Предпосылки формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Белка Наталья Викторовна

С чего начинается логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у моторных алаликов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Развитие пространственной ориентации с нейропсихологическими приёмами, как предпосылки формирования слоговой структуры слова у учащихся, имеющих тяжёлые нарушения речи Подготовила Белка Наталья Викторовна у читель-логопед МАОУ «СОШ № 13 им. М.К. Янгеля»

Слайд 2

Нарушение слоговой структуры речи встречается у всех детей с моторной алалией , у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. Как правило, в анамнезе таких детей отмечается задержка речевого развития , появление первых слов в усечённой форме, абрисы слов, слова-фрагменты, слова-звукоподражание, слова, которые совсем не напоминают слова родного языка. Анамнез

Слайд 3

Технология формирования предпосылок развития слоговой структуры слова К предпосылкам формирования слоговой структуры относятся пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребёнка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании).

Слайд 4

Оптико-пространственная ориентация Закрепляем понятия верх-низ во рту. Закрепляем понятия вперёд-назад. Закрепляем понятия лево-право во рту. Определи откуда исходить звук. Закрепление понятий далеко-близко, высоко-низко. Перемещение в пространстве по инструкции.

Слайд 5

Сомато -пространственная ориентация Отмечаем левую сторону какой-то меткой. Запоминаем, что у меня вверху на теле, что вниз, что справа, что слева. Перекрёстные движения с показом движений, только по инструкции. Зеркальное отражение. Предлоги закрепляем в движении с предметом относительно своего тела.

Слайд 6

Временно-пространственная ориентация Выполнение простых движений по инструкции. Меняемся ролями. Взрослый выполняет серию движений, а ребёнок описывает действия . Картинный материал «Части суток», «Времена года». Беседы по теме: «Вчера, сегодня, завтра». Закрепление временной ориентации с опорой на картинный материал, а потом на слух.

Слайд 7

Развитие ориентации в двух мерном пространстве

Слайд 8

Моторная программа Артикуляционные разминки. Упражнения мелкомоторного праксиса. Упражнения крупномоторные . Повторение ритмических рисунков: отстукиваем, отхлопываем, притопываем

Слайд 9

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моторная алалия. Работа с гласными. Подготовила Белка Наталья Викторовна, учитель-логопед «СОШ № 13 им. М.К. Янгеля »

Слайд 2

Система логопедической работы По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладе­нию слоговым составом слова может быть выделена в ка­честве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств, например, при дифференци­альной диагностике нарушений, связанных со снижением фонематического слуха и алалией. В первом случае про­блем слоговой структуры не отмечается. В специальной литературе описание становления слоговой структуры сло­ва у дошкольников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова).

Слайд 3

Система логопедической работы Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации. Упражнения на разбитие сомато - пространственной ориентации. Упражнения на разбитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги). Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений. Работа над гласными . Формирование слоговой структуры слова. Работа над слогами (14 типов слогов).

Слайд 4

Работа над гласными Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обес­печивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестанов­ку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнас­тикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответ­ствующих гласным звукам.

Слайд 5

Ручная поза звука [а ] Ручная поза звука [у]

Слайд 6

Ручная поза звука [о] Ручная поза звука [и]

Слайд 7

Ручная поза звука [ы] Ручная поза звука [э]

Слайд 8

Ручная поза звука [ j ] [а]

Слайд 9

Ручная поза звука [ j ] [а]

Слайд 10

Ручная поза звука [ j ] [о]

Слайд 11

Ручная поза звука [ j ] [у]

Слайд 12

Ручная поза звука [ j ] [э]

Слайд 13

Упражнения на закрепление А — И А — И — О У – А — И — О А —У У — А — И Э — У — А — И Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным: в сопровождении ручных символов; без них; без зрительной опоры.

Слайд 14

Упражнения на закрепление Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения . Ребенок произносит ряд гласных: * на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто); * громко (тише, совсем тихо); * чередуя громкость в пределах одного ряда; * со сменой высоты голоса (от лица разных членов се­мьи, разных животных); * быстро (либо медленно).

Слайд 15

Упражнения на закрепление Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается: * сосчитать количество звуков, произнесенных учите­лем; * показать то же количество пальцев (выложить фиш­ки); * отстучать звуки молча; * встать , когда прозвучит ряд из трех (или другого за­данного количества) звуков; *

Слайд 16

Упражнения на закрепления * назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука; * придумать столько звуков, сколько звездочек нарисова­но; * угадать , символ какого гласного показывает рукой учи­тель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя глас­ными); * загадать ряд звуков и изобразить ручными символами; * повторить звуки в обратном порядке.

Слайд 17

Список литературы 1. Большакова С.Е. Преодоление слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64с. 2. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. Хрестоматия по логопедии в 2-х томах под редакцией Л.С. Волковой. 3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л.Б. Баряева , Т.В. Волосовец , О.П. Гаврилушкина , Г.Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386 с.