"Природа родного края" конспект занятия в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 комбинированного вида»
«Природа нашего края»
(Конспект занятия по природному миру с детьми в подготовительной к школе группе).
Подготовила и провела: Скобова Н.Д.,
воспитатель I кв. категории
Саранск, 2021
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
1.Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
2.Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
3.Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.
Материал: Карта области, иллюстрации деревьев, животных, птиц, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход ООД:
- Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Воспитатель: О какой планете говорится в стихотворении?
Дети: о планете Земля.
. И вот на этой планете есть замечательная наша с вами Родина. Что такое Родина?
-Скажите, как называется наша страна? (ответы)
Да, дети, наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие народы: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие.
-У каждой народности есть своя малая Родина, наша малая Родина – это республика. Как называется наша республика? (Ответы)
- Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей)
- Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва.
- Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше края
Он мне всех дороже и милей!
-(Вывешивает карту Мордовии). Вот какая большая наша республика. В ней много рек, озёр, лесов и полей. Главный город, столица Мордовии -это...
Дети: Саранск.
Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа». Что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Лес – это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых.
Сегодня я вам расскажу о жизни животных и птиц, которые обитают в мордовском крае, о деревьях и растениях, которые растут на нашей мордовской земле.
- Какие животные живут в лесу? (Ответы)
- Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.
- А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан.)
-В Мордовии также обитают: лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек.
(Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок).
-В лесах Мордовии живут и лоси. Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев.
Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности.
Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.
- В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как: бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.
Эти животные занесены в «Красную книгу». Это особая книга, в нее внесены растения, животные и птицы, которых осталось очень мало и они могут совсем исчезнуть и погибнуть. Их надо охранять!
- Ребята вы знаете, почему книга «красная»? Красный цвет – это цвет надвигающейся опасности.
Люди очень много используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а так же растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных. В заповеднике живет много животных: лоси, маралы, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверки.
- Ребята, кроме животных в наших лесах есть и другие обитатели. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)
- Правильно, ребята, это - птицы. Говорить мы будем о птицах, которые живут в наших краях. Птицы – большие непоседы. Они ловко перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Птицы живут в гнёздах. Строят свои гнёзда из листьев, травы, веточек, некоторые птицы живут в кучках камней. Откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Каких перелетных птиц знаете? (Ответы)
Ребята, давайте узнаем, каких птиц вы сможете отгадать по описанию?
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке
- Кар! - всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.
(Ворона)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода —
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
- В республике Мордовия живут ласточки, грачи, скворцы, стрижи, кукушки, соловьи, журавли и др.
- Вспомните, как мы помогаем птицам зимой? (развешиваем кормушки, подкармливаем)
- А теперь немного отдохнем.
« Мы в лесу» физкультминутка
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Но главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы.
- Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем крае?
Игра с мячом «Назови дерево». Дети называют деревья.
На территории нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев.
- Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. А теперь отгадайте загадки:
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. Ель.
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив серёжки. Береза.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. Рябина
- А скажите мне, пожалуйста, какие травы растут на лугу? Почему называют некоторые травы лекарственными?
Дети: Потому что они помогают лечиться от болезней.
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. В крапиве много витаминов.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль
- Ребята, но всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей).
Игра «Кто правильно назовёт?»
- Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
-Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух
- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам
-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них
-Не разорять муравейники - они убирают все нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
- Молодцы ребята, правильно знаки назвали. Правила вспомнили.
Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.
Итог:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Природа родного края" конспект занятия в подготовительной группе | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 комбинированного вида»
«Природа нашего края»
(Конспект занятия по природному миру с детьми в подготовительной к школе группе).
Подготовила и провела: Скобова Н.Д.,
воспитатель I кв. категории
Саранск, 2021
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
1.Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
2.Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
3.Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.
Материал: Карта области, иллюстрации деревьев, животных, птиц, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход ООД:
- Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Воспитатель: О какой планете говорится в стихотворении?
Дети: о планете Земля.
. И вот на этой планете есть замечательная наша с вами Родина. Что такое Родина?
-Скажите, как называется наша страна? (ответы)
Да, дети, наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие народы: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие.
-У каждой народности есть своя малая Родина, наша малая Родина – это республика. Как называется наша республика? (Ответы)
- Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей)
- Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва.
- Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше края
Он мне всех дороже и милей!
-(Вывешивает карту Мордовии). Вот какая большая наша республика. В ней много рек, озёр, лесов и полей. Главный город, столица Мордовии -это...
Дети: Саранск.
Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа». Что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Лес – это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых.
Сегодня я вам расскажу о жизни животных и птиц, которые обитают в мордовском крае, о деревьях и растениях, которые растут на нашей мордовской земле.
- Какие животные живут в лесу? (Ответы)
- Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.
- А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан.)
-В Мордовии также обитают: лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек.
(Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок).
-В лесах Мордовии живут и лоси. Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев.
Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности.
Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.
- В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как: бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.
Эти животные занесены в «Красную книгу». Это особая книга, в нее внесены растения, животные и птицы, которых осталось очень мало и они могут совсем исчезнуть и погибнуть. Их надо охранять!
- Ребята вы знаете, почему книга «красная»? Красный цвет – это цвет надвигающейся опасности.
Люди очень много используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а так же растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных. В заповеднике живет много животных: лоси, маралы, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверки.
- Ребята, кроме животных в наших лесах есть и другие обитатели. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)
- Правильно, ребята, это - птицы. Говорить мы будем о птицах, которые живут в наших краях. Птицы – большие непоседы. Они ловко перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Птицы живут в гнёздах. Строят свои гнёзда из листьев, травы, веточек, некоторые птицы живут в кучках камней. Откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Каких перелетных птиц знаете? (Ответы)
Ребята, давайте узнаем, каких птиц вы сможете отгадать по описанию?
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке
- Кар! - всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.
(Ворона)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода —
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
- В республике Мордовия живут ласточки, грачи, скворцы, стрижи, кукушки, соловьи, журавли и др.
- Вспомните, как мы помогаем птицам зимой? (развешиваем кормушки, подкармливаем)
- А теперь немного отдохнем.
« Мы в лесу» физкультминутка
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Но главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы.
- Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем крае?
Игра с мячом «Назови дерево». Дети называют деревья.
На территории нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев.
- Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. А теперь отгадайте загадки:
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. Ель.
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив серёжки. Береза.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. Рябина
- А скажите мне, пожалуйста, какие травы растут на лугу? Почему называют некоторые травы лекарственными?
Дети: Потому что они помогают лечиться от болезней.
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. В крапиве много витаминов.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль
- Ребята, но всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей).
Игра «Кто правильно назовёт?»
- Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
-Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух
- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам
-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них
-Не разорять муравейники - они убирают все нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
- Молодцы ребята, правильно знаки назвали. Правила вспомнили.
Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.
Итог:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали?