Выступление на Районном методическом объединении учителей истории.

Теребенина Алёна Владимировна

Тема выступления "Формирование понятийного аппарата на уроках истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на районном методическом объединении учителей истории Формирование понятийного аппарата на уроках истории Подготовила Теребенина А.В.

Слайд 2

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно-следственного анализа.

Слайд 3

В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию общей культуры учащихся.

Слайд 4

Необходимость обучения владению понятийным аппаратом определяется и прохождением государственной итоговой аттестации: ГИА и ЕГЭ, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией. Таким образом, нет дальнейшей необходимости доказывать какую важную роль играет овладение учащимися понятийным аппаратом, в том числе и для дальнейшей жизни. Задача ясна, но ее осложняет целый ряд обстоятельств: - большое количество понятий, предлагаемых для запоминания; - многие понятия используются достаточно редко - небольшой словарный запас у большинства учащихся и другие. Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

Слайд 5

Педагогический опыт учит нас тому, что прямое обучение понятиям всегда оказывается фактически невозможным и педагогически бесплодным. Учитель, пытающийся идти этим путём, обычно не достигает ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма , симулирующего и имитирующего наличие соответствующих понятий у ребёнка, но на самом деле прикрывающего собой пустоту. Ребёнок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берёт больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенного знания.

Слайд 6

Как же работать над понятийным аппаратом? Как вариант предлагаю следующий алгоритм: обращение к этимологии слова выстраивание ассоциаций выделение существенных признаков сравнение (если возможно с другими понятиями, выделение общего и отличия, использование литературных приемов: подбор антонимов, синонимов) выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии), приведение конкретных примеров. Пример: монархия 1.в переводе с греческого « mono » - один, « archia » - власть. 2. король, наследство, тиран. 3. единоличный правитель, передача власти по наследству. 4. монархия и республика 5. Существуют различные виды монархии: парламентская, дуалистическая и др.

Слайд 7

Примером формирования всех видов УУД можно служить учебная деятельность по усвоению понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный ( метапредметный ) характер. Если учитель, работая с определенным предметным историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный . Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям, как и представленный мной алгоритм. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия.

Слайд 8

Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории и обществознания Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например: 1. Проблемно-поисковое изучение терминов . Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем использую карту, попытаемся дать ответ, учитель записывает на доске ответы учащихся и задает другие уточняющие, наводящие вопросы. В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре? Встречается ли этот термин в других предметах? 2."Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).

Слайд 9

3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста. 4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами. 5. Самостоятельное составление кроссворда . Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки. 6. Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность. 7. Карточки-задания. Например, на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме. 8. Терминологический крокодил. 9. Ментальные карты

Слайд 10

Задание 1 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI в. 1) стрельцы; 2) земский собор; 3) закупы; 4) царство; 5) рядовичи; 6) приказы Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. Задание 2 Запишите понятие, о котором идёт речь. «Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным». Ответ: ____________________________________

Слайд 11

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам 1) заповедные лета 2) земщина 3) опричнина 4) пожилое 5) поместье A Б В Г Задание 3 Установите соответствие между определениями и понятиями. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Слайд 12

Задание 4 "Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три). Задание 5 Запишите термин, о котором идёт речь. «Название, которое получил XVII век, по причине регулярных народных бунтов, волнений.»

Слайд 13

Справедливо ли утверждение, что Киевская Русь переживала при Ярославе Мудром расцвет? При каких обстоятельствах Ярослав пришел к власти в Киеве? Междоусобная война -?

Слайд 14

Справедливо ли утверждение, что Киевская Русь переживала при Ярославе Мудром расцвет? Занимательная история: « Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию ; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в Казну: за голову Боярина Княжеского, двойную Виру ( _____гр_?___ ); за Княжеского Отрока, повара, конюха , купца, за всякого свободного человека, - ( ____гр__?____ ) или Виру, а за убиение жены полвиры_ ( ___гр?_____ ). За раба нет Виры( ___гр__?____ ) За Тиуна сельского или старосту Княжеского и Боярского, за ремесленника, и за кормилицу 12 гривен ( _____рез ?____), за простого холопа Боярского и Людского 5 гривен ( _____рез?______ ), за рабу 6 гривен( ______кун_?______ ). Реши задачу если: Вира – 40 гривен 1 гривна = 50 резаней 2 резани=1 куна. 80 гр 40 гр 20 гр 0 гр 600 резеней 250 резеней 150 кун

Слайд 15

Задача из “Счетной мудрости”( XVII век) Идет корабль по морю, на нем мужеска полу и женска 120 человек. Найму дали 120 гривен, мущины дали по 4 алтына, а женщины дали по 3 алтына с человека. Сколько мужеска полу было и женска порознь? Решение. (1200-120*9):(12-9)=40 мужчин 120-40=80 женщин

Слайд 16

Сколько копеек в Древней Руси составлял гривенник? Сколько копеек в Древней Руси составлял алтын? 10 копеек 3 копейки

Слайд 17

Задача Ивана Новгородца. Сколько месяцев, недель, дней и часов прожил человек, которому в 1136 г. Исполнилось 26 лет? Решение. 12*16=312 месяцев 365*26+7=9497 дней 9497:7=1356 недель 24*9497=227928 часов .

Слайд 18

Как назывались месяцы года в Древней Руси?

Слайд 19

Центр « Ономастика » (Смута) АНТРОПОНИМЫ собственные имена, относящиеся к людям ; ТОПОНИМЫ географические названия; ОЙКОНИМЫ название населенных пунктов; УРБАНОНИМЫ названия внутригородских объектов

Слайд 20

Душа в пятки ушла Своя рука – владыка Мелким бесом рассыпается По заслугам и честь У лжи короткие ноги испугался хозяин льстит соответствие выйдет наружу

Слайд 21

Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения - это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.