Повышение конкурентоспособности как следствие маркетинговых исследований рынка образовательных услуг. Матричный метод оценки конкурентных ОО.
Даже небольшим образовательным учреждениям, так же как и потребителям ОУ, маркетинг жизненно важен и нужен, т.к. в условиях рынка любая ошибка в прогнозе спроса, в выборе предложенных ОУ может обернуться для них трудно поправимыми негативными последствиями. Для достижения цели маркетинга образовательных услуг первостепенное значение имеет маркетинговая стратегия образовательного учреждения.Основными функциями маркетинга в образовании являются: анализ, планирование, реализация и контроль маркетинговой деятельности по выявлению, созданию, внедрению и продвижению образовательных услуг и продуктов, на основе комплексного изучения потребностей в получении образования, рынка предоставляемых образовательных услуг и рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marketing_vystuplenie.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение конкурентоспособности как следствие маркетинговых исследований рынка образовательных услуг. Матричный метод оценки конкурентных ОО.
«В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен — те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности»
Питер Друкер
«Задачи менеджмента в 21 веке» (изд. в России 2003г.)
Сам термин «маркетинг» происходит от английского слова “market”, что в переводе означает «рынок».
Сегодня маркетинг означает любую экономическую деятельность, главная цель которой – продвижение товара, его направление от того, кто производит тому, кто покупает.
В литературе не существует единого определения маркетинга.
«Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф. Котлер);
«Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и все более разнообразных потребностей конкретных групп покупателей посредством рынка и получение на этой основе устойчивой прибыли и конкурентных преимуществ» (П.С. Завьялов);
«Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей» (Л.Е. Басовский);
«Маркетинг – обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли».
«Маркетинг – это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения его окончательного результата, т.е. с точки зрения потребителя»
Питер Друкер
(Американский ученый австрийского происхождения, педагог, публицист, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента)
Основные принципы маркетинга:
- ориентация на потребителя;
- комплексность;
-гибкость и адаптивность;
-концентрация усилий;
-нацеленность на перспективу;
-сочетание адаптивности с воздействием на потребителя;
- программно-целевой подход.
Даже небольшим образовательным учреждениям, так же как и потребителям ОУ, маркетинг жизненно важен и нужен, т.к. в условиях рынка любая ошибка в прогнозе спроса, в выборе предложенных ОУ может обернуться для них трудно поправимыми негативными последствиями.
Маркетинг образовательных услуг - это разработка, внедрение и оценка образовательных программ с целью создания отношений обмена между образовательным учреждением и его клиентами.
Цель маркетинга образовательных услуг состоит в том, чтобы привлечь нужных учеников (целевую группу потребителей).
Анализ среды, включающий сбор, изучение и интерпретацию информации о развитии социального окружения школы, позволяет сформировать ассортимент образовательных услуг, способный привлечь в образовательное учреждение целевую группу потребителей.
Под развитием социального окружения школы понимаются: демографические изменения, трансформация образовательной политики, развитие новых технологий в области образования, рынка труда и т.д.
Для достижения цели маркетинга образовательных услуг первостепенное значение имеет маркетинговая стратегия образовательного учреждения.
Маркетинговая стратегия - это выбор целевого рынка, определение конкурентной позиции образовательного учреждения и использование системы маркетинга для насыщения и удовлетворения выбранного рынка образовательными услугами.
Маркетинговая стратегия образовательного учреждения находит своё отражение в маркетинговой программе, которая представляет развернутое управленческое решение, реализует принципы маркетинга и направлена на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей, общества и государства.
Главная задача службы маркетинга - эффективная координация действий внутренней и внешней среды в целях удовлетворения потребностей непосредственных и косвенных потребителей образовательных услуг данного образовательного учреждения. Любая маркетинговая деятельность будет эффективной только в том случае, если это не разовые действия, а целостная система мер и воздействий, нацеленная на необходимое преобразование конкретной рыночной ситуации.
Маркетинг позволяет ответить на следующие вопросы.
Кто является покупателем и потребителем товаров (услуг) производителя?
Кто может стать потенциальным покупателем?
Где проживают, учатся, работают покупатели товаров (услуг)?
Почему они их покупают?
Может ли производитель предложить те услуги, которые потребители желают получить в нужном месте, в удобное время и в необходимом количестве?
Основными функциями маркетинга в образовании являются: анализ, планирование, реализация и контроль маркетинговой деятельности по выявлению, созданию, внедрению и продвижению образовательных услуг и продуктов, на основе комплексного изучения потребностей в получении образования, рынка предоставляемых образовательных услуг и рынка труда.
Для реализации этих функций образовательное учреждение должно проводить следующие мероприятия:
- мониторинг рынка труда;
- исследование рынка образовательных услуг;
- формирование и определение потребностей в образовательных услугах;
- продвижение на рынок образовательных продуктов;
- информационное сопровождение потребителей образовательных продуктов и услуг;
- формирование маркетинговой стратегии образовательного учреждения.
Образовательные услуги конкурирующих образовательных организаций достаточно схожи и потребитель может перейти из одного учебного заведения в другое без затрат, что повлечет необходимость организаций идти на дополнительные уступки, желая сохранить контингент учащихся. Количество потребителей образовательных услуг велико, но действуют они в значительной степени независимо друг от друга и покупают небольшое количество услуг, тем самым не имеют возможности взаимодействовать друг с другом и согласованно влиять на цены, качество и другие условия оказания услуг. Большое влияние имеет информированность потребителей об образовательной организации. Чем лучше осведомлены потребители, тем выгоднее положение организации.
Матричный анализ оценки групп конкурентов позволит оценить, какие у образовательного учреждения конкурентные позиции на рынке образовательных услуг.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (мозговой штурм)
Заполнение таблицы (определите показатели качества оценки конкурентов 2 мин, проставьте баллы)
Конкуренты Поставщики | Показатели качества | |||||||
кадры | Мат.база | статус | Иннов. проекты | Доп. Обр. | ВР | сменость | Ср. балл | |
СОШ № («родная») | ||||||||
СОШ № (конкуренты) | ||||||||
СОШ № (конкуренты) |
Функции маркетинговой службы школы.
1. Анализ возможностей школы (анализ внутренней среды).
2. Анализ окружающей образовательной среды (анализ внешней среды).
3. Изучение структуры спроса на образовательные услуги и продукты школы, определение потенциальных потребителей ОУ.
4. Формирование спроса и стимулирование сбыта ОУ.
5. Разработка прогнозов и предложений по созданию новых ОУ и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг.
6. Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей.
7. Обоснование и расчет необходимых ресурсных вложений для реализации предложений на рынке. Планирование цены.
8. Разработка системы оценки качества предоставляемых услуг, в том числе на основе мнения потребителей.
9. Формирование банка данных по предлагаемым ОУ и продуктам, их техническим и сервисным характеристикам, клиентам, стандартам и нормам оказания услуг.
10. Заключение договоров и соглашений с партнерами по реализации услуг.
11. Заключение договоров с потребителями.
12. Координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров школы в области маркетинга.
«Маркетинг и инновации – вот что создает прибыль. Все остальное – затраты».
Питер Друкер