Способы деятельности ребёнка в соответствии с содержанием программы «Коммуникация»
Материал для студентов и слушателей курсов "Олигофренопедагогика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_deyatelnosti_-_nepushkina_k._p.docx | 337.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы деятельности ребёнка в соответствии с содержанием программы «Коммуникация»
Способ – это действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» (Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 10-е изд., стереотип. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1975, стр. 697).
Способ деятельности ⎯ это совокупность средств, методов и форм деятельности, необходимых для заданного изменения исходного состояния объекта деятельности (предмета труда).
Графически это можно изобразить так:
Соответственно, в отношении обучения и воспитания данное представление можно конкретизировать следующим образом.
Изучив программу «Коммуникация» сформулируем способы деятельности ребёнка в соответствии с этой программой.
Для называния предмета в 1 классе пригоден любой способ выражения, имеющийся в арсенале учащегося: звукоподражание голосу животного, например: собака — «гав — гав»; отдельный звук, слог, жест: «иголка — «ай», «чашка — жест, имеющий значение «пить».
Если у ученика уже сформирован какой-либо жест (в основном это жесты, связанные с удовлетворением витальных потребностей, то не стоит переучивать его. Ученик включается в коммуникацию всеми доступными ему средствами и способами.
Если использование разработанных международных альтернативных систем коммуникации облегчают понимание речи, то исключить в работе их нельзя. Речь идет о таких системах как:
1. Блисс-система (специальный символический язык, изобретённый Чарльзом Блиссом). Ч. Блисс придумал этот язык не для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он, побывавший в концлагере, считал, что разные языки способствуют непониманию между людьми. Поэтому Ч. Блисс изобрел язык. По его мнению, понятный всем -символическое письмо (блиссимволика). Позже канадские дефектологи предприняли успешную попытку использования этого метода в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Система символов Блисс представляет собой разновидность логографической или идеографической письменности, т. е. письменности, не основанной на буквах. Символы, используемые в «Блиссе», – контурные изображения, аналогичные обычным типографским небуквенным литерам и их комбинациям (таким, как скобки, астериск, знак «диез», тильда, различные диакритические знаки, знаки для логических и математических операций и т. п.).
Используются также геометрические фигуры –ромбики, треугольники; значки, которые напоминают максимально упрощенные детские рисунки –наподобие «елочки», «домика», «птички», «кораблика» (некоторые из них близки к применяемым в картографии). Система знаков состоит из около 30 простых графических форм, которые, соединяясь согласно строго определённым правилам, создают символы отдельных понятий. Метод «Блисс-коммуникации» представляет собой систему абстрактных символов в сочетании с поясняющими словами, которые сгруппированы по частям речи и оформлены в виде таблицы. По верхнему и нижнему полям таблицы располагаются буквы в алфавитном порядке, а по левому и правому – цифры. Сочетание символов и слов позволяет обучать детей глобальному чтению.
2. Коммуникативная система обмена картинками (PESC). Целью коммуникативной системы обмена картинками является формирование самостоятельно инициируемой коммуникации, исходящей от самого ребёнка. PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой. Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.
Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка. Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов. Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы. Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку. Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание. Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке. Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д. Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.
Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.
Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.
Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д. Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.
Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.
3. Система MAKATON – сложная система, состоящая из:
- базового словаря (450 наиболее употребительных и нужных для взаимодействия понятий);
- ресурсного словаря (около 7000 более сложных и менее частотных понятий, часто уникальных для конкретной страны);
- дополнительных словарей.
Каждому из этих понятий соответствуют жест и символ (картинка), максимально точно передающие смысл или внешний образ понятия.Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ИМИТАЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ И ЖЕСТОВ,
ФОРМИРУЕМЫХ В I—IX КЛАССЕ
- Указательный жест рукой на себя — жест «я», меня зовут … (личное имя).
- Личная фотография.
- Поднятая рука (желательно правая), согнутая в локте, совершает покачивающиеся движения из стороны в сторону — жест «приветствие»: здравствуйте, добрый день (утро, вечер), привет.
- Махательные движения кистью руки вперед-назад — жест «прощание» (до свидания, пока, до встречи, до завтра).
- Рука вытянута вперед ладонью вверх, пальцами руки выполняются сгибательно-разгибательные движения к себе — жест, выражающий просьбу «дай».
