Рабочая программа кружка "Веселая математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_2020.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»)
Дзержинского района, города Новосибирска
Программа дополнительного образования по познавательному развитию
«Веселая математика»
Руководитель: воспитатель Козлова Екатерина Леонидовна
Новосибирск 2018
Содержание:
- Целевой раздел………………………………………………….2
- Пояснительная записка…………………………………………………...2
- Цели и задачи реализации программы…………………………………..4
- Принципы и подходы к реализации программы………………………..4
- Характеристика особенностей развития детей………………………….5
- Целевые ориентиры реализации программы……………………………7
- Содержательный раздел……………………………………….9
- Описание образовательной деятельности по освоению детьми
образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»………..7
- Мониторинг результатов реализации программы…………………….. 12
- Организационный раздел……………………………………. 12
- Материально – техническое обеспечение реализации программы…... 12
- Регламент образовательной деятельности:…………………………….. 12
- расписание
- учебный план
3.3 Взаимодействие с родителями…………………………………………..13
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования разработана с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона.
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы».
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Конвенция о правах ребёнка;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
(приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. От 04.04.2014)
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового поискового и учебного взаимодействия. Сегодня на смену жёсткой учебно – дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребёнку и его развитию.
Внедрение в практику дидактических развивающих игр, развивающих методов позволяет разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в доступной малышам форме. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное. Особая роль при этом отводиться нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это кубики и квадраты Никитина, рамки и вкладыши Монтессори, игры на составление плоскостных изображений предметов, животных: «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», а так же дидактические игры изготовленные мною.
Дидактические игры важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Дидактические игры представляют собой наборы задач возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных трёх летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются даже взрослые.
Взрослому остаётся лишь использовать естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость дидактических игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы умственного развития дошкольников.
Для этого разработана программа дополнительного образования, кружка
«Весёлая математика», рассчитанная на детей от 3-х до 5 лет.
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной
деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
- Цели и задачи реализации программы.
Цель программы - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Основными задачами являются:
- Формировать элементарные математические представления: форма, цвет, размер, количество, число, часть и целое, пространство и время через дидактические игры.
- Развивать у детей мышление, восприятие, внимание, память с помощью дидактических игр.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений
1.3 Принципы и подходы к реализации рабочей программы.
организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребёнка;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Обучение детей происходит поэтапно:
1 этап – 3-4 года,
2 этап – 4-5 лет,
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определённых требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Непосредственная образовательная деятельность детей организуется по двухгодичной программе с 3-х летнего возраста в форме кружковой работы.
Длительность непосредственной образовательной деятельности один раз в неделю в группе составляет:
3 – 4 года - 10-15 минут
4 – 5 лет - 15-20 минут
Деятельность носит развивающий характер и проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
В группе создана развивающая среда: уголок познания с различными математическими развивающими играми, играми головоломками, изготовлен индивидуальный раздаточный.
1.4 Характеристика особенностей развития детей
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности. Продолжительность игры не большая.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов,
способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в
пространстве группы детского сада.
Развиваются память и внимание. Продолжает развиваться наглядно- действенное мышление. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделять такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких либо действий несложное условие.
1.5 Целевые ориентиры реализации рабочей программы
К 4 годам ребёнок:
- проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх;
- ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам сравнивает и обобщает;
- самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путём практического сравнения, зрительного восприятия.
- инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составлению силуэтов;
- моделирует по цветным расчленённым схемам заданных узоров методом наложения из 4 кубиков и затем без наложения.
К 5 годам ребёнок:
- в дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам;
- ребёнок интересуется предметами и активно действует с ними, умеет группировать объекты по цвету, форме, величине,;
- стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своей деятельности;
- моделирует заданные фигуры из 2 -4 частей, конструирует новые;
- моделирует из всех фигур игры по расчленённым образцам, без использования наложения;
- моделирует цветные узоры из 9 кубиков по цветным расчленённым схемам;
- проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности;
- способен сосредоточенно действовать в течение 15- 20 минут.
- Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»
План работы кружка «Весёлая математика»
средняя группа 2018-2019 учебный год.
