Отражение опыта использования ИКТ в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_opyta_ispolzovaniya_ikt_v_obuchenii.zip | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ялгинская СОШ»
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Где зимуют птицы?»
Подготовила:
учитель начальных классов
Ошкина А.Е.
Саранск 2021г
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Где зимуют птицы?".
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1 «а»
Тема урока: Где зимуют птицы?
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с птицами, зимующими в наших краях и перелетными птицами; прививать заботливое отношение к птицам.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- знать холодные районы Земли;
- уметь находить и показывать Северный Ледовитый океан и Антарктиду на карте;
- знать признаки холодных районов Земли, из обитателей;
- знать жаркие районы Земли;
- уметь находить и показывать на карте Тропические леса и саванну;
- знать где живут белые медведи;
- знать где живут слоны;
- знать признаки жарких районов Земли, их обитателей;
- знать признаки птиц;
- знать определение понятия "зимующие птицы";
- знать зимующих птиц;
- знать определение понятия "перелетные птицы";
- знать перелетных птиц;
- знать способ отслеживания учеными перелетных птиц;
- знать, где зимуют перелетные птицы;
- знать причину перелета птиц в жаркие страны.
Личностные УУД::
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять любовь и заботу к природе и живым существам.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- способствовать развитию умения организовывать рабочее место;
- уметь определять тему и задачи урока совместно с учителем;
- понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре;
- уметь слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в учебнике;
- уметь самостоятельно работать с текстом;
- уметь анализировать, сравнивать и обобщать.
Оборудование: Учебник по окружающему миру 1 класс 2 ч. УМК "Школа России", рабочая тетрадь по окружающему миру 1 класс, 2ч. УМК "Школа России", презентация.
Ход урока | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) | |
I. Мотивация к учебной деятельности | ||
- Внимательно посмотрите на свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку. - Мне очень интересно узнать что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Поэтому предлагаю вам закончить предложение. См. Слайд 1. Сегодня на уроке я хочу... Дети по желанию или по просьбе учителя продолжают предложение. - Итак, давайте же будем внимательными, трудолюбивыми, усидчивыми, чтобы ваши пожелания сбылись. | Регулятивные УУД: способствовать развитию умения организовывать рабочее место; Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других. | |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | ||
- Давайте вспомним, что вы узнавали на прошлых уроках окружающего мира. Какие районы есть на Земле? (холодные, теплые) - О каких холодных районах Земли мы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде) - Давайте найдем эти районы на карте. Слайд 2. Представлена карта мира с названиями материков и океанов. Один ученик показывает на карте у доски названные районы. - Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом) - А в каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу) - Найдем эти районы на карте. Слайд 3. Представлена карта мира, на которой отмечен экватор, саванна и влажные тропические леса. . Один ученик показывает на карте у доски названные районы. - Где живут белые медведи? (В холодных районах Земли, в Северном Ледовитом океане) - Где живут слоны? (В теплых районах Земли, в саванне) - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Найди ошибки". - Я читаю вам два текста по очереди, а вы должны заметить неверную информацию. Спрашивать буду того, кто не выкрикивая поднимет руку. Проверка: устный опрос. На севере Один из холодных районов Земли- это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белый медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира. (Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс, пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде) В жарких странах На земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства-саванны, а также грустные влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей. (Ошибки: моржи, тюлени-животные Северного Ледовитого океана) - С игрой вы справились отлично и правильно нашли все ошибки, но наш Муравьишка тоже захотел проверить ваши знания и подготовил для вас загадки. Слушайте внимательно. Слайд 4. Он растрёпанный, драчливый. Непоседливый, крикливый. На асфальте, под окошком, Хлеба собирает крошки. Искупается в пыли Или в луже на мели. Отгадайте поскорей, Эта птичка… Слайд 5. Кто приносит на хвосте Много разных новостей? Всем расскажет все до срока Белобокая… Слайд 6. В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: “Здорово, дрозд, приятель!” И ставит подпись … Слайд 7. Клюв крючком, глаза большие, Кругом ходит голова, Сокращает род мышиный Тихо серая… Проверка: ученики хором называют отгадки. Каким одним словом можно назвать все отгадки, которые вы назвали? (птицы) - Предположите, о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О птицах) - Проверим, прочитав тему урока на с. 16 учебника (Где зимуют птицы?) Один ученик читает вслух, остальные про себя. | Знать холодные районы Земли Уметь находить и показывать Северный Ледовитый океан и Антарктиду на карте Знать признаки холодных районов Земли Знать жаркие районы Земли Уметь находить и показывать на карте Тропические леса и саванну Знать где живут белые медведи Знать где живут слоны Знать признаки холодных районов Земли, их обитателей Знать признаки жарких районов Земли, их обитателей Знать названия птиц | Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать и обобщать. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других. Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью; уметь определять тему и задачи урока совместно с учителем; |
