"Природа родного края" конспект занятия в подготовительной группе

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 «Природа нашего края»

(Конспект занятия по природному миру с детьми в подготовительной  к школе группе).

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: Скобова Н.Д.,

           воспитатель I кв. категории

 

 

 

 

 

 

Саранск, 2021

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Задачи:

1.Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

2.Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

3.Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.

Материал: Карта области, иллюстрации деревьев, животных, птиц, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:

Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход ООД:

- Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Воспитатель: О какой планете говорится в стихотворении?

Дети: о планете Земля.

. И вот на этой планете есть замечательная наша с вами Родина. Что такое Родина?

-Скажите, как называется наша страна? (ответы)
Да, дети, наша Родина – Россия.  Россия – огромная страна, где проживают многие народы: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие.

-У каждой народности есть своя малая Родина, наша малая Родина – это республика. Как называется наша республика? (Ответы)

- Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей)
- Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва.

- Милый край! Мордовия родная! 

  Здесь раздолье  рек, лесов, полей.

  Для меня нет лучше края 

  Он мне всех дороже и милей!

-(Вывешивает карту Мордовии). Вот какая большая наша республика. В ней много рек, озёр, лесов и полей. Главный город, столица Мордовии -это...

 Дети: Саранск.

Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа». Что такое природа?

Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…

Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Лес – это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых.

Сегодня я вам расскажу о жизни животных и птиц, которые обитают в мордовском крае, о деревьях и растениях, которые растут на нашей мордовской земле.

- Какие животные живут в лесу? (Ответы)

- Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.

- А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан.)

-В Мордовии также обитают: лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек.

(Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок).

-В лесах Мордовии живут и лоси. Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев.

Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности.

Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.

- В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как: бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.

Эти животные занесены в «Красную книгу». Это особая книга, в нее внесены растения, животные и птицы, которых осталось очень мало и они могут совсем исчезнуть и погибнуть. Их надо охранять!

- Ребята вы знаете, почему книга «красная»? Красный цвет – это цвет надвигающейся опасности.

Люди очень много используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а так же растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных. В заповеднике живет много животных: лоси, маралы, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверки.

- Ребята, кроме животных в наших лесах есть и другие обитатели. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)

- Правильно, ребята, это - птицы. Говорить мы будем о птицах, которые живут в наших краях. Птицы – большие непоседы. Они ловко перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Птицы живут в гнёздах. Строят свои гнёзда из листьев, травы, веточек, некоторые птицы живут в кучках камней. Откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Каких перелетных птиц знаете? (Ответы)

Ребята, давайте узнаем, каких птиц вы сможете отгадать по описанию?

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Птица чёрная сидит

На лохматой ёлке

- Кар! - всё время говорит.

Клюв – страшней иголки.

(Ворона)

Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода —

Прямо с севера сюда.

(Снегирь)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

- В республике Мордовия живут ласточки, грачи, скворцы, стрижи, кукушки, соловьи, журавли и др.

- Вспомните, как мы помогаем птицам зимой? (развешиваем кормушки, подкармливаем)

- А теперь немного отдохнем.

« Мы в лесу» физкультминутка

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Но главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы.

- Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем крае?

Игра с мячом «Назови дерево». Дети называют деревья.

На территории нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев.

- Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. А теперь отгадайте загадки:

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. Ель.

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив серёжки. Береза.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. Рябина

- А скажите мне, пожалуйста, какие травы растут на лугу?  Почему называют некоторые травы лекарственными?

Дети: Потому что они помогают  лечиться от болезней.

 Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. В крапиве много витаминов.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль

- Ребята, но   всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей).

Игра «Кто правильно назовёт?»

- Я вам покажу знаки, а вы  объясните, что они обозначают.

-Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух

- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам

-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них

-Не разорять муравейники - они убирают все нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо

- Молодцы ребята, правильно знаки назвали. Правила вспомнили.

Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.

Итог:

- Чем мы сегодня занимались?