М | Название дидактической игры. Цель | |
Сентябрь | 1 | Дидактическая игра «Матрешки». Цель: Составлять множества из отдельных элементов и делить его на отдельные элементы: «один», «много», «ни одного». |
2 | Дидактическая игра «В гости к игрушкам». Цель: Составлять множества из отдельных предметов и делить его на отдельные элементы: «один», «много», «ни одного». | |
3 | Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?». Цель: познакомить детей с кругом и квадратом; учить детей различать круг и квадрат. | |
4 | Дидактическая игра «Соберем шишки для мишки». Цель: Находить «один» и «много» предметов в окружающей обстановке. | |
Октябрь | 1 | Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?». Цель: познакомить детей с фигурами; учить детей обследовать геометрические фигуры |
2 | Дидактическая игра «У Петрушки день рождения». Цель: Деление и складывание множества. | |
3 | Дидактическая игра «Дом для матрешки». Цель: формировать умение у детей воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого. | |
4 | Дидактическая игра «Что нам привез Мишутка?». Цель: формировать представление о геометрических формах. | |
5 | Дидактическая игра «Спрячем и найдем». Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве помещения, развивать внимание, память. | |
Ноябрь | 1 | Дидактическая игра «Кто внимательный?». Цель: формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить по подражанию действиям взрослого и по образцу |
2 | Дидактическая игра «Веселые матрешки». Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. | |
3 | Дидактическая игра «Длинное - короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины. | |
4 | Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?». Цель: закрепить представление о двух формах: круг, квадрат. учить детей обследовать геометрические формы. | |
Декабрь | 1 | Дидактическая игра «Подбери фигуру». Цель: Закреплять представление детей о геометрических фигурах; упражнять детей в их назывании; формировать умение у детей подбирать геометрические фигуры по образцу; закрепить навык обследования геометрических фигур приемами обведения и накладывания. |
2 | Дидактическая игра «Три квадрата». Цель формировать умение у детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «меньше», «больше» и т. д. | |
3 | Дидактическая игра «Сделай картинку». Цель формировать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из геометрических фигур. | |
4 | Дидактическая игра «Мишка спрятался». Цель: развивать зрительное восприятие, учить детей последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы. | |
5 | Дидактическая игра «Составь предмет». Цель: упражнять детей в составлении силуэта предмета из отдельных геометрических фигур. | |
Январь | 2 | Дидактическая игра «Почтовый ящик». Цель: формировать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, методом проб и примеривания. |
3 | Дидактическая игра «Широкое и узкое». Цель: развивать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины. | |
4 | Дидактическая игра «Какие бывают фигуры». Цель: познакомить детей с новыми фигурами: овал, треугольник. | |
Февраль | 1 | Дидактическая игра «Поможем зайке посадить огород». Цель: закрепить понятие: «один», «много»; складывание множества. |
2 | Дидактическая игра «Кому какая форма?». Цель: формировать умение у детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины. | |
3 | Дидактическая игра «Кому какая форма?». Цель: формировать умение у детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины. | |
4 | Дидактическая игра «Больше - меньше». Цель: упражнять детей в различии и сравнении величины предметов (больше, меньше, равно); воспитывать внимание, быстроту реакции на воспитателя. | |
Март | 1 | Дидактическая игра «Возьми столько же». Цель: упражнять детей в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь: «столько же», «поровну». |
2 | Дидактическая игра «Украсим коврик». Цель: формировать умение у детей формировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов. | |
3 | Дидактическая игра «Наш день». Цель: формировать представление о частях суток; учить детей правильно употреблять слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». | |
4 | Дидактическая игра «Соберем бусы». Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине). | |
Апрель | 1 | Дидактическая игра «Составь предмет». Цель: формировать умение у детей составлять силуэт предмета из отдельных частей (геометрических фигур). |
2 | Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы». Цель формировать умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. | |
3 | Дидактическая игра «Три медведя». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. | |
4 | Дидактическая игра «Справа, как слева». Цель: освоение умения ориентироваться на листе бумаги. | |
Май | 1 | Дидактическая игра «Игра с обручем». Цель: Различение и нахождение геометрических фигур. |
2 | Дидактическая игра «Спрячем и найдем». Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве помещения, развивать внимание, память. | |
3 | Дидактическая игра «Геометрическое лото». Цель: формировать умение у детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предмету по геометрическому образцу. | |
4 | Дидактическая игра «Клоуны». Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом. |
Занятий в неделю – 1
Занятий в месяц - 4
Занятий в год - 32
Продолжительность занятия 10 – 15 минут.
План работы кружка «Весёлая математика средняя группа 2019-2020 учебный год.