III. Построение проекта выхода из затруднения | ||
- Мы определили тему урока, а какие же задачи мы поставим перед собой? (узнать, где зимуют птицы, какие птицы улетают зимовать в другие страны, почему и т.д.) - Проверим, правы ли вы, прочитав задачи к уроку на с. 16 учебника. Один ученик читает вслух, остальные про себя. | Регулятивные УУД: уметь определять тему и задачи урока совместно с учителем; понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других. | |
IV. Реализация построенного проекта | ||
- Что вам уже известно о птицах? (Птицы-это животные, тело которых покрыто перьями.) Дети также знакомы со строением птиц, знают зимующих птиц и могут вспомнить, как правильно подкармливать - Предположите, как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (ответы детей) - Проверьте свои предположения на с. 16, прочитав информацию над иллюстрацией. Дети читают информацию из учебника про себя. - Как же называются птицы, которые остаются на зиму в наших краях? (зимующие) - Назовите зимующих птиц (воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, дрозд-рябинник, сорока, галка, голуби и т.д.) Слайд 8. Представлены фото и названия зимующих птиц. - Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. - Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и называть туда корм)Слайд 10 - А вы замечали, что не все птицы, которых мы можем наблюдать летом, остаются в наших краях на зиму? И зимой мы их просто не видим. (да) - Как вы думаете, с чем это связано, может они прячутся где-то норках? (Они улетают в теплые страны) - Уже прочитав информацию в учебнике, скажите, как же называют птиц, которые улетают на зиму в теплые страны? (перелетные) - Назовите перелетных птиц, которых вы знаете. (ответы детей: грач, ласточки, журавли, соловей, скворец, жаворонок, зяблик, иволга и т.д.)Слайд 14 - Рассмотрим рисунок на с. 16. )Ответьте синими фишками зимующих птиц, а красными-перелетных. Проверка: самопроверка по учебнику с. 84-85 (Приложение 2) - Каких птиц вы отметили синими\красными фишками? (синими: поползень, дятел, синица, воробей, галка, сова; красными: ласточки, жаворонок, соловей, скворец, журавль) Проверка: устный опрос. | Знать признаки птиц Знать определение понятия "зимующие птицы" Знать зимующих птиц Знать определение понятия "перелетные птицы" Знать перелетных птиц | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других. Личностные УУД: проявлять любовь и заботу к природе и живым существам. Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. |
V. Физкультминутка | ||
Видео, физкультминутка Капитан Краб "Прыгательная" | Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речи других. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||
Парная работа. - Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете. Проверка: устный опрос. Учащиеся высказывают свои предположения и доказывают их. - Вы выдвинули множество различных предположений по поводу того, куда могут улетать птицы. Но задумались ли вы, как ученые впервые определили, что птицы вообще куда то улетали и куда именно? Ведь за каждой птичкой проследить невозможно. - Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите цепочку верхних рисунков на с. 17 учебника и попробуйте объяснить, что на них изображено. (Ответы детей) Проверка: устный опрос. - Что же написано в учебнике, как вы можете проверить свои предположения? (Прочитать информацию на с. 85) - Прочитайте же информацию на с. 85 и ответьте на вопрос: "Как ученые узнали, где зимуют птицы?" Самостоятельная работа с текстом. Читают информацию про себя. Отвечают на поставленный вопрос. Слайд15-17- Проверка: устный опрос. - Куда же улетают ласточки? (В Африку) - А журавли? (В Индию) - Что вместо колец в последнее время используют ученые? (радиопередатчики) - Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? (ответы детей) - Давайте проверим, правы ли, снова обратившись к учебнику. Рассмотрите следующий рисунок на с. 17и прочитайте текст под ним, обозначенный жирным шрифтом. Один ученик читает вслух, остальные про себя. - Какова же причина перелета птиц? (Птицам не хватает корма) | Знать способ отслеживания учеными перелетных птиц Знать, где зимуют перелетные птицы Знать причину перелета птиц в жаркие страны | Коммуникативные УУД: уметь работать в паре; Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать и обобщать. Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; уметь самостоятельно работать с текстом; уметь анализировать, сравнивать и обобщать. Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||
