Статья
Игра как основной вид деятельности дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_doshkolnom_vozraste.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра - ведущий вид деятельности дошкольника».
Составитель: воспитатель Юсова О.В
Актуальность
Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в процессе которой осуществляется всестороннее развитие ребенка, развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В настоящее время актуальность проблемы организации игровой деятельности повышается, поскольку современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, компьютер значительно увеличили и разнообразили поток информации. Но этот материал предназначен для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать информацию.
Развить подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.
ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.
В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Организация деятельности детей, в том числе и игровой деятельности, обеспечивает реализацию ООП в ДОУ. Необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует учитывать, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.
Виды игровой деятельности
Согласно самой общей классификации, все игры можно разделить на две больших группы. Критерием для разделения здесь являются формы детской активности и участие взрослого. Первая группа называется самостоятельные игры, к ней относится такая игровая деятельность ребенка, в подготовке и проведении которой взрослый не принимает непосредственного участия. На первом плане - активность детей. Они должны поставить цель игры, развить ее и решить самостоятельно. Дети в таких играх проявляют инициативу, что говорит об определенном уровне их интеллектуального развития. В эту группу можно отнести познавательные игры и сюжетные, функция которых - развивать мышление ребенка.
Вторая группа - обучающие игры, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры - развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно направлять деятельность ребенка на обучение.
Игры сопровождают ребенка на протяжении всего периода детства. Важную роль в развитии детей играет организация игровой деятельности в детских дошкольных учреждениях. Игра занимает важное место в системе эстетического, трудового, нравственного, физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста. Она удовлетворяет его социальные нужды и личные интересы, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует его работу. В детских садах игровая деятельность должна составлять комплекс игр, которые направлены на физическое и интеллектуальное развитие детей. К таким играм принадлежат творческие, которые позволяют детям самостоятельно определить цель, правила и содержание. Они отражают деятельность человека во взрослой жизни. К разряду творческих игр относят сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, конструкторские игры. Кроме творческих на формирование игровой деятельности ребенка влияют дидактические, подвижные, спортивные, народные игры.
Для организации игр важно создать предметно - игровую среду. Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения). В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.
Для проведения игр создаются игровые ячейки:
общий (набор различных видов игрушек),
драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок)
для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование).
Все оборудование должно быть удобным и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими и простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышление.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
1) готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т.п.);
2) полуготовые игрушки, т.е. требующие доделки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);
3) игрушка-материал (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр. Такие игрушки предоставляют широкий простор для детской фантазии.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Игра с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание т.д.
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Дети строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнице небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п.
Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе можно отнести театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т.д.). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями, родителями и детьми самостоятельно.
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко - доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Воспитатель должен уделить внимание:
- обеспечению условий для возникновения и развития игровой деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие);
- знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и приемами это достигается, направление детей на игру.
Организация игр сложный разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может предвидеть ход игры Важным условием успешного руководства играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
Должен ли воспитатель вмешиваться в игру? - да если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление, но вмешательство взрослого будет только тогда успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.
Задачи воспитателя при организации игры: - помочь организовать игры - сделать их увлекательными - сделать их насыщенными действиями - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.