I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя | |
сентябрь | Д/и «Найди пару» - закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначая результат сравнения «большой», «маленький», «меньше», «больше». | Д/и «Что, где находится?» - упражнять в определении пространственного направления от себя и называть их словами : впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. | Игр. упр. «Поможем Мишке разложить картинки» - расширять представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь; формировать умение последовательно расставлять картинки. | Игр. упр. «Сравним ленты» - закреплять умение сравнивать предметы по 2- м признакам ( величина, ширина) |
октябрь | Д/и « Волшебный мешочек» - уточнить названия, форму, цвет фигур. Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг, треугольник) осязательно -двигательным путем. | Д/и «Наш день» - расширять представление о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). | Д/и «Найди свой домик» - совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. | Д/и «Где звенит колокольчик?» - развивать умение определять пространственные направления от себя вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. |
ноябрь | Д/и «Скажи наоборот»- упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте. | Д/и «Найди похожее» - упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, находить предметы определенной формы в окружающем. | Д/и «Который по счету?» - закреплять навык порядкового счета в пределах 5. | Д/и «Матрешки» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине, раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. |
I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя | |
декабрь | Игр. упр. «Когда это бывает?» - закреплять представления о последовательности частей суток :утро, день, вечер, ночь. Упражнять в определении времени суток и выкладывании карточек. | Д/и «Не ошибись» - упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; и выполнении определенных соответствующих движений. | Д/и «Поставь так же» - продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», « на котором месте?». | Д/и « Угадай, что изменилось?» - упражнять в запоминании порядка расположения (колечек) и умении определять , что изменилось. |
январь | Д/и «Найди себе пару» - формировать умение различать цилиндр, шар, куб; Уточнить их названия, цвет; упражнять в ориентировке в пространстве. | Д/и «Сломанная лесенка» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. | Д/и «Три квадрата» - формировать умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами « большой», «маленький»,«средний», «самый большой», «самый маленький». | Д/и «Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей. (геометрических фигур). |
февраль | Д/и « Далеко – близко» формировать понятие и значение слов «далеко»- «близко». | Д/и « Длинный – короткий» - развивать умение у детей четко дифференцировать восприятие качеств величин. | Д/и «Найди предмет» - упражнять в умении сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | Д/и «Что ,где находится?» - упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя. |
I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя | |
март | Д/ и «Вчера, сегодня, завтра» - закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра». | Д/ и «Отгадай, сколько и покажи столько же» - упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. | Д/и «Наш день» - закрепить представления о частях суток, сформировать умение правильно употреблять слова: утро, день, вечер, ночь. | Д/и «Широкое – узкое» - Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий. |
апрель | Д/и «Сделай, столько же» - формировать умение воспроизводить указанное количество движений в пределах 5. | Д/ и «Правильно пойдешь – секрет найдешь» - закрепить умение двигаться в задан-ном направлении. | Д/и «Подбери по форме » - формировать умение выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. | Д/и «Собери бусы»- формировать умение группировать геометрические фигуры по 2-м свойствам : цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. |
май | Д/и «Которая игрушка спрятана?» - закреплять порядковый счет. | Д/и «Какие бывают фигуры?» -закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. | Д/и «Геометрическое лото». - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. | Д/и «Когда это бывает?» - уточнить и углубить знания детей о временах года. |
Занятий в неделю – 1
Занятий в месяц - 4
Занятий в год - 33
Продолжительность занятий 15 – 20 минут
2.3. Мониторинг результатов реализации программы
Для мониторинга результатов реализации программы используются простые и доступные методы диагностики. Используются диагностические задания, на дидактическом материале «Сложи узор», «Сложи квадрат» (авторская версия Б.П. Никитина, адаптация Г.А.Репиной), «Рамки и вкладыши Монтессори» (интепритация Г.А.Репиной), для выявления уровня логико-математических способностей у детей.
Для достижения планируемых результатов проводится мониторинг два раза в год, в сентябре и апреле месяце.
- Организационный раздел
- Материально – техническое обеспечение реализации программы.
- Наборы кубиков Никитина «Сложи квадрат»
- Наборы игры «Сложи квадрат»
- Наборы игры «Сложи листик»
- Наборы игры «Танграм»
- Наборы игры «Монгольская игра»
- Наборы игры «Головоломка Пифагора»
- Наборы игры «Вьетнамская игра»
- Наборы игры «Пентамино»
- Наборы счётных палочек
- Наборы геометрических фигур
- Наборы игры «Волшебные фигуры»
- Логические таблицы
- Лабиринты
- Методическая литература:
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» М., 1990.
- З.А. Михайлова «Математика от трёх до семи». С.П., 1998.
- Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» М., 1978.
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
М. 1990.
- А.А.Смоленцева «Математика до школы» С.П. 1998.
- Г.А.Репина «Математическое развитие дошкольников» М. 2008.
Дидактические игры сделанные своими руками.
Д/и «Найди себе пару»
Д\И «Времена года»
Д/И «Волшебные баночки»
Д/И «Цветные резиночки и палочки»
Д/И «Ладошки»
Д/и «Цветные пробки»
Д/И «Геометрическая фигура»
Д/и «Волшебный мешочек»
3.2 Регламент образовательной деятельности.
Программа рассчитана на 2 года.
Занятия проводятся с сентября по май следующего года.
Неделя: 1 занятие.
Месяц: 4 занятия.
Год: 31-33 занятия.
Расписание занятий кружка:
Занятия проводятся по средам с 16 00.
Младшая группа 16.00 – 16.15
Средняя группа 16.00 – 16.20
- Взаимодействие с родителями.
Основными участниками образовательного процесса в рамках программы дополнительного образования «Весёлая математика» являются дети, родители и воспитатель. Отношения участников образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и взаимоуважения.
Формы работы с родителями:
- Через «Уголки для родителей» родителям даются рекомендации, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, какую литературу можно использовать для занятий с ребёнком.
- Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности.
- Индивидуальные беседы с рекомендациями.
Работая в тесном контакте с родителями и детьми, можно достигнуть хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.