ОТЧЕТ по учебной практике
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
ОТЧЕТ
по учебной практике
Направление: 44.03.01-Педагогическое образование
Профиль: Дошкольное образование
Выполнил:
__________________________
Студент 2 курс/7851 группа
Форма обучения: заочная
Научный руководитель:
___________________________
Санкт-Петербург
2019 год
Введение
Место прохождения практики: МБДОБУ «Детский сад»
Адрес:
Телефон:
Время прохождения практики: с «17» ноября 2019г. по «30» ноября 2019г.
Руководитель практики от организации:
Замечания науч. Руководителя:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«___»______20___г. ______________
Перечень работ, выполненных в процессе практики
Задание 1. Знакомство с образовательной организацией (ОУ)
Цели:
- Ознакомление с материальной базой ОО.
- Получение первичных представлений о структуре и системе управления образовательной организацией
- Изучение образовательного процесса и воспитывающей среды ОО.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад
Местонахождение учреждения
Режим работы учреждения:
понедельник-пятница: с 07:00 до 19:00
группы общеразвивающей направленности с 12-ти часовым режимом работы
(7.00-19.00)
группы компенсирующей направленности с 10-ти часовым режимом работы
(8.00-18.00)
Группы: 9 групп:
- 2-ая младшая (от 3 до 4 лет) - 2 группы
- средняя (от 4 до 5 лет) - 2 группы
- старшая (от 5 до 6 лет)
- подготовительная (от 6 до 7 лет) - 2 группы
- компенсирующей направленности по программе V вида (от 5 до 7 лет)
- компенсирующей направленности по программе VII вида (от 4 до 7 лет)
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Детский сад расположен в типовом двухэтажном здании площадью 2075,6 кв.м, рассчитанным на 150 мест. Территория МБДОУ огорожена. На территории расположены 9 прогулочных участков. Участки оснащены стационарным игровым оборудованием, отделены друг от друга зелеными насаждениями. Имеется спортивная площадка для сдачи норм ГТО и поле для игры во флорбол.
Развивающая предметная среда детского сада построена с учетом требований образовательной программы и ориентирована на личностную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Необходимые средства обучения и воспитания имеются в каждой группе, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Используется интерактивное оборудование.
Отдельного помещения для библиотеки в ДОУ нет. Библиотечный фонд хранится в методическом кабинете и групповых помещениях. В ДОУ имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и с задержкой психического развития.
Установлены домофоны на всех входах в ДОУ, установлены камеры видеонаблюдения.
Учебные кабинеты
В детском саду 9 групп для пребывания, для обучения, сна и отдыха воспитанников.
Объекты для проведения специальных коррекционных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 3 кабинета учителя-логопеда
- 2 кабинета учителя-дефектолога
- Кабинет педагога-психолога
- сенсорная комната
- Лего-кабинет
- Кабинет экспериментирования
Объекты для обучения и развития воспитанников
- Музыкальный зал
- Физкультурный зал
- Спортивная площадка
- Изостудия
- ЛЕГО-кабинет
- Кабинет по проведению опытно-экспериментальной работы
Руководство
Заведующий - Зуева Галина Петровна
Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работ –
Клюкина Ольга Викторовна
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части –
Клюкин Станислав Петрович
Задание 2. Составление профессиограммы
Цель: Развитие педагогической направленности в условиях профессиональной деятельности.
Во время прохождения практики нами были опрошены 15 родителей и 15 воспитателей ДОУ.
Далее мы произвели количественный анализ ответов респондентов и результаты записали в таблицу:
Личностные и профессиональные качества современного воспитателя
№ п/п | Отмеченные качества современного воспитателя | Ответы воспитателей, в % | Ответы родителей, в % |
1 | Отзывчивость | 50% | 60% |
2 | Доброта | 50% | 67% |
3 | Коммуникабельность; | 100% | 45% |
4 | Требовательность; | 100% | 40% |
5 | Наблюдательность; | 55% | 50% |
6 | Эрудированность; | 85% | 33% |
7 | Терпеливость | 100% | 100% |
8 | Внимательность | 90% | 40% |
9 | Стрессоустойчивость | 100% | 100% |
10 | Общительность | 70% | 75% |
Проводим анализ полученных данных:
В ходе беседы с воспитателями МБДОУ №8 было выявлено следующее. Все опрошенные считают, что современный воспитатель по отношению к детям и родителям, должен быть требовательным, коммуникабельным, терпеливым (100%).
