РОЛЬ ТЬЮТОРА В АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ШКОЛЕ

Виктория Викторовна Манькова

Необходимость создания модели педагогического сопровождения молодых педагогов, индивидуализация процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов через создание индивидуальных образовательных программ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tyutora_v_adaptatsii_molodogo_spetsialista_v_shkole.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТЬЮТОРА В АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ШКОЛЕ

Аннотация. Необходимость создания модели педагогического сопровождения молодых педагогов, индивидуализация процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов через создание индивидуальных образовательных программ.

Ключевые слова: адаптацияпедагогическая поддержкапрофессиональное становлениетьюторпедагогическое сопровождение

Выпускник педагогического вуза, овладев теоретическими знаниями и приступая к работе в школе, сталкивается с определенными трудностями. Молодой специалист проходит период социальной и  профессиональной адаптации – «вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды».[1] Это довольно трудный процесс, состоящий из нескольких аспектов:

• организационный – усвоение роли педагога в общей организационной структуре школы, особенностей работы школы, привыкание к новым условиям и аспектам своей трудовой деятельности: нормативно-правовым, социально-экономическим, морально-психологическим, организационно-управленческим;

• психофизиологический – приспособление к работе в режиме многозадачности, к физическим и психологическим нагрузкам;

• профессиональный – овладение молодым педагогом всеми видами практической педагогической деятельности, нормативно-правовой базой, при необходимости доведение своих профессиональных компеенций до необходимого уровня;

• социально-психологический – освоение новых особенностей трудовой деятельности, норм поведения и взаимоотношения внутри педагогического коллектива, принятие единых педагогических требований[2]

Анализ современного состояния проблем адаптации молодых специалистов, позволил выявить несоответствие возрастающим требованиям общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых специалистов,  и их фактическим знаниям и умениям, способности к инновационной деятельности и авторитарному типу адаптивного поведения, в трудовых коллективов. От недавних выпускников ВУЗ-ов требуют того же уровня практических и педагогических профессиональных навыков, что и у опытных педагогов. Вместе с тем профессиональные знания, навыки и умения, полученные в ВУЗе, не могут помочь решить проблемы формирования педагогического мастерства. Педагогу необходим не только синтез научных знаний, но и методического мастерства и личных качеств, наравне с мастерским владением педагогическими технологиями.

В чем заключаются главные сложности адаптации молодых специалистов?

Во-первых, несмотря на относительно сформированную регуляцию поведения, современная молодежь показывает довольно высокий уровень личностной тревожности. Так, страх за свое будущее довольно часто испытывают  19% молодежи, время от времени – 60%, не испытывает вовсе – 21%[3].

В последние десятилетия социальная практика обоснованно доказала, что традиционная стратегия социальной адаптации молодого специалиста безнадежно устарела. Решение кризиса в адаптации возможно, только отказавшись от старой стратегии и формирования новой - гуманистической, личностно-ориентированной – стратегии социальной адаптации молодых специалистов. Другая группа проблем адаптации связана с их завышенными, несколько идеалистическими, ожиданиями молодых специалистов о работе, завышенными требованиями к условиям труда и первоначальному размеру заработной платы. У большинства молодых специалистов наблюдается отсутствие уверенности в себе, как в педагогах, в своих силах и способностях, отмечается неустойчивость к стрессу. Эти трудности мешают их социальной адаптации.

С целью оказания поддержки молодым специалистам в их профессиональном становлении, в образовательных организациях создаются «Школы молодых специалистов», методические объединения, назначаются наставники и т.п. Тем не менее опыт показывает, что социальная адаптация молодого специалиста и его профессиональный рост проходит быстрее, если в работе с молодым педагогом используется индивидуальный подход.

Изучение опыта работы многих образовательных организаций указывает, что на данный момент актуальной формой педагогического сопровождения становится тьюторство.

Кто такой тьютор?

Тьютор – педагог, работающий по принципам индивидуализации и сопровождающий организацию индивидуальной образовательной программы. Тьютор предлагает работу с молодыми специалистами, оказывает помощь в организации их методического самообразования, учитывая индивидуальные особенности молодого педагога.

Тьюторство, на наш взгляд,  можно воспринимать как будущее наставничества в работе с молодыми специалистами. Сейчас недостаточно просто рассказать молодому специалисту, что и как нужно делать, а затем его контролировать. Уже сейчас можно и нужно работать по - тьюторски, то есть создавать для молодого специалиста интересную и  насыщенную образовательную среду, составить индивидуальный маршрут педагогического сопровождения и, находясь в постоянном взаимодействии с этим молодым педагогом, направлять его и помогать ему в профессиональном становлении.

Тьюторское сопровождение может помочь предугадать наиболее распространенные ошибки, расхождения и трудности в организации деятельности молодого специалиста, и найти реальные пути их преодоления. Тьютор оказывает помощь в  развитии индивидуального стиля преподавательской деятеьности, в устранении пробелов в профессиональной деятельности,  в решении проблем  психологической, социальной и педагогической адаптации молодого специалиста к трудовому коллективу и условиям образовательного учреждения.

Тьютором становится специально подготовленный или переподготовленный педагог. Согласно нормативным документам, с 2008 года эта должность находится в списке должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования.

Но тьюторство не должно и не может замыкаться только на передаче навыков. Тьютор – это совместная работа, постоянный диалог, который не может состояться, если между тьютором и молодым  специалистом будет дистанция или страх.

 Тьюторская поддержка - это отличный способ педагогической поддержки молодого специалиста в образовательном учреждении.

Список литературы:

  1. Агранович, М.Л. Кадры образования – больше дешевых или меньше дорогих/ М.Л. Арганович, И.Д. Фрумин // Вопросы образования. – 2012. – № 4. – С. 68-80.
  2. Александрова Е.А., Андреева Е.А. «Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока».2013г
  3. Барбер, М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах/ М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. – 2010. – № 3. – С. 7-61
  4. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. К62 Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». – 246 с.
  5. Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции// под общ. Ред. В.С. Севостьянова, В.Ш. Гузаирова, Н.Н. Реутова – Белгород: ИП Остащенко А.А., 2009.


[1] Агранович, М.Л. Кадры образования – больше дешевых или меньше дорогих/ М.Л. Арганович, И.Д. Фрумин // Вопросы образования. – 2012. – № 4. – С. 68-80.

[2] Барбер, М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах/ М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. – 2010. – № 3. – С. 7-61

[3] Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции// под общ. Ред. В.С. Севостьянова, В.Ш. Гузаирова, Н.Н. Реутова – Белгород: ИП Остащенко А.А., 2009.