Теоретико-методологические основы исследования проблемы речевого развития в дошкольном возрасте

Проблема развития речи дошкольников на протяжении многих лет остается в центре внимания психологов и педагогов. Вопросы развития речи на протяжении многих лет интересуют педагогов и психологов. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретико-методологические основы исследования проблемы речевого развития в дошкольном возрасте

Родной язык оказывает большую значимость в становлении личности ребенка. Проблема развития речи дошкольников на протяжении многих лет остается в центре внимания психологов и педагогов. Правильная, грамотная речь является залогом успешной адаптации человека в социуме. Поэтому многие педагоги и психологи направляли свои силы на решение этой важной проблемы.[1]

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.И. Лаврентьева, А.А. Леонтьев,                   Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, О.С. Ушакова, О.И. Соловьева и др.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов Л.С. Выготский,         С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев,                   Л.В. Щерба, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов,  К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, A.M. Леушина, М.М. Конина создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

Большой вклад в методику развития речи внес К.Д. Ушинский. В его обширном наследии главным является учение о родном языке. Основные теоретические положения о роли родного языка в формировании человека К.Д. Ушинский изложил в книгах «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания».

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.[2]

Все педагогические исследования, которые относятся к проблеме развития речи детей, обращаются к трудам великого педагогаК.Д. Ушинского, потому что именно ему принадлежат произведения, в которых он отмечаетзначение родного языка в воспитании ребенка, а также  раскрывает конкретные методы обучения.

Л.С. Выготский занимался исследованием проблемы мышления и речи. Для Л.С. Выготского важным в проблеме мышления и речи является вопрос об отношении мысли к слову. По его мнению, слово – это единство звука и значения, оновключает в себя все основные свойства, которые в целом характерны речевому мышлению.[3]

Большое влияние на решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста оказывала Н.К. Крупская. Она говорила о том, что необходимо постоянно обогащать детскую речь и воспитывать у ребенка умение слушать. Крупская подчеркивала, что речь считается основой умственного воспитания. В духе традиций отечественной и европейской педагогики предлагала развивать речь посредством живых наблюдений. Крупская отмечала важнуюроль книги в развитии детской речи. Язык книг должен быть понятен и доступен, так как в дошкольном возрасте дети легко запоминают слова и начинают вводить их в свой лексикон.

Идеи К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она говорила о том, что владение всеми видами и проявлениями речи – это владение орудием умственного развития человека.

Е.И. Тихеева отмечалазначение обучению родному языку в детском саду. Она считала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны быть в основе всей системы воспитания в детском саду. По ее мнению, в детском садудолжна быть создана специальная педагогическая и дидактическая среда для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и языку – план-программа, которая сможет позволить педагогу последовательно и систематично вести работу с детьми в каждой возрастной группе.

Е.И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду. Она участвовала в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; изучала условия формирования речи дошкольников; обозначила возрастные особенности развития речи детей разных возрастных групп. Основы методики речевого развития детей, созданные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и на сегодняшний день не утратили своего значения. [4]

Немаловажное значение в разработку проблемы развития речи внесла A.M. Леушина. Она предлагала раскрыть сильные позитивные стороны детской речи, усвоить все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.[5]

Е.А. Флериной принадлежит заслуга создания системы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, приобщению к искусству слова. Она выявила значение художественной литературы в воспитании дошкольников, определила особенности восприятия литературных произведений, выявила критерии отбора произведений, предложила классификацию детских книг по тематическому принципу, разработала методику художественного чтения и рассказывания, опираясь на возрастные особенности детей.

О.С. Ушакова работала над системой обучения родному языку детей дошкольного возраста, на основаниикоторой была создана авторская «Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду» (1994). Книга посвящена вопросам развития речи и речевого общения дошкольников. [6]

В.И. Логинова в результате детального анализа исторического наследия К.Д. Ушинского и Е.И. Тихеевой, опираясь на психические исследования С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева разрабатывает слаженную, закономерную теорию словарной работы. Данная теория дала возможность в корне изменить общепринятые представления о закономерностях речевого развития дошкольников. Высокая эффективность и перспективность научных исследований, научная и практическая значимость результатов позволяют по праву назватьВ.И. Логинову автором современной теории и методики словарной работы с детьми дошкольного возраста.[7]

Разрабатывая методы развития связной речи детей, В.И. Логинова предложила свою оригинальную авторскую классификацию методов обучения языку. Данная классификация создана в соответствии с логикой и психологией освоения монолога, возрастных особенностей детей дошкольного возраста, определяет последовательность освоения ребенком умений монологической связной речи.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, необходимоподчеркнуть, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка.[8]

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.[9]

Проблемой развития связной речи у детей дошкольного возраста занимались А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова. Л.П. Федоренко и др. Особо ценным для практической развивающей работы по формированию связной речи у дошкольников считается теория порождения речи Л.С. Выготского. В основу которой была положена концепция о единстве процессов мышления и речи, о соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Бородич, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.Н. Водовозовой, О.С. Ушаковой.

Давая характеристику связной речи, А.М. Бородич пишет, «связная речь — это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей».[10]

По мнению О.С. Ушаковой, связная речь характеризуется относительной самостоятельностью, законченностью, а также способна расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.

О.С. Ушакова подчеркивает, что в формировании связной речи определенно точно выступает взаимосвязь речевого и интеллектуального развития. Для того чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать связи (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Помимо этого, нужно уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и т. д.[11]

Е.Н. Водовозова, как и ее учитель К.Д. Ушинский, отдавала должное в образовании народному творчеству, воспитанию, народной речи. Она считала, что именно с накоплением опыта будет развиваться связная речь и мышление. В своих трудах Е.Н. Водовозова представила методику использования русского фольклорного языка в развитие связной речи. В своих трудах Е.Н. Водовозова предложила серию сказок,  которые были бы доступны для детей дошкольного возраста.

М.М. Конина продолжала развивать идеи Е.А. Флериной в области художественного чтения и рассказывания детям. Она подчеркивала значимость художественной литературы, считала, что литература интенсивно развивает речевое, умственное развитие, а также нравственное и эстетическое воспитание.[12]

Таким образом, вопросы развития речи на протяжении многих лет интересовали педагогов и психологов. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи.


[1] Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Т.1. – 472 с.

[2] Ушинский, К.Д. Детский мир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский. - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. — 678с.

[3] Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983. - Т.2. - 340 с.

[4] Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.

[5]Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

[6] Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Ушакова, О.С., Струнина Е.М.  — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

[7] Логинова, В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд. - М., 1984. - С. 79-105.

[8] Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. -214с.

[9] Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Ушакова, О.С., Струнина Е.М.  — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

[10]Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

[11] Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С.59-66

[12] Конина, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – м., 2000. – с. 485 – 497.