50% - 55% опрошенных считают, что воспитатель должен быть отзывчивым, добрым, наблюдательным.
70% - 90% опрошенных считают, что воспитатель должен быть общительный, эрудированный, внимательный.
Во время практики было проведено анкетирование с родителями группы «Звездочка» на тему «Личностные и профессиональные качества современного воспитателя» с целью выявления личностно-профессиональных качеств, знаний, способностей, умений, которые должны, по мнению респондентов, отличать воспитателя современной ДОО. Количество человек 15 человек.
В результате анкетирования выявлено следующее. По мнению 100% опрошенных современный воспитатель должен обладать такими качествами как терпеливость и стрессоустойчивость.
33% - 50% опрошенных родителей считают, что воспитатель должен быть эрудированным, требовательным, внимательным, наблюдательным.
60% - 75% опрошенных родителей считают, что воспитатель должен быть отзывчивым, добрым, общительным.
Задание 3. Посещение, наблюдение и анализ НОД
За время практики нами было посещено 10 занятий непосредственной образовательной деятельности: (занятия нужно посетить по 5 областям по 2 занятия)
Дата | Группа | Тема занятия | ФИО воспитателя |
19.11.19 | старшая | Художественно-эстетическое развитие аппликация «Дикие животные в лесу» | Кочетова Е.Э. |
19.11.19 | средняя | Физическое развитие физическая культура | Тарановская А.А. |
20.11.19 | 2-ая младшая | Речевое развитие. Развитие речи «Прогулка по осеннему лесу» | Скоморохова И.В. |
21.11.19 | средняя | Художественно-эстетическое развитие. лепка «Осенний урожай». | Утешкалиева Е.Н. |
22.11.19 | 2-ая младшая | Музыкальное развитие. музыка | Кисиль М.В. |
25.11.19 | подготовительная | Художественно-эстетическое развитие нетрадиционная техника рисования «Осеннее дерево» | Бибикова Д.Н. |
27.11.19 | подготовительная | Познавательное развитие. ФЦКМ «Деревья, кустарники» | Шляго А.С. |
28.11.19 | старшая | Познавательное развитие. ФЭМП «Путешествие в страну цифр» | Дерябина А.В. |
На двух занятиях непосредственной образовательной деятельности хотелось бы остановиться более подробно:
№ п/п | Критерий анализа | НОД аппликация «Дикие животные в лесу» | НОД лепка «Осенний урожай» | Примечание |
1 | Дата | 19.11.19 | 21.11.19 | |
2 | Группа. Ф.И.О. воспитателя | старшая Кочетова Е.Э. | средняя Утешкалиева Е.Н. | |
3 | Изучаемая тема, тема НОД | «Дикие животные» | «Осенний урожай» | |
4 | Цели НОД. | Продолжать учить детей вырезать более сложные изображения - фигурки животных, с помощью трафарета. | Закреплять навыки лепки округлой и продолговатые формы | |
5 | Реализация общих принципов обучения: научности, доступности, систематичности, сознательности и активности дошкольников, наглядности. | В результате НОД были реализованы принципы: сознательности, активности, наглядности | В результате НОД были реализованы принципы: сознательности, активности, наглядности | |
6 | Учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. | Программное содержание подобрано в соответствии с программой, объем программного содержания занятия соответствует возрасту детей. | При составлении и проведении НОД возрастные и индивидуальные особенности учтены | Соответствует ФГОС |
7 | Тип и структура НОД. | Тип занятия- традиционный по сообщению новых знаний. Структура: вводная часть, основная, заключительная | Тип занятия - интегрированный по сообщению закрепления ранее приобретённых знаний Структура: вводная часть, основная, заключительная | Соответствует ФГОС |
8 | Методы, приемы и средства обучения, использованные воспитателем. | Раздаточный: картон, шаблоны животных, ножницы, клей, кисточки, клеенки, салфетки, мелко нарезанные нитки, обрезки цветной бумаги. Демонстрационный: компьютерная презентация «Дикие животные»; экран; мультимедийная установка. | Раздаточный: Пластилин, дощечка для пластилина, клеенка, стека Демонстрационный: муляж овощей - огурец помидор. | |
9 | Формы организации НОД дошкольников | групповая; индивидуальная. | групповая; индивидуальная. | |
10 | Наглядность, ее виды и способы применения. | Показ, рассматривание | Показ, рассматривание | |
11 | Деятельность дошкольников на НОД; самостоятельность, активность, интерес, внимание, взаимопомощь. | Дети во время занятия проявляли интерес, активность и внимание. | Дети во время занятия проявляли интерес, активность и внимание. | |
12 | Оценка деятельности воспитателя: знание материала, дидактические и другие способности, стиль деятельности, общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД. | Выбранная форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Воспитатель знала материал. Педагог старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. | Выбранная форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Воспитатель знала материал. Педагог старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. | |
13 | Общее впечатление о НОД и общие выводы | Цель занятия была достигнута. Для реализации каждой задачи подобраны приемы, которые помогли их решить | Цель занятия была достигнута. Для реализации каждой задачи подобраны приемы, которые помогли их решить |
Задание 4. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия
Цели:
- Выработать умение устанавливать с дошкольниками педагогически целесообразные отношения, находить оптимальные формы предъявления педагогических требований к детям.
