ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vishnyakova_dedov-statya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Вишнякова Е.Г.,
Дедов Н.П.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Современное образование неразрывно связано с использованием информационно-компьютерных технологий, которые включают в себя электронные средства обучения, интерактивные системы отображения информации, объединенные в единый обучающий комплекс. Однако, внедрение в учебный процесс электронных носителей предполагает кардинальные преобразования не только в самом процессе обучения, но, и в педагогической деятельности преподавателей и учащихся. Они вынуждены перестраивать свое поведение, мышление и стратегии восприятия. При этом учебный материал приобретает ярко выраженную виртуальность, когда наглядность и доступность информации начинают преобладать над ее внутренним смыслом и содержанием.
Внедрение электроники в образовательный процесс может стать как «ключом», так и грубой «отмычкой» к решению множества педагогических проблем. И в том, и в другом случае отмечается ее психологическое влияние на каждого участника, меняющее их состояние, особенности мышления и переживания. Степень воздействия электронных гаджетов и его последствия для индивида только начинают изучаться, т.к. скорость технического прогресса во многом опережает научное и теоретическое осмысление [4].
Выступая «ключом», техника качественно улучшает процесс обучения, воспитания учащихся, их мотивацию. В случае соблюдения необходимого баланса между лучшими методами традиционного учебного процесса и интерактивного взаимодействия резко повышается познавательная активность учеников, усвоение ими информации. Качество и эффективность преподавательской деятельности оптимизируются, позволяя учителю успешно решать поставленные перед ним педагогические задачи. При этом учащиеся активно осваивают предмет или дисциплину с использованием всех перцептивных структур.
Однако когда информационные устройства начинают приобретать свойства «отмычки», т.е. становятся доминирующими, навязчивыми и манипулятивными, то, как правило, возникают предпосылки для искажения или нарушения коммуникативного пространства: «педагог–учащийся». В этом пространстве происходит трансформация поведения участников, изменение их социально-педагогических ролей. Они вместо полноправных субъектов становятся психологически зависимыми от электронного «посредника» объектами. Данная зависимость заключается в изменении статуса информационно-компьютерного комплекса и включенной в него интерактивной системы. Он приобретает свойства «равноправного» участника, который совместно с педагогом обучает и воспитывает ученика, и, наоборот, вместе с учащимся оказывает давление на преподавателя. Результаты и последствия образовательного процесса, его эффективность и успешность начинают определяться не человеком, а электроникой.
Как наглядное подтверждение такого влияния необходимо отметить самопроизвольное «обновление» программ, приложений в мобильных устройствах, гаджетах. В результате они могут впоследствии самостоятельно управлять или блокировать коммуникацию между участниками взаимодействия, особенно в процессе обучения. Телекоммуникации, мобильная связь и социальные сети, в настоящий момент, уже не зависят от воли пользователей, т.к. их программное обеспечение позволяет осуществлять автоматическую настройку и даже интуитивное обучение пользователей.
Таким образом, электронные устройства вместо поддержки и помощи обучающей деятельности активно вмешиваются в пространство межличностных педагогических отношений, претендуя на доминирование, управление и руководство ими. В таких условиях педагоги сталкиваются с серьезными педагогическими проблемами при взаимодействии с учениками. Они вместо наставников, активных участников образовательного процесса, превращаются в сопровождающих интерактивное обучение посредников, пользователей и «хранителей» учебной информации, призванных стимулировать и мотивировать учащихся.
С другой стороны, для современных учащихся обучение с использованием интернет-технологий, мобильной связи, смартфонов и компьютеров уже давно не является чем-то необычным, они успешно «владеют» и управляют электронными гаджетами [4], основные навыки взаимодействия с машиной у них формируются еще в детстве, нередко ребенок осваивает электронную технику даже раньше, чем начинает говорить. И в результате, в его социальном пространстве интериоризованы основные технические средства, определяющие его будущую учебную деятельность.
