Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности младших дошкольников»
Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 373 «Скворушка»
Консультация
«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности младших дошкольников»
Воспитатель:
Козлова Екатерина Леонидовна
г. Новосибирск 2021 год
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;
2. доступность среды, что предполагает:
- Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Требования к предметно-развивающей среде:
- Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;
- Трансформируемость пространства;
- Полифункциональность материалов;
- Вариативность среды;
- Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды деятельности);
- Безопасность
В настоящее время отмечается повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды группового помещения, поскольку среда в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.
Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?
- Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
- Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
- Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.
Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?
- Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
- Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
- Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Групповое помещение условно можно подразделить на три зоны:
- Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр природы»
- Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр изо-деятельности», «Сенсорное развитие», «Центр речи»
- Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр игры»
- Спокойная зона
«Центр познания» - ведущая образовательная область программы «Познавательное развитие». Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
Центр может быть условно разделен на два блока:
«Центр природы» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие»
В центре собирается материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры. В центре могут имеются комнатные растения по программе, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования, игротека экологических развивающих игр, муляжи овощей и фруктов, реалистические игрушки-животные, имеется необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.). .
«Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, саморегуляции собственных действий.
Центр включает в себя огороженный занавеской уголок с пуфиком и отличается определенной изолированностью от остальных центров.
В нем могут находиться игры для спокойной деятельности: книги, мягкие игрушки, мозаика, парные картинки.
- Зона средней интенсивности
«Центр конструирования» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов, их форм.
В центре собираются: конструкторы разного размера, мягкие модули, фигуры для обыгрывания построек, альбом со схемами построек.
«Лаборатория» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.
«Центр изо-деятельности» - ведущая образовательная область «художественно-эстетическое развитие». В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
Для формирования элементарных представлений о видах искусства можно предоставить детям альбомы: «Картины русских художников», «Глиняные игрушки», «Матрешки», «Деревянные игрушки».
«Сенсорное развитие» - материал обеспечивает возможность накопления представлений о форме, величине, цвете. Сюда входят предметы и игрушки из разного материала, разной формы и величины, мозаики, рамки-вкладыши, сборно-разборные игрушки, пирамидки, матрешки, наборы для забивания и другие. Сюда входят игры для интеллектуального развития, парные картинки, настольно-печатные игры разнообразной тематики, наглядно-дидактические пособия.
«Центр речи»- ведущая образовательная область «речевое развитие». В данном направление ведется работа по звуковой культуре речи, чтение художественных произведений, рассматривание сюжетных картин. В нее входят «Книжный уголок»
«Наглядно-дидактическое пособие», «Дидактические и развивающие игры»
- Зона насыщенного движения
«Центр двигательной активности» - ведущая образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Собраны картотеки различных видов игр: подвижных, малоподвижных, дидактических. Сюда можно положить картотеки утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. Для ознакомления детей с разными видами спорта подготовлены альбомы для рассматривания.
«Центр ряженья» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Направлено на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.
«Центр игры» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Для накопления детьми опыта игровых действий игровая зона разделена на тематические блоки: «Столовая», «Кухня», «Спальня», «Водители», «Парикмахерская», «Больница». В них собраны игрушки, изображающие предметы труда и быта, предметы заместители.