- Научиться выстраивать логику подготовки и проведения ВМ на основе субъект - субъектных отношений.
- Развивать организаторские и творческие способности студентов.
НАЗВАНИЕ: «Мамочка, любимая моя»
ЦЕЛЬ: воспитать любовь, уважение, бережное отношение к матери
ЗАДАЧИ:
Обучающие: расширять представлений детей о празднике.
Развивающие: развивать способность коммуникативного общения друг с другом, взрослым.
Воспитывающие: воспитывать уважение к старшему поколению
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор, колонки, теремок
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: презентация
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИЛ: маски зверей (заяц, волк, мышь, лиса, медведь, лягушка)
ХОД:
1. Вводная часть
Воспитатель: На свете добрых слов не мало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово «МАМА»,
И нету слов дороже, чем оно.
С Днем Матери вас, дорогие! Пусть этот праздник будет светлым! Пусть уходят печали и сбываются мечты! Пусть люди всего мира дарят вам добро и улыбки! Каждое последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матери. И наши дети должны знать об этом. Так мы взрастим в детских сердцах почитание, уважение и любовь к матери.
Чтение стихотворений про маму
Пение песни «Мамочка моя»
2. Основная часть
Инсценировка сказки Теремок
Мама вместе с ребенком инсценируют сказку Теремок
Игра: «Большая стирка»
Танец девочек: «Варим кашу»
Показ мод – наряжают мам в платки, бусы
3. Заключительная часть
Вот и подошел к концу наш праздник! Но я хочу пожелать вам, дорогие мамы, что праздник никогда не заканчивался в вашей жизни и в вашей душе! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки — от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!
Но какой же праздник без подарков? Дорогие гости, ваши малыши очень старались, трудились и приготовили для вас маленькие сувениры.
Дети дарят мамам и бабушкам открытки, сделанные своими руками. Ведущая ещё раз поздравляет всех женщин с праздником. Все уходят в группу.
На основе проведенного мной воспитательного мероприятия в группе общеобразовательной направленности «Теремок», сделаем анализ:
Вопрос | Ответ |
Кто был инициатором данного мероприятия? | воспитатель 2 мал. группы |
В чем проявилась значимость выбранной темы для организации ВМ данной группы? | Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний у детей и их мам от совместного празднования Дня матери. |
Как Вы можете обосновать эффективность и целесообразность выбранных содержания, методов и приемов, средств и формы проведения ВМ? | Именно с помощью выбранных нами методов и приемов мы можем формировать у детей представление о доброте, способствовать воспитанию вежливого отношения друг к другу, сформировать потребность в совершении добрых дел |
В чем и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива дошкольников при подготовке к занятию. | Дети проявили активность в разучивании песни, инициативу и самостоятельность в решении проблемных ситуаций. |
Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа? | Работа с детьми всегда проходит интересно и содержательно. Все дети были достаточно организованны и заинтересованы. |
Какие знания приобрели дети ходе мероприятия, какие ценности, чувства и убеждения формировались у дошкольников? | Умения выразительно исполнять стихотворения, любовь и уважение к самому дорогому человеку – маме |
Какие выводы сделали дошкольники по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли? | Ребята сделали выводы, что мама — это самый дорогой человек, что маму нельзя обижать и расстраивать, и всегда нужно помогать |
Как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных дошкольников, на их взаимоотношения? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива? | Дети и в дальнейшем смогут играть в игры, которые мы использовали на ВМ. |
С какими трудностями столкнулись во время подготовки и проведения ВМ? Какие шаги были предприняты для их преодоления? | Трудностей не возникло. |
Каково общее впечатление от проведенного ВМ? | Впечатление положительное, работа с детьми всегда интересна и непредсказуема. |
Какие выводы и предложения возникли в процессе анализа ВМ? | Прекрасное мероприятие, совместный праздник детей и их родителями сближает воспитателя и родителей |
Задание 5. Выполнение творческой работы на тему: «Мое впечатление о прохождении
практики»
Цель: выявить реальное отношение студента к его первой практике в ДОО.