Индивидуальная работа. -Откроем рабочие тетради на с. 14. Выполним № 1. - Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? (ответы детей) - Соедините линиями изображения птиц и их названия. Красным цветом обозначьте перелетных птиц, синим -зимующих Работа в парах. - Выполним № 2 с. 14-15. - Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы. - Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц? (Синим) - А весенних? (красным) - Выполните задание. Выполняют задания в тетради самостоятельно. Проверка: устный опрос. | Знать зимующих и перелетных птиц Знать, где зимуют перелетные птицы | Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать и обобщать. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||
- Давайте вспомним тему сегодняшнего урока? (Где зимуют птицы? ) - Какие задачи мы ставили перед собой? (Узнаем, что птицы зимуют по-разному. Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их) - Мы их достигли? (да) - Как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (зимующими) - Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые страны? (перелетные) - Почему птицы улетают на зиму в теплые страны? (им не хватает корма) - Куда улетают ласточки? (В Африку) - Куда улетают журавли? (В Индию) - Как ученые узнали куда улетают перелетные птицы? (с помощью кольцевания птиц) - Вспомните незаконченное предложение, которое вы продолжали вначале урока. См. Слайд 1. Сегодня на уроке я хочу... - Реализовались ли ваши пожелания? (Да/нет) - Что было самое трудное, интересное, легкое на уроке? (ответы детей) -Давайте скажем еще раз , как мы можем помочь зимующим птицам? (Слайд 18) - Оцените свою работу на уроке с помощью своей мимики. Улыбнитесь, если вы поняли тему урока и все задания выполняли без затруднений, покажите равнодушное лицо, если вам было сложно запомнить какую то информацию или у вас возникли трудности при выполнении заданий, и покажите грустное лицо, если тему урока вы не поняли и не решили ни одного задания самостоятельно. - Я очень рада, что большинство из вас улыбаются, но вижу несколько равнодушных лиц, поэтому в дальнейшем мы будем с вами еще больше стараться и предотвращать трудности. -Спасибо за урок. | Знать определение понятия "зимующие птицы" Знать определение понятия "перелетные птицы" Знать причину перелета птиц в жаркие страны Знать, где зимуют перелетные птицы Знать способ отслеживания учеными перелетных птиц | Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других. Коммуникативные УУД: уметь формулировать мысли в устной и письменной форме; Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные УУД: понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; |
Приложение 1.
Фото страницы 16-17 учеюника.
Приложение 2
Фото страницы 84-85 учебника с дополнительной информацией по теме.
Самоанализ урока по окружающему миру на тему "Где зимуют птицы?".
25 февраля 2020 года мной был проведен урок по математике в 1 "В" классе.
Тема урока: Уменьшаемое. вычитаемое. разность.
Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- знать холодные районы Земли;
- уметь находить и показывать Северный Ледовитый океан и Антарктиду на карте;
- знать признаки холодных районов Земли, из обитателей;
- знать жаркие районы Земли;
- уметь находить и показывать на карте Тропические леса и саванну;
- знать где живут белые медведи;
- знать где живут слоны;
- знать признаки жарких районов Земли, их обитателей;
- знать признаки птиц;
- знать определение понятия "зимующие птицы";
- знать зимующих птиц;
- знать определение понятия "перелетные птицы";
- знать перелетных птиц;
- знать способ отслеживания учеными перелетных птиц;
- знать, где зимуют перелетные птицы;
- знать причину перелета птиц в жаркие страны.
Личностные УУД::
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять любовь и заботу к природе и живым существам.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- способствовать развитию умения организовывать рабочее место;
- уметь определять тему и задачи урока совместно с учителем;
- понимать и выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре;
- уметь слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в учебнике;
- уметь самостоятельно работать с текстом;
- уметь анализировать, сравнивать и обобщать.
Отбор содержания, форм и методов обучения осуществлялся в соответствии с целью.
В структуре урока выделялись следующие этапы:
I. Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
III. Построение проекта выхода из затруднения
IV. Реализация построенного проекта
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Каждому этапу урока соответствовали определённые цели, формы и методы работы.
Основной формой организации учебной деятельности была фронтальная форма работы, так же присутствовали парная и индивидуальная работа.
На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, обучающиеся активно работали на уроке. Содержание урока соответствует возрастным особенностям детей и цели урока. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и цели, использовались различные методы и приемы обучения: фронтальная работа, сотрудничество, индивидуальная работа, самопроверка, слово учителя, загадки, и т.д.. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем, рисунков, презентация. В соответствии с нормами СанПиН на уроке проведена физкультминутка.
На всех этапах учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности.
Атмосфера на уроке была рабочая. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, старалась прислушиваться к мнению каждого ребенка. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников.
Подведение итогов (рефлексия) шло в личностном (оценка своих достижений) плане.
- Мне нравится (3)