 лет | 18-21 год | 166—170 см (средний рост 168 см) | 58-66 кг (ср. 62 кг) | ЧСС (уд/мин) в течение тренировки 140-170; в паузах отдыха -120; В отдельные моменты (при СФП) – 200 и больше |
ЖЕНЩИНЫ | 10-12 лет | 15-19 лет | 136—166 см (средний рост 152 см) | 30—52 кг (ср. 42 кг) |
Независимо от разницы в абсолютных величинах роста и массы тела, пропорции тела гимнастов и гимнасток относительно постоянны. К примеру, у квалифицированных спортсменов и спортсменок длина рук по отношению к длине тела составляет 42—47 %, а длина ног — 52—56 %.
Гимнасты должны обладать:
- крепким здоровьем,
- красивыми формами тела,
- высоким уровнем общей и специальной физической подготовленности.
При отборе гимнаста и подготовке из него победителя необходимо учитывать:
- особенности высшей нервной системы,
- функциональное состояние анализаторных систем,
- нервно-мышечного аппарата,
- темперамент,
- волевые качества,
- психическую устойчивость,
- работоспособность,
- творческие способности, мотивация и др.
Прогностическими показателями для спортивной деятельности, оцениваемыми в основном этапе начального отбора, являются:
• внимание,
• память на движения,
• эмоциональная устойчивость,
• решительность и смелость.
Модель победителя в многоборье предполагает, при наличии трудности упражнений, превышающей официальные требования ФИЖ, безошибочное выполнение комбинаций во всех видах многоборья.
Модель команды-победительницы представляется как объединение участников, которые при наличии высокой трудности упражнений, не допускают «средних» и «грубых» ошибок.
Модель победителя в видах соревнований предполагает, при наличии трудности упражнений, превышающей официальные требования ФИЖ, безошибочное выполнение комбинации в избранном виде многоборья.
Оценка исполнительского мастерства в спортивной гимнастике состоит из суммы двух частей: максимально возможной трудность (D) при использовании открытой шкалы трудности упражнения – это Базовая оценка плюс Модельная оценка Технической подготовленности (Е) - 10 баллов ( минус сбавки за исполнение) [4].
Это два рычага, которые управляют развитием произвольной программы в гимнастике.
3. Заключение.
Проводя сравнительный анализ выступления спортсменов (Приложение 1)
можно сделать следующие выводы :
Практическое исследование с разных сторон сложности комбинаций и исполнительского мастерства, а также изучение тенденций и требований, которые предъявляет к спортсменам современный уровень развития спортивной гимнастики, имеет огромное значение для тренеров и спортсменов.
Тренер выбирает путь по которому спортсмена можно вывести на более высокий уровень. Сравнивая своего спортсмена (как пример Ангелину Мельникову) с чемпионом (Симоной Байлз) можно сделать выводы, что Ангелине необходимо увеличить базовую трудность упражнений при этом сохранить исполнительское мастерство.
Для создания команды победительницы необходимо подобрать спортсменов многоборцев, у которых Базовая трудность (D) на каждом виде приближена в среднем к 6,0 баллам и обладающими высоким уровнем исполнения программ.
Для создания победителя в отдельном виде многоборья необходимо подобрать спортсменов, способных увеличить Базовую трудность (D) на выбранном виде от 6,5 до 7,0 баллов и обладающими высоким уровнем исполнения программы.
Гимнастика развивается в соответствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеет свои специфические особенности. По уровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следующие: повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений; рост спортивно-технических результатов; обострение конкуренции за высшие спортивные титулы.
Изучение данной проблемы поможет тренеру создать эталон процесса подготовки гимнастов и лучше понять то, как воспитать чемпиона.
Список литературы:
- Журнал Гимнастика №1/36/2019, федерация спортивной гимнастики России. – М., ООО «Издательское агентство А2» 2019. –80с
- Журнал Гимнастика №3/38/2019, федерация спортивной гимнастики России. – М., ООО «Издательское агентство А2» 2019. –80с
3. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика / Л.А.
Карпенко; Всерос. федерация худож. гимнастики, С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры имени П.Ф. Лесгафта. – М., 2003. – 210 c
4. Сайт Федерация спортивной гимнастики России sportgymrus.ru
5. Спортивная гимнастика на Олимпийских играх — Википедия https://ru.wikipedia.org › wiki ›
Приложение 1
Результаты женского командного первенства на 48-й и 49-м чемпионате мира (баллы)
Страна | Вид многоборья | Сумма | ||||
США | оценка | 44,666(1) | 43,799(1) | 41,799(1) | 41,365(1) | 171,629(1) |
Россия | оценка | 41,133(7) | 42,666(2) | 39,9932(2) | 39,132(5) | 162,863 |
Симона Байлз США | Оценка 2018г | 14.533(6) | 14,725(2) | 13,233(9) | 15,000(1) | 57,491 |
Базовая трудность (D) | 6,4 | 6,2 | 6,2 | 6,6 | ||
Исполнительское мастерство(Е) | 8,133 | 8,525 | 7,033 | 8,400 | ||
Оценка 2019г | 15,233(1) | 14,733(3) | 14,633(1) | 14,400(1) | 58,999(1) | |
Базовая трудность (D) | 6,0 | 6,2 | 6,2 | 6,6 | ||
Исполнительское мастерство(Е) | 9,333(-0,1) | 8,533 | 8,433 | 8,200(-0,4) | ||
Ангелина Мельникова Россия | оценка2018г | 14,166(11) | 14,433(4) | 13,466(6) | 13,633(6) | 55,698 |
Базовая трудность (D) | 5,4 | 6,1 | 5,3 | 5,8 | ||
Исполнительское мастерство(Е) | ||||||
Оценка 2019г | 14,433(13) | 13,900(9) | 14,000(4) | 14,066(3) | 56,399(3) | |
Базовая трудность (D) | 5,4 | 5,9 | 5,4 | 5,8 | ||
Исполнительское мастерство(Е) | 9,033 | 8,000 | 8,600 | 8,266 |