В то же время данные механизмы первоначально предназначались для отдыха, досуга и свободного времяпровождения. Их основная задача состояла в развлечении пользователя, создании для него благоприятных и комфортных условий существования. Включение данных электронных устройств в процесс обучения, активное использование в познании окружающего мира предполагает совершенно другую – сложно-организованную – психическую деятельность, мыслительные операции, эмоции и переживания. Возникающий внутренний конфликт, несовместимость игры и серьезности, в совокупности, оказывается серьезным препятствием для протекания образовательного процесса.
На сегодняшний день интерактивные технологии, сочетающие в себе возможности наглядной демонстрации и ввода информации, широко распространены в различных сферах образования, начиная с преподавания отдельных предметов в школе и завершая системой высшего профессионального образования. Интерактивная доска стала одним из наиболее интересных технических нововведений, которое в настоящее время получило признание в практике преподавания различных учебных дисциплин. Кроме этого она оказалась прекрасным средством повышения учебной мотивации учащихся, их заинтересованности и инициирования творческой активности самих педагогов [2].
Первоначально интерактивные доски создавались проектировщиками вовсе не для нужд образования. Они ориентировались на офисное применение и использование интерактивной системы, как устройства, позволяющего совершать необходимые заметки (писать и рисовать) «поверх» любого документа, а также умеющего эти документы с необходимыми изменениями сохранять [5]. Впоследствии разработчики осознали тот факт, что данные электронные устройства можно с успехом использовать и в образовании. В результате активное внедрение новых образовательных интерактивных технологий изменили саму структуру учебного процесса, форму подачи знаний, а также типы взаимодействия и коммуникации между участниками образовательного процесса [2].
Интерактивная доска, включенная в диаду «педагог-учащийся», стала занимать в ней особое место и социально-педагогическое положение. Она приобрела свойство «живого», самостоятельного объекта, способного влиять на диалог учителя с учеником. Вмешиваясь в этот диалог, электронная обучающая система выдвигает требования к пользователям, устанавливает правила и законы взаимоотношений между всеми участниками, навязывает строго определенные решения и стратегии поведения. Программное обеспечение интерактивного устройства предполагает интуитивное взаимодействие пользователей с электронной доской, которая инициирует виртуальный «эффект присутствия». В то же время данный эффект оказывается обманчивым, ложным, что приводит к искажению у ученика восприятия окружающего мира [3]. В результате нарушается граница между реальностью и виртуальностью.
Большинство педагогов позитивно оценивают достоинства и преимущества интерактивной доски в практике преподавания отдельных дисциплин, т.к. она во многом оптимизирует и облегчает их профессиональную деятельность. Визуализация учебного материала, использование красочных презентаций определяют привлекательность предлагаемого учебного материала, его информационную насыщенность, доступность и ценность. Вовлеченность учащихся в информационное пространство, в «родную стихию» стимулируют их мотивацию обучения и заинтересованность в образовании. Однако помимо положительных отзывов иногда звучат и отрицательные характеристики применения интерактивной доски, голоса в поддержку работы с традиционной школьной доской
Особенностью обучения иностранным языкам является высокая коммуникативная активность участников педагогического процесса, насыщенность взаимных контактов учитель-учащийся и учащийся-учащийся, общая когнитивная деятельность, приводящая к сотворчеству в учебном процессе, когда обучаемые осваивают лингвистические закономерности другого языка, совместно открывая, «порождая», новые правила. Активный и творческий характер взаимодействия стимулирует индивидуальную познавательную активность обучаемых.
Изучение иностранных языков было связано с активным применением технических средств с самого момента их появления: аудио-, видеотехника использовались для постановки произношения, выработки навыков понимания иностранной речи, стимулировали речевую активность студентов, оставаясь инструментом вовлечения их в непосредственное взаимодействие с педагогом и однокурсниками. Использование электронных посредников может приводить к противоположному результату – изоляции участников учебного процесса, переключению на пассивное восприятие вместо речевой деятельности, снижению когнитивной активности.