- Рука вытянута вперед, ладонью вверх — жест «на», «возьми».
- Рука сжата в кулак, большой палец указывает вверх — жест «хорошо», «отлично», «прекрасно», «здорово» и т.д.
- Движения головой, кивок, обозначающие согласие — жест «да», «хочу», «буду», «надо», «возьму», «могу» и т.д.
- Движения головой, обозначающие «отрицание», движения слева направо — жест «нет», «не хочу», «не буду», «не надо», «не возьму», «не могу» и т.д.
- «Спасибо» — слегка наклонить голову вниз.
- «Мой», «моя» — ладонь руки приложить к груди.
- «Нельзя», «плохо» — указательным жестом погрозить перед собой.
- «Добрый», «хороший», «молодец» — ладонью руки погладить себя по груди.
- Двумя руками приспускание брюк, юбки — жест «хочу в туалет».
- «Мама» — ладонь одной руки приложить к груди. Затем кисть приложить к губам, посылая воздушный поцелуй.
- «Папа» — имитационные движения, обозначающие козырек кепки, затем воздушный поцелуй.
- Указательные жесты:
Пальцем руки дотронуться до ноги — жест «нога».
Пальцем руки дотронуться до руки — жест «рука».
Пальцем руки дотронуться до живота — жест «живот».
Пальцем руки дотронуться до глаза — жест «глаза».
Пальцем руки дотронуться до рта — жест «рот».
Пальцем руки дотронуться до носа — жест «нос».
Пальцем руки дотронуться до уха — жест «уши».
- Имитационные движения, обозначающие питье из кружки. Рука, согнутая в локте, имитирующая держание кружки подносится ко рту — жест «пить».
- Имитационные движения, обозначающие мытье рук: ладони рук совершают потирающие движения вперед - назад — жест «мыть руки».
- Имитационные движения, обозначающие чистку зубов: указательным пальцем руки касаться губ и совершать движения вправо-влево — жест «чистить зубы».
- Имитационные движения рук, ото лба к подбородку и наоборот: от подбородка ко лбу — жест «вытираться».
- Имитационные движения, выполняемые при причесывании: одна рука как будто сжимает расческу и проводит по волосам по направлению ото лба назад — жест «расчесываться, причесаться».
- Имитационные движения, обозначающие желание поспать: две ладошки сложены вместе и прижаты к уху, голова немного наклонена — жест «спать».
- Имитационные движения, как будто зачерпнули суп и поднесли ладонь ко рту — жест «кушать».
- Отталкивающие движения от себя одной или двумя руками — жест «достаточно», «окончание, конец» какого-либо производимого действия.
- Указательным жестом руки показать на больной орган — жест «больно», «вот здесь болит».
- Руку приложить к голове ближе к макушке — жест «шапка».
- «Шарф» — имитационные движения ладонью руки вокруг шеи.
- Имитационные движения, обозначающие взмахи крыльев — жест «птица».
- Обе руки развести в стороны — жест «большой».
- Вытянуть указательный и большой палец одной руки, расположив их на небольшом расстоянии друг от друга, — жест «маленький».
- Указательный палец руки приложен к сомкнутым губам — жест «тихо», «тишина».
- Сомкнутыми ладонями обеих рук показать треугольник, имитируя крышу — жест «дом».
- Руку расположить на уровне лица, раскрытой ладонью к себе. Посмотреть в ладонь как в зеркало — жест «зеркало». Картинка (фотография), символ — «зеркало».
- Имитационные движения руками, как будто запахиваете на себе одежду — жест «одеваться».
- Пальцами всей ладони совершать действия, как будто промокнули губы — жест «салфетка».
- Ладонью одной руки погладить ладонь другой руки — жест «чистый».
- Ладонями обеих рук произвести стряхивающие движения — жест «грязный».
- Большой палец приставить к уху, а мизинец — ко рту, как будто держите трубку телефона — жест «телефон».
- Показываем один указательный палец — жест «количество — 1».
- Показываем два пальца: указательный и средний — жест «количество 2».
- К ладони одной руки приложить другую руку — сначала тыльной стороной кисти вниз, а затем вниз ладонью — жест «блины». Картинка (фотография), символ — «блины».
- Картинка (фотография), символ — «окно».