Проект активизации ШСП МАОУ СОШ №30 г. Томска "Перезагрузка"
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт дистанционного образования
Философский факультет
Кафедра социальной работы
Итоговая работа по программе повышения квалификации
«Медиативные технологии в работе с семьей и детьми. Проектирование служб примирения в организации»
Проект «Перезагрузка» по активизации деятельности Службы примирения (медиации)
в МАОУ СОШ № 30 г.Томска
Выполнила: педагог - психолог МАОУ СОШ №30 г. Томска
Башлыкова Евгения Андреевна
Томск, 2016
Проект службы примирения (медиации) «Перезагрузка» МАОУ СОШ №30 г.Томска
на 2016-2017 учебный год (второй год работы)
1. Актуальность. Служба примирения в МАОУ СОШ №30 создана в сентябре 2015 года. Всего прошли обучение по курсу восстановительной медиации два педагога (ТОИПКРО, ТГУ, Новосибирский центр медиации). На диагностическом этапе был проведен опрос изучения конфликтов в школе (среди обучающихся 6-9-х классов), а также анкетирование на определение круга обучающихся желающих стать сверстником-примирителем (8-10 классы). На основе анализа было выявлено: 54 % обучающихся считают, что конфликтные ситуации в школе возникают между обучающимися, обучающимися и учителями, обучающимися и родителями, 34% редко, 10% респондентов ответили, что конфликтов практически не бывает. На вопрос «К кому обучающиеся обратятся за помощью для решения своих проблем» респонденты ответили следующее: 47% к родителям; 43% к друзьям/одноклассникам/сверстникам; 10% к педагогам, 0% к родственникам. На вопрос «Нужна ли в школе служба, которая помогала бы решать конфликтные ситуации, т.е. Служба примирения?» 39% ответили, что нужна и 61 % обучающихся ответили «не нужна» Методом анкетирования с 8-10 класс было выбрано 22 человека («доверенных» ученика, которые, по мнению одноклассников, могли бы справиться с ролью медиатора). Обучающиеся - медиаторы прошли обучение по курсу, разработанному психологом школы и 1 обучающийся прошел обучение на профильной смене. За полгода работы службы были применены процедуры медиации с участием взрослых – 3, с участием обучающихся – 10. Многие медиации проводили сами обучающиеся. Однако, в начале 2016 года работа Службы примирения прекратила свою практическую деятельность в связи с кадровым вопросом специалиста, курирующего Службу.
В настоящее время на 2016-2017 учебный год с решение кадровой проблемы, для Службы примирения стоит задача возобновления работы. Для этого создан проект Школьная служба примирения «Перезагрузка».
Цель: переход от модели «профилактической» к «воспитательной», т.е. организация работы службы таким образом, чтобы служба примирения стала не только инструментом организации профилактической работы, а способствовало воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, уважению личности и человеческого достоинства.
Задачи:
1. создание условий для реализации программ примирения;
2. включение Службы примирения в систему самоуправления школы;
3. просветительская работа по направлению бесконфликтного поведения среди участников образовательных отношений.
Этапы:
1. рефлексивно-аналитический – выводы и перспективы работы на основе предыдущего опыта работы;
2. обучающий – организация работы просветительской с участниками образовательных отношений, а также обучение обучающихся – доверенных учеников школы;
3. просветительский – проведение обучающимися - медиаторами мероприятий по бесконфликтному поведению, презентация Службы;
4. реализации – работа с медиативными случаями;
5. аналитический этап – подведение итогов работы за учебный год.
Принципы примирительного процесса:
- Добровольность;
-конфиденциальность;
- нейтральность.
2.Алгоритм работы ШСП МАОУ СОШ №30 г. Томска
Возможны три варианта основных источника получения информации о конфликтных ситуациях от учителей и администрации , школы, личные обращения обучающихся и взрослых, информация «Из ящика обращений и т.п.», так же предусмотрен вариант информации из других источников.
3.Ресурсы проекта
Кадровые:
Директор школы, заместитель директора по ВР – нормативно-правовое обеспечение работы ШСП, вопросы организации ШСП, аналитическая деятельность.
Психолог – обучение медиаторов-сверстников, проведение рефлексивных семинаров, популяризация ШСП среди участников образовательного процесса, работа по включению команды единомышленников педагогов, родителей обучающихся.
Социальный педагог – консультативная и социально-педагогическая помощь обучающимся-медиаторам, а также участникам примирительных программ.
Классные руководители, педагоги школы – координация обучающихся, нуждающихся в работе ШСП, поддержка.
Обучающиеся-медиаторы – пропаганда работы ШСП, проведение примирительных встреч.
Научно-методическое обеспечение:
- учебная литература и методические рекомендации по работе с детьми, родителями, педагогами;
- программа тренинговых занятий, утвержденная МАОУ СОШ №30 г.Томска;
- курсы повышения квалификации, участие в методических семинарах и объединениях;
- методическая помощь МАОУ ИМЦ г.Томска, сайт А.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/.
