Выступление на Районном методическом объединении учителей истории.
Тема выступления "Формирование понятийного аппарата на уроках истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно-следственного анализа.
В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию общей культуры учащихся.
Необходимость обучения владению понятийным аппаратом определяется и прохождением государственной итоговой аттестации: ГИА и ЕГЭ, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией. Таким образом, нет дальнейшей необходимости доказывать какую важную роль играет овладение учащимися понятийным аппаратом, в том числе и для дальнейшей жизни. Задача ясна, но ее осложняет целый ряд обстоятельств: - большое количество понятий, предлагаемых для запоминания; - многие понятия используются достаточно редко - небольшой словарный запас у большинства учащихся и другие. Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.
Педагогический опыт учит нас тому, что прямое обучение понятиям всегда оказывается фактически невозможным и педагогически бесплодным. Учитель, пытающийся идти этим путём, обычно не достигает ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма , симулирующего и имитирующего наличие соответствующих понятий у ребёнка, но на самом деле прикрывающего собой пустоту. Ребёнок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берёт больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенного знания.
Как же работать над понятийным аппаратом? Как вариант предлагаю следующий алгоритм: обращение к этимологии слова выстраивание ассоциаций выделение существенных признаков сравнение (если возможно с другими понятиями, выделение общего и отличия, использование литературных приемов: подбор антонимов, синонимов) выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии), приведение конкретных примеров. Пример: монархия 1.в переводе с греческого « mono » - один, « archia » - власть. 2. король, наследство, тиран. 3. единоличный правитель, передача власти по наследству. 4. монархия и республика 5. Существуют различные виды монархии: парламентская, дуалистическая и др.
Примером формирования всех видов УУД можно служить учебная деятельность по усвоению понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный ( метапредметный ) характер. Если учитель, работая с определенным предметным историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный . Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям, как и представленный мной алгоритм. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия.
Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории и обществознания Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например: 1. Проблемно-поисковое изучение терминов . Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем использую карту, попытаемся дать ответ, учитель записывает на доске ответы учащихся и задает другие уточняющие, наводящие вопросы. В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре? Встречается ли этот термин в других предметах? 2."Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста. 4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами. 5. Самостоятельное составление кроссворда . Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки. 6. Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность. 7. Карточки-задания. Например, на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме. 8. Терминологический крокодил. 9. Ментальные карты
Задание 1 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI в. 1) стрельцы; 2) земский собор; 3) закупы; 4) царство; 5) рядовичи; 6) приказы Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. Задание 2 Запишите понятие, о котором идёт речь. «Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным». Ответ: ____________________________________
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам 1) заповедные лета 2) земщина 3) опричнина 4) пожилое 5) поместье A Б В Г Задание 3 Установите соответствие между определениями и понятиями. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 4 "Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три). Задание 5 Запишите термин, о котором идёт речь. «Название, которое получил XVII век, по причине регулярных народных бунтов, волнений.»
Справедливо ли утверждение, что Киевская Русь переживала при Ярославе Мудром расцвет? При каких обстоятельствах Ярослав пришел к власти в Киеве? Междоусобная война -?
Справедливо ли утверждение, что Киевская Русь переживала при Ярославе Мудром расцвет? Занимательная история: « Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию ; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в Казну: за голову Боярина Княжеского, двойную Виру ( _____гр_?___ ); за Княжеского Отрока, повара, конюха , купца, за всякого свободного человека, - ( ____гр__?____ ) или Виру, а за убиение жены полвиры_ ( ___гр?_____ ). За раба нет Виры( ___гр__?____ ) За Тиуна сельского или старосту Княжеского и Боярского, за ремесленника, и за кормилицу 12 гривен ( _____рез ?____), за простого холопа Боярского и Людского 5 гривен ( _____рез?______ ), за рабу 6 гривен( ______кун_?______ ). Реши задачу если: Вира – 40 гривен 1 гривна = 50 резаней 2 резани=1 куна. 80 гр 40 гр 20 гр 0 гр 600 резеней 250 резеней 150 кун
Задача из “Счетной мудрости”( XVII век) Идет корабль по морю, на нем мужеска полу и женска 120 человек. Найму дали 120 гривен, мущины дали по 4 алтына, а женщины дали по 3 алтына с человека. Сколько мужеска полу было и женска порознь? Решение. (1200-120*9):(12-9)=40 мужчин 120-40=80 женщин
Сколько копеек в Древней Руси составлял гривенник? Сколько копеек в Древней Руси составлял алтын? 10 копеек 3 копейки
Задача Ивана Новгородца. Сколько месяцев, недель, дней и часов прожил человек, которому в 1136 г. Исполнилось 26 лет? Решение. 12*16=312 месяцев 365*26+7=9497 дней 9497:7=1356 недель 24*9497=227928 часов .
Как назывались месяцы года в Древней Руси?
Центр « Ономастика » (Смута) АНТРОПОНИМЫ собственные имена, относящиеся к людям ; ТОПОНИМЫ географические названия; ОЙКОНИМЫ название населенных пунктов; УРБАНОНИМЫ названия внутригородских объектов
Душа в пятки ушла Своя рука – владыка Мелким бесом рассыпается По заслугам и честь У лжи короткие ноги испугался хозяин льстит соответствие выйдет наружу
Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения - это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.