АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кочеткова Кристина Игоревна

АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_1.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К.А.Кочеткова

студент 1 курса факультета дошкольного и начального образования

Арзамасский филиал ННГУ

Научный руководитель: к.п.н., доцент Е.В.Клюева

В статье обоснована актуальность управления социально-коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста, выделены его функции и организационно-педагогические условия.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие; дети старшего дошкольного возраста; управление; организационно-педагогические условия.  

The article substantiates the relevance of management of social and communicative development of children of senior preschool age, highlights its functions and organizational and pedagogical conditions.

Key words: social and communicative development; children of senior preschool age; management; organizational and pedagogical conditions.

Актуальность управления социально-коммуникативным развитием  детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что сегодня в РФ  ускорились темпы развития общества, происходит постоянное усложнение социальной структуры, подрастающее поколение получает противоречивую информацию от взрослых, существенно снижен воспитательный потенциал семей, - все это приводит к трудностям в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста, поскольку развитие ребенка предполагает, что он усваивает те образцы и нормы поведения, которые существуют в социуме в конкретный исторический промежуток времени.

ФГОС ДО закрепляет положение о том, что социально-коммуникативное развитие дошкольников должно способствовать усвоениюиминорм и ценностей, выработанных в обществе, формировать у них мораль и нравственность, духовные ценности; ребенок должен научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми; у него должны быть сформированы такие качества, как самостоятельность, целенаправленность, умение самостоятельно регулировать свое поведение на основе оценок, данных ему другими людьми;  у дошкольника также необходимо формировать социальный и эмоциональный интеллект, умение эмоционально отзываться на те или иные события,  сопереживать другим людям[8].

Все эти цели социально-коммуникативного развития достигаются в ДОО при организации управления этим процессом.

В исследовательской литературе многие работы посвящены социально-коммуникативному развитию дошкольников. Так, в исследованиях A.B. Запорожца, М.И. Лисиной прослеживается тесная связь между коммуникативными навыками и психическим развитием детей дошкольного возраста. М.И. Лисина, А.К. Маркова подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

Результаты исследований по проблеме общения дошкольников как с взрослыми, так и со сверстниками представлены в работах Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой, Н.В. Клюевой, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и др. Исследователи едины в том, что свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. В общении со сверстниками дети могут самостоятельно планировать и организовывать совместную игру, осуществлять контроль действий друг друга, сравнивать себя со сверстником. Общаясь, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться и т.д.

Современное понимание основ коммуникативных потребностей у детей дошкольного возраста связано с исследованиями М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрик.

Коммуникативная компетентность личности, коммуникативные трудности дошкольников отражены в научных трудах И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой. Социально - коммуникативное развитие происходит непосредственно в процессе коммуникации общения, когда дети обмениваются информацией, эмоциями, и т.д. Поэтому многие работы исследователей посвящены вопросу коммуникативной компетентности. Так, например, в своих исследованиях, С.В. Никитина, Н.Г. Петрова, Л.В. Свирская выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть выпускник детского сада и одной из них является коммуникативная.

В литературе нет единого мнения относительно понятия «коммуникативная компетентность». Она рассматривается как ориентация на объект общения (Г.М. Андреева), как ситуативная адаптивность (Ю.Н. Емельянов), как владение языком (М.А. Хазанова) и др.

А.Г. Арушанова рассматривает коммуникативную компетентность как способность «налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий)». [1, с.2 ].

Коммуникативная компетентность определяется ею «как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.» [1, с.2].

А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.А. Нилова, Л.М. Шипицына выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности:  наличие развернутой фразовой речи; точное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;  большой словарный запас;  высокая речевая активность;  высокоразвитая коммуникативная функция – наличие у дошкольника потребности в общении, сформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), заинтересованность в контактах, умение ориентироваться в ситуации общения [9].

Пути преодоления коммуникативных трудностей в процессе работы с дошкольниками рассмотрены Е.О. Смирновой, Л. Смирновой, Г.Р. Шашкиной.

В исследованиях О.Я. Гойхман, Ю.М. Жукова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.К. Марковой отмечается, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества.

Чтобы задачи социально-коммуникативного развития решались эффективно, необходимо им управлять. Ребёнок дошкольного возраста не может социально-коммуникативный опыт присвоить самостоятельно, если ему не помочь. Кроме того, дошкольный возраст является тем сенситивным возрастом для освоения социально-культурного опыта человечества. Это ещё раз подтверждает значимость дошкольного возрастного периода и важность управления развитием ребёнка на этом этапе, особенно управления социально-коммуникативным развитием.

Управление социально-коммуникативным развитием в дошкольном возрасте рассмотрено в работах Е.И.Поповой, А.Ф. Кондрашиной, С.С. Сунцовой.