Материально-технические ресурсы:
- кабинет для работы ШСП и информационного центра (столы, шкафы, канцелярские принадлежности);
-принтер, компьютер.
4. План реализации мероприятий в рамках проекта
этап | № | Мероприятия | задачи | Сроки проведения | Ответственный за проведение | Ожидаемые результаты |
1. | Анкетирование участников образовательного процесса | Выявление актуальных проблем работы Службы примирения | Октябрь 2016 года | Башлыкова Е.А. куратор проекта | Выявленные проблемы, анализ причин появления проблем; информационно-аналитические материалы о работе Службы | |
2 | Разработка программы для обучающихся-медиаторов | Разработать программу | Сентябрь-октябрь 2016 г. | Башлыкова Е.А. куратор проекта | Программа | |
3 | Презентация восстановительной технологии педагогическому коллективу на педагогическом совете | Мотивировать педагогов на освоение новой воспитательной технологии | Ноябрь 2016 | Башлыкова Е.А. куратор проекта | Мотивация педагогов к освоению новой технологии | |
Реализационный этап | 1 | Обучение сверстников-медиаторов (сверстники-медиаторы) | Подготовка сверстники-медиаторы | Ноябрь 2016 | Башлыкова Е.А. куратор проекта | Медиаторы-сверстники |
2 | Проведение акций, мероприятий по тематике бесконфликтного поведения среди обучающихся школы | Повышение культуры бесконфликтного поведения | В течение 2016-2017 учебного года | Башлыкова Е.А. куратор проекта, сверстники-медиаторы | Вовлечение в работу большего числа обучающихся, педагогов | |
3 | Проведение примирительных встреч между участниками конфликтов | Снижение количества конфликтов в школе | В течение 2016-2017 учебного года | Педагоги, медиаторы-сверстники | Получение опыта проведения примирительных встреч; уменьшение числа конфликтных ситуаций | |
Аналитический этап | 1. | Проведение итогового мониторинга результатов проекта | оценка эффективности проекта | Апрель 2017 г. | Башлыкова Е.А. куратор проекта | Информационно-аналитические материалы о реализации проекта. Определение перспектив работы по направлению |
2. | Анализ и описание деятельности в рамках проекта | Обобщение опыта работы | Апрель 2017 г. | Башлыкова Е.А. куратор проекта | Оформление результатов инновации; наличие анализа реализации проекта, использованных форм и методов | |
3 | Презентация опыта работы на итоговом педагогическом совете по итогам года. | Распространение опыта работы | Май 2017 г. | Башлыкова Е.А. куратор проекта | Обобщение опыта |
5. Ожидаемые результаты проекта.
- Наличие нормативно – правовой базы в школе.
- Привлечение участников образовательных отношений к применению на практике восстановительных технологий.
3. Наличие апробированных форм и методик проведения примирительных программ для участников школьных конфликтов.
4. Обобщение опыта работы Службы примирения общеобразовательного учреждения.
Что дает создание школьной Службы примирения и участие школьников в ней самим подросткам:
- конструктивное разрешение конфликтов среди сверстников, с учителями, родителями при участии посредника;
- умение самим разрешать конфликтные ситуации;
- навыки толерантного отношения к сверстникам;
- развитее коммуникативных навыков;
- возможность получить защиту и консультацию.
Что получает общество в результате участия подростков в школьной Службы примирения:
- уменьшение конфликтов в школе;
- уменьшение правонарушителей, за счет направления активности в нужное русло;
- развитие толерантности среди участников образовательного процесса;
- формирование активной гражданской позиции в поле понятия «договор».
Что получает школа, в которой функционирует школьная Служба примирения:
- улучшение дисциплины, изменение обстановки в школе;
- уменьшение правонарушителей;
- получает развитие школьное самоуправление.
6. Критерии эффективности проекта
Ожидаемый результат | Кто и как осуществляет намеченные задачи | Показатель эффективности и успешности достижения поставленных задач |
1.Увеличение количества обучающихся, владеющих методами разрешения конфликтных ситуаций | Куратор службы примирения, путем учета количества обученных учеников | Увеличение количества обученных методам конструктивного разрешения конфликтов |
2.Педагоги школы, владеющие восстановительными технологиями | Педагоги, прошедшие подготовку на семинаре «Восстановительная технология в разрешении конфликтных ситуаций в школе» с помощью организации семинара | Увеличение числа классных руководителей школы, владеющих восстановительными технологиями |
3.Уменьшение конфликтов среди участников образовательного процесса | Руководитель школьной службы примирения: наблюдение, анкетирование, анализ | Снижение неразрешенных конфликтных ситуаций |
4.Уменьшение количества правонарушений совершенных обучающимися | Классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по ВР: отслеживание информации о правонарушениях и прогулах | Снижение количества пропусков без уважительной причины и правонарушений |
5.Изменение комфортности в образовательной организации | Педагог-психолог: проведение исследования состояния комфортности в образовательной организации, методов общения участников образовательного процесса | Рост коммуникативных компетенций участников образовательного процесса |