Плюсов в данной профессии не сосчитать, однако, быть воспитателем, это нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас с реализацией и внедрением ФГОС ДО для педагогов представляется ещё больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при желании можно достичь наибольших высот.
Считаю, воспитывая детей, я воспитываю себя. В этой профессии, я всего лишь два года. Это небольшой срок, чтобы сделать вывод, какой я педагог. Но главное, что мне нравится, и я стараюсь, как можно больше дать детям, и не просто дать, а преподнести в интересной форме. Очень много внимания уделяю творческому развитию детей; мы рисуем, лепим, мастерим, используя разные техники и технологии. Много беседуем и играем.
Чему хотелось бы научиться? Очень многому, всему новому и интересному. Ведь в настоящее время дети более развитые и уникальные, чем были раньше, и к ним нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе. Очень хотелось бы вспомнить и пересмотреть опыт работы педагогов прошлого, ведь были поистине выдающиеся педагоги, и у каждого была своя уникальная методика. В мире занятости, инноваций и постоянного движения, родители не видят своих детей, не обращают внимания на их успехи, их маленькие радости, поэтому хотелось бы найти подход и общий язык, не только с единицами родителей, но с родителями детей всей групп
Формы заполнения заданий
Во время практики я ознакомилась с нормативно - правовыми документами, проводила воспитательные мероприятия. Практика способствовала систематизации полученных теоритических знаний, которые были мною, применены на практике. Благодаря данной практике, я научилась анализировать и делать выводы о построение процесса обучения в детском саду.
Я готова была психологически к прохождению практики, именно поэтому смогла приобрести множество различных навыков и умений, например, таких как общение с детьми, умение заинтересовать детей той или иной деятельность и т.д.
Также я была готова к практике профессионально – педагогически, об этом свидетельствовала легкость, с которой я включилась в процесс обучения.
Я овладела алгоритмом решения поставленных передо мной задач профессионально – педагогической деятельности.
Я знаю, какие компетенции я формировала в процессе профессионально – педагогической деятельности.
В ходе практики мне удалось достичь поставленной цели и решить задачи.
Описание практических задач, реализованных во время практики. Должностные инструкции
Цель учебной практики: приобретение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе в научно – исследовательской деятельности.
Задачи учебной практики: закрепление приобретённых теоритических знаний по учебной дисциплине «Педагогика» и развитие практических компетенций (в т.ч развитие навыков самообразования, самостоятельной работы, осуществления планирования деятельности и др.).
Должностные инструкции | Что делали на практике |
- Уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и других участников образовательных отношений; - Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики | Принятие во внимание индивидуальных особенностей развития детей и осуществление воспитательного процесса с учетом рекомендаций логопеда, психолога и т.д. |
- Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; - Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания | Проведение воспитательно-образовательной программы. Она составляется заранее и утверждается директором на основе требований ФГОС ДО. |
- Проверка техники безопасности в помещении; - Оказание первой доврачебной помощи при необходимости. | Проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; |
- Поддержание порядка на рабочем месте; - Ведение внутренней документации. | - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка ОО; - соблюдать трудовую дисциплину; - выполнять установленные нормы труда; - соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; - бережно относиться к имуществу работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; |
Выводы
Я, _______________________________, студентка 2 курса группы __________, проходил(а) педагогическую практику в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение "Детский сад "
В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль воспитателя. Педагогическая практика, на мой взгляд, даёт нам возможность применить свои знания и умения на деле. За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится в работе с детьми. Конечно, не всё сделала из того, что хотела, но удовольствие огромное: детский сад, общение с детьми. Раньше я не придавала значения возрастным особенностям, а вот теперь знаю, что это очень важно.
За время прохождения комплексно-тематической практики в дошкольном образовательном учреждении мне удалось вникнуть и намного лучше понять специфику общения с детьми старшего возраста. Со стороны воспитателей мне оказывалась любая помощь, о какой я бы их не попросила.