- Что нового узнали?

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

 «Природа нашего края»

(Конспект занятия по природному миру с детьми в подготовительной  к школе группе).

Подготовила и провела: Скобова Н.Д.,

         воспитатель I кв. категории

Саранск, 2021

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Задачи:

1.Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

2.Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

3.Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.

Материал: Карта области, иллюстрации деревьев, животных, птиц, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:

Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход ООД:

- Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Воспитатель: О какой планете говорится в стихотворении?

Дети: о планете Земля.

. И вот на этой планете есть замечательная наша с вами Родина. Что такое Родина?

-Скажите, как называется наша страна? (ответы)
Да, дети, наша Родина – Россия.  Россия – огромная страна, где проживают многие народы: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие.

-У каждой народности есть своя малая Родина, наша малая Родина – это республика. Как называется наша республика? (Ответы)

- Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей)
- Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва.

- Милый край! Мордовия родная! 

  Здесь раздолье  рек, лесов, полей.

  Для меня нет лучше края 

  Он мне всех дороже и милей!

-(Вывешивает карту Мордовии). Вот какая большая наша республика. В ней много рек, озёр, лесов и полей. Главный город, столица Мордовии -это...

 Дети: Саранск.

Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа». Что такое природа?

Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…

Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Лес – это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых.

Сегодня я вам расскажу о жизни животных и птиц, которые обитают в мордовском крае, о деревьях и растениях, которые растут на нашей мордовской земле.

- Какие животные живут в лесу? (Ответы)

- Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.

- А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан.)

-В Мордовии также обитают: лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек.

(Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок).

-В лесах Мордовии живут и лоси. Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев.

Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности.

Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.

- В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как: бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.

Эти животные занесены в «Красную книгу». Это особая книга, в нее внесены растения, животные и птицы, которых осталось очень мало и они могут совсем исчезнуть и погибнуть. Их надо охранять!

- Ребята вы знаете, почему книга «красная»? Красный цвет – это цвет надвигающейся опасности.

Люди очень много используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а так же растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных. В заповеднике живет много животных: лоси, маралы, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверки.

- Ребята, кроме животных в наших лесах есть и другие обитатели. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)

- Правильно, ребята, это - птицы. Говорить мы будем о птицах, которые живут в наших краях. Птицы – большие непоседы. Они ловко перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Птицы живут в гнёздах. Строят свои гнёзда из листьев, травы, веточек, некоторые птицы живут в кучках камней. Откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Каких перелетных птиц знаете? (Ответы)

Ребята, давайте узнаем, каких птиц вы сможете отгадать по описанию?

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Птица чёрная сидит

На лохматой ёлке

- Кар! - всё время говорит.

Клюв – страшней иголки.

(Ворона)

Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода —

Прямо с севера сюда.

(Снегирь)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

- В республике Мордовия живут ласточки, грачи, скворцы, стрижи, кукушки, соловьи, журавли и др.

- Вспомните, как мы помогаем птицам зимой? (развешиваем кормушки, подкармливаем)

- А теперь немного отдохнем.

« Мы в лесу» физкультминутка

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Но главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы.

- Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем крае?

Игра с мячом «Назови дерево». Дети называют деревья.

На территории нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев.

- Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. А теперь отгадайте загадки:

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. Ель.

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив серёжки. Береза.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. Рябина

- А скажите мне, пожалуйста, какие травы растут на лугу?  Почему называют некоторые травы лекарственными?

Дети: Потому что они помогают  лечиться от болезней.

 Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. В крапиве много витаминов.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль

- Ребята, но   всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей).

Игра «Кто правильно назовёт?»

- Я вам покажу знаки, а вы  объясните, что они обозначают.

-Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух

- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам

-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них

-Не разорять муравейники - они убирают все нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо

- Молодцы ребята, правильно знаки назвали. Правила вспомнили.

Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.

Итог:

- Чем мы сегодня занимались?

- Что нового узнали?