В исследовании мы опираемся на точку зрения Мескона М. Х. и других, утверждающих, что управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля[6].

Главная роль в управлении социально- коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста принадлежит воспитателю, реализующемуинформационно-аналитическую планово-прогностическую, организационно-исполнительскую,мотивационно-целевую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную функции. Рассмотрим реализацию этих функцийвоспитателем ДОУ.

  1. Информационно-аналитическая функция. Осуществление данной  функции заключается в создании системы сбора необходимой информации, а также проведении исследования, в процессе которого анализируется информация об уровне  социально-коммуникативного развития дошкольников  и  на этой основе оценивается сложившаяся ситуация.
  2. Планово-прогностическая прогностическаяфункция. Данная функция включает в себя создание системной работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Составление планов работы, которые включают в себя те формы работы, которые способствуютсоциально-коммуникативному развитию детей во всех видах деятельности. На данном этапе существенная помощь исходит от родителей, поэтому на родительских собраниях воспитателюнеобходимо уделять внимание вопросам сотрудничества при реализации данных планов деятельности.
  3. Организационно-исполнительская функция. Данная функция в управлении социально-коммуникативным развитием дошкольников  должна быть основана на едином подходе  к ее реализации  всех уровней управления при использовании  в работе различных форм и методов. Она включает в себя: организацию работы с детьми (диагностику, формирование мотивации, вовлечение  в различные виды деятельности); организацию эффективной работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации); психологическое обеспечение управления социально-коммуникативным развитием дошкольников (разработку процедуры диагностики, подготовку информации о психологических особенностях).
  4. Мотивационно-целевая функция. Применение со стороны воспитателя эффективных способов мотивации дошкольников  в процессе социально-коммуникативного развития:  благодарность;  похвала; награждение.
  5. Контрольно-диагностическая функция. Данная функция основана  на получении информации о результатах достигнутого уровня социально-коммуникативного развития дошкольников и состоянии деятельности по их развитию. Одним из показателей этого процесса можно считать качество организации  различных видов деятельности старших дошкольников, способствующих  их социально-коммуникативному развитию.
  6. Регулятивно-коррекционная функция.Данная функция включает в себя создание условий  для социально-коммуникативного развития дошкольников и предполагает трансформацию организационной структуры управления. Например, в ней могут быть выделены как компоненты, как методические объединения воспитателей. При осуществлении данной функции управления  может быть разработана  программа социально-коммуникативного развития дошкольника в конкретном ДОО, создан диагностический инструментарий для оценки уровня его сформированности, проведения повторной диагностики[5].

Л.В.Дмитриева подчеркивает, что для успешного управления процессом социально-коммуникативного развития старших дошкольников  должны быть созданы  такие организационно-педагогические условия, как:

- сотрудничество воспитателей и родителей, направленное на  обеспечение организации предметно-развивающей среды, позволяющей реализовать социально-коммуникативный подход к процессу воспитания и развития дошкольников;

- организация различных видов деятельности дошкольников как в  непосредственно образовательной деятельности, так и при индивидуальных и групповых занятиях, а также в свободное от занятий время;

- организация в группе условий для формирования у дошкольников  детей культуры общения со сверстниками и взрослыми, а также культуры поведения в детском  коллективе;

- применение различных методов  и средств для  формования социально-коммуникативных навыков  старших дошкольников [4].

Следовательно, рассмотрев все функции управления мы можем сказать, что управление социально-коммуникативным развитием в ДОО  рассматривается нами с позиции функционального подхода - это процесс, который включает в себя: сбор и анализ текущей информации (документации); планирование мероприятий; внедрение  в процесс деятельности  различных видов работы; соотнесение планов работы воспитателей со старшим воспитателем и заведующей; проведение изучения уровня социально-коммуникативного  развития дошкольников для возможности мониторинга их развития и коррекции с помощью предложенной системы работы.

Литература

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. —— М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
  2. Белая  К.Ю.  Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. /  К.Ю. Белая. -  М,: ТЦ Сфера, 2015. - 101 с.
  3. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений.- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2017. – 265 с.
  4. Дмитриева Л.В. Делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ // Управление ДОУ. - №4 - 2013. – С.24 -  32.  
  5. Клюева Е.В. Природа как средство формирования у старших дошкольников представлений о сенсорных эталонах / Е.В. Клюева // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №12. – С. 60–66.
  6. Мескон М., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. - М.: Дело, 2002.
  7. Привалова С.Е. Реализация социально-коммуникативного направления в период дошкольного детства / C.Е. Привалова // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - №2. - С. 272 - 275.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 04.02.2020)
  9.  Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). М:Издательство: Детство-Пресс, 2010. . – 165 с.