Своеобразие проектной деятельности воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации
Сегодня технология проектирования в дошкольном образовании является инновационной в работе с детьми. Это метод дает возможность дошкольникам экспериментировать, синтезировать накопленные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, все это способствует наличию высокой готовности к школьному обучению у детей. Процесс проектирования повышает компетентность педагогов, выступает как средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых, устанавливает взаимоотношения с родителями, создает интерес и желание у дошкольников к обучению.
Ключевые слова: проектная деятельность воспитателя, дошкольное образовательное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация: Сегодня технология проектирования в дошкольном образовании является инновационной в работе с детьми. Это метод дает возможность дошкольникам экспериментировать, синтезировать накопленные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, все это способствует наличию высокой готовности к школьному обучению у детей. Процесс проектирования повышает компетентность педагогов, выступает как средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых, устанавливает взаимоотношения с родителями, создает интерес и желание у дошкольников к обучению.
Ключевые слова: проектная деятельность воспитателя, дошкольное образовательное учреждение.
Метод проектов – это педагогическая технология, основу которой составляет самостоятельная деятельность детей, позволяющая познавать им окружающий мир и приобретать новые знания.
Сущность дошкольной проектной методики состоит в том, чтобы направить деятельность дошкольников на достижение инновационного продукта. В процессе проектной деятельности дети активно принимают участие совместной деятельности с педагогом, проявляя творчество и фантазию. Воспитатель – является организатором детской продуктивной деятельности, выступает в роли консультанта и эксперта. Он – главный руководитель проекта, а также – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Реализация развивающих технологий обеспечивает эффективное формирование интеллектуальной сферы дошкольников.
Преимущества проектной деятельности:
- данная технология является методом развивающего обучения;
- развивает самостоятельность и инициативу детей;
- развивает их коммуникативные и творческие способности, «ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей» (Веракса Н. В);
- дает новый толчок в отношениях «родитель - ребенок – детский сад».
Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Цель работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучить проектный метод в системе ДОУ;
2) провести анкетирование воспитателей на тему «Отношение педагогов к проектной деятельности»;
3) сделать выводы по результатам анкетирования.
Гипотеза исследования: совершенствование профессионального мастерства педагогов через освоение проектного метода.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, анализ и обобщение полученных данных.
В целях диагностики отношения педагогов к проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении использовался метод- анкетирования педагогов на тему «Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении». В анкетировании приняли участие 20 педагогов.
По результатам диагностики отношения педагогов к проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении были выявлены следующие данные: 90% педагогов считают, что проектная деятельность является инновационной технологией и ее необходимо внедрять в образовательный процесс для развития творческой личности ребёнка.
На вопрос: «Какие типы проектной деятельности Вы реализовываете?» 50% педагогов- реализовывают игровые типы проектов. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников. 30% педагогов используют творческий тип проектов, а 20% -исследовательские проекты.
В целях определения использования педагогами проектной деятельности в работе с детьми был задан вопрос: «Укажите, насколько часто и в какой сфере вы реализовывали проектную деятельность» 45% ответили-«иногда в образовательной деятельности», 45% педагогов «регулярно в образовательной деятельности» и 10% «редко в образовательной деятельности».
На вопрос: «Укажите, с какими трудностями вы сталкивались в организации проектной деятельности» 35% педагогов отметили- «с недостатком времени, которое необходимо затратить на тот или иной проект», 30% «с созданием материально-технических условий для проектной деятельности детей», 25% «с привлечением родителей к проектной деятельности», 10% «с жестким учебно-тематическим планированием».
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что проектная деятельность- универсальное средство развития ребенка и педагога. Освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно- образовательной работы.
Таким образом, в современных условиях развития образования технология проектирования становится актуальной разработкой, которая позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников, а также позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Поэтому необходимо создавать систему работы в дошкольном образовательном учреждении по внедрению в образовательный процесс проектной деятельности.
Список литературы
1. Васильева Е. В., Крайнова М. В. Проектирование в детском саду // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 22-26.
2. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – 3-е изд. пспр. и доп. – м.: Аркти, 2005. – 96 с.
3. Отношение педагогов к проектной деятельности. URL: http://dou105.rybadm.ru/link_105/3.5/Ankety.pdf (Дата обращения: 04.04.2018).