В системе преподавания иностранного языка важным и существенным компонентом является когнитивная (познавательная) составляющая, когда в процессе объяснения нового материала педагог наводящими вопросами инициирует у учащихся процессы активного, критического мышления, логического анализа, сопоставления и обобщения. По мнению Выготского Л.С., изучение иностранного языка происходит по противоположному, в отличие от родного языка, пути. Родной язык усваивается «неосознанно и ненамеренно, а иностранный язык – целенаправленно и сознательно» [1]. Именно поэтому, для обучающихся особенно важно глубокое осознание средств и способов формирования, выражения мысли, постижение смысловой природы языка [1]. При этом ведущим показателем когнитивной деятельности учащихся оказывается то событие, когда их внутренние знания, речевые навыки приобретают материальную, наглядную и осязаемую форму.
Школьная доска с мелом занимает особое место в педагогическом процессе на протяжении длительного исторического промежутка времени. Ее появление в арсенале педагогов стало во многом «революционным», т.к. у них появилась возможность объяснять материал доступными для учеников средствами. Речь преподавателя преобразовывалась в объективные графические символы на школьной доске, т.е. на ней отображались и материализовались результаты его мыслительной деятельности. Они обретали некую физическую и тактильную форму. «Вынесение вовне» и фиксирование мыслительных действий (экстериоризация) на школьной доске с помощью материального объекта (мела) указывает на операциональный уровень мышления ученика, когда им совершаются конкретные физические действия, позволяющие ему увидеть реальные результаты своего мышления и объективность суждения [6]. Благодаря этому учащиеся успешно осваивают учебную программу и понимают пути и способы достижения целей.
Итак, классическая система преподавания учебных дисциплин, особенно иностранного языка, предполагает активную диаду: учитель – ученик. Их взаимодействие друг с другом с использованием доски и мела определяется визуальным, аудиальным и кинестетическим контактом, а также наличием «обратной связи». В результате такой совместной деятельности включаются ведущие психические системы обработки информации. Концентрация и направленность внимания приобретают «устойчивый» познавательный характер и запускают у учащихся учебную мотивацию, их стремление к получению и закреплению новых знаний. Теперь эффективность педагогического процесса непосредственно зависит от профессиональной компетенции педагога, учебной готовности учащегося и их будущего сотворчества. Кроме того, использование школьной доски в изучении иностранного языка приводит к формированию «рабочей» атмосферы, пространства, где происходит обучение, в противоположность «досуговой», игровой атмосфере, ассоциируемой с использованием электронных гаджетов. При этом для педагога и ученика школьная доска остается только вспомогательным средством, инструментом отображения информации, позволяющим контролировать процесс усвоения учебных знаний.
Таким образом, можно говорить о том, что интенсивное внедрение информационных технологий в образование помимо позитивного воздействия сопряжено с множеством социально-психологических и педагогических проблем. Их решение обусловлено грамотным, методически выверенным, внедрением интерактивных средств обучения, а не повсеместным их навязыванием в образовательный процесс.
Источники :
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
- Гейкер Л.А. Использование интерактивных досок в образовательном процессе. Из практики использования интерактивных досок разных типов. Троицкое РМК, 2014.
- Гибсон Дж. Экологический подход к восприятию. М.: Прогресс. 1988.
- Дедов Н.П. Проблемы взросления современной молодежи в виртуальном пространстве – игра, реальность и мета-отношения. //Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство». Сборник тезисов. /К.Н. Поливанова. М.: Высшая школа экономики. 2017. С. 65 – 67.
- Мулярчик С.Е. Интерактивная доска в образовательном процессе. Методические рекомендации. Беларусь, Гродно, 2012.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008.
Фамилия, имя, отчество…Вишнякова Е.Г.……………………………
Место работы, должность…АНО ВО Новый гуманитарный институт г.Электросталь, ст.преподаватель кафедры лингвистики…
Фамилия, имя, отчество…Дедов Николай Петрович……………………………
Место работы, должность…ФГО БУ ВО Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, доцент кафедры «Управление персоналом и психология», ……
Ученая степень, ученое звание… канд.психол.наук, доцент
Тема доклада… Эффективность использования интерактивных средств обучения в практике преподавания иностранных языков…………………………………………
http://noungi.ru/wp-content/uploads/2018/07/teachers-2017.pdf
стр.25
http://noungi.ru/wp-content/uploads/2018/07/teachers-2016.pdf
стр.49 лекторий
http://noungi.ru/wp-content/uploads/2018/07/teachers-2015.pdf
стр.31 воспитат работа