Педагогическая мастерская
Самостоятельная формулировка темы урока создает условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich.masterskaya.ppt | 521 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала. О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. Самостоятельная формулировка темы урока создает условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию обучающихся. Предлагаю несколько таких приемов.
Приём «Кроссворд»
1) Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус. r у l ч g и d т s е n л i ь, и u у s ч u е н d н i и v к Тема: Учитель и ученик. 2) здрвствйт, спсб, бдьт дбр Задание: вставьте, где это необходимо, гласные буквы. Тема: Вежливые слова Приём «Ребус»
Из текста параграфа выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, какую тему сегодня они будут изучать. Прием «Ключевые термины»
Предлагается большая разрезанная открытка. «общего заведение образования учебное для получения» Сложив правильно части открытки, легко формулируем тему «Школа». Приём «Рассыпанная открытка» Приём «Прогнозирование» Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Репка”, “ Колобок”, «Теремок». Тема: Сказка.
Дается ряд слов: окно, правдивость, уникальный, город, общение . Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос «какой», а не «что». Тема «Имя прилагательное». Приём «Исключение»
Очень выигрышно смотрятся темы, сформулированные в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, загадки и т. п. 1)На уроке русского языка при изучении постоянных морфологический признаков имени существительного одну из тем можно обозначить так: «Тебе дано, а другие пользуются?» (имя). Тут же возникает вопрос: «Ребята, а что такое имя? Приведите примеры, назовите друг друга по имени. Имя принадлежит человеку, это его собственность, оно есть у каждой девочки и мальчика в нашем классе! Сформулируйте тему урока. «Имена существительные собственные или нарицательные». 2)Серд ц е м атер и л у чше сол н ц а греет. Из выделенных букв составить слово (Умница). Тема урока: Умница. Использование афоризмов, пословиц помогает также реализовать воспитательную цель урока. Афоризм, мудрое изречение, крылатое выражение, загадка, пословица, поговорка
На доске записана тема урока, в которой пропущены слова. Задание: найди нужные слова. Дома обучающиеся читали рассказ Л. Н. Толстого «После бала», поэтому они легко находят два первых слова. А вот третье слово сразу восстановить невозможно, на данный момент это проблема, которую нужно решить и в течение урока найти нужно слово. Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. Приём «Найди слово»
Из слова объявление взять приставку; Из слова выращенный взять корень; Из слова затемнение взять второй суффикс; Поставьте слово деревня в дательный падеж и добавьте окончание к полученному слову. Какое слово получилось? Запишите тему урока «Обращение». Приём «Собери слово»
Цель : создать творческую атмосферу, позитивный настрой учащихся. Время : 2-3 минуты. Материалы: сундучок с предметами (портрет А.С Пушкина, яблоко, зеркальце, репродукции из сказки). Проведение : - Ребята, вам передали волшебный сундучок и попросили открыть его на уроке. Давайте посмотрим, что в нём. Учитель открывает сундучок и достает из него предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина в рамочке, репродукции из сказки. Интересно, вы не знаете, почему эти предметы оказались в сундучке? Из какой они сказки? О каком произведении мы сегодня будем говорить? - Сформулируйте тему урока. Приём «Волшебный сундучок»
Перечисленные приемы формулировки темы урока, конечно, не исчерпывают всего их разнообразия. В заключение хочется привести фразу «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» из книги «Приключения капитана Врунгеля», метко подмеченную писателем Андреем Некрасовым. В книге описывается случай, когда с яхты, предназначенной для кругосветной регаты и названной по этому случаю «Победа», отваливаются первые две буквы названия, и яхта вынуждена отправиться в путешествие под названием «Беда», в результате чего экипажу приходится преодолевать многочисленные проблемы в процессе путешествия. Я желаю всем нам, чтобы обозначенные нами темы уроков, помогали и вели нас и наших детей только по верному курсу, легко и свободно двигаясь по океану знаний.