Рекомендации педагогам. "Психолого-педагогические аспекты создания успешного обучения обучающихся с ОВЗ"
Обучающему с ОВЗ быть успешным в школе – это большой труд для ребенка, требующий огромных физических, эмоциональных и психических затрат при педагогической поддержки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам. "Психолого-педагогические аспекты
создания успешного обучения обучающихся с ОВЗ"
Основные понятия
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
«Успешность» в словаре русских синонимов стоит в ряду таких понятий, как «благополучность», «спорость», «удачность», «благополучие», «небезуспешность».
«Успех» в словаре русских синонимов стоит в ряду понятий достижение, победа, удача, завоевание, триумф; счастье; признание, фурор, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат.
Согласно определению, данному Белкиным А.С., с психологической точки зрения, УСПЕХ– это переживание состояния удовлетворения, радости от того, что достигнутый результат деятельности личности либо совпал с планируемым, ожидаемым (с уровнем притязаний), либо превзошел его. С социально-психологической точки зрения успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
«…Когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе». В приведенных определениях предвидение, прогнозирование последствий конкретных действий рассматриваются через понятие «ожидание».
Именно продуманный и подготовленный целенаправленными действиями ожидаемый, прогнозируемый, а не случайный результат, на наш взгляд, является основным отличием «успеха» от «удачи», которая трактуется как везение, счастливое для кого-то стечение обстоятельств.
Критериями успешности обучения школьника являются:
- успеваемость
- мотивация к обучению
-динамика развития личности, в соответствии с возрастом.
Успеваемость в обучении – это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Это состояние ребенка, качественная характеристика его деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.
Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно-ориентированные подходы в образовании, использовать технологии обучения, позволяющие сохранить как физическое, так и психическое здоровье
Быть успешным в школе – это большой труд для ребенка, который требует огромных физических, эмоциональных и психических затрат.
Особенно в школе, где ребенок затрачивает силы на адаптационные процессы. Поэтому всем педагогам очень важно сохранять теплые, спокойные, возможно доверительные отношения с обучающимся, предвидеть возможные проблемы и своевременно помогать преодолевать возникающие эмоциональные, личностные и учебные трудности.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
УТРО. НАЧАЛО ДНЯ. НАЧАЛО УРОКА - важен положительный эмоциональный настроен. Эмоции легко передаются.
Важно педагогу демонстрировать позитивное состояние.
Создать положительный эмоциональный настрой у учащихся, помочь преодолеть эмоциональный дискомфорт возникший до входа ребят в ваш класс.
РАССМОТРИМ ВАРИАНТЫ:
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
Собственное негативное эмоциональное состояние необходимо преодолеть до начало урока, используя приемы экстренной самопомощи:
водные приемы - умыться, попить воды и т.д.
дыхательные упражнения - упр. "Свеча", подышать на счет 2-4-2-4
физические упражнения - статику сметь на динамику и наоборот, временно сменить место нахождения, пройтись, улучшить комфорт рабочего места - открыть окно и т.д.
При необходимости обратиться за помощью.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (что делать педагогу, если...)
Ситуация неординарная, неуправляемая, например у ученика аффективная форма поведения и вы сами не можете справиться - пригласите педагога-психолога, родителей.
Деструктивные Состояния у обучающегося (страхи, агрессия, тревога)
Предвидеть подобное у обучающегося, зная его индивидуальные особенности. Понимать причины, и мотивы таких состояний для реализации воспитательной и учебной работы с обучающимся с ОВЗ. Учитывать при планировании урока. Включать в учебную и внеучебную деятельность игры и упражнения на снятие, снижение агрессивности, тревожности.
Используйте приемы переключения внимания, чередование видов деятельности, смену у ребят местоположения, т.к. двигательная активность помогает снизить мышечное и эмоциональное напряжение.
Если видите, что ученик огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
Используйте слова поддержки: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе, я тебе помогу», похвалите, даже, если не очень получается.
Перевозбуждение (гиперактивность)
Используйте голосовое и(или)моторное отреагирование, стабилизирующие приемы и упр.
Опираться на сильные стороны такого ученика, понимать низкий объем его внимания и слабость психомоторных его функций.
В учебные задачи включать упражнения на развитие внимания, самоорганизованности, самоконтроля и приемы саморегуляции.
Переутомление (вялость, апатия)
Контролировать эмоциональное и работоспособное состояние обучающихся
Планировать урочную деятельность с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.
Обязательно применять эмоциональные паузы и физкульт.минутки, на которых можно использовать разнообразные (менять физкульт.минутки по содержанию) дыхательные упражнения, приемы мини-медитации, мышечные растяжки, приемы самомассажа.
Не заставляйте делать все задания в один присест.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего — это объективные показатели утомления и трудности учебы или проблемы психосоматики.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - выход на оптимальное (работоспособное) состояние
-создание положительной психологической атмосферы в классе
-настрой на работу
-групповое сплочение.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА - образовательная и развивающая деятельность. Содержание в рамках образовательной программы.
НЕОБХОДИМО: Учитывать индивидуальные особенности (что знает, что может, чем не владеет).
Создавать условия преодоления учебных пробелов исходя из зоны ближайшего развития, предлагать и обсуждать с обучающимся перспективный план работы над его пробелами. Очень хорошо, когда ребенок сам будет отмечать, что достигнуто и говорить над чем дальше он будет работать.
Учите, формируйте навык постановки учебной задачи, виденья практической значимости изучаемого материала.
Используйте многократное аудирование вводимых структур (новых понятий), прописывание кратких определений, для формирования и закрепление понятийного материала.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ
Приемы оптимизации, стимулирования интереса к изучаемому материалу.
Предлагайте педагогическую поддержку.
На учебном материале развивайте когнитивные функции: память, внимание, мышление.
Применяйте "Гимнастику ума".
ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ утомление, через:
- смену видов деятельности,
- смену места деятельности.
Применение приемов саморегуляции.
В общении с обучающимся старайтесь избегать условий: «Если ты не сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ является закрепляющим этапом формирования успешности обучения, когда ребенок начинает осознавать, что он знает, что достиг,
в чем улучшил свои показатели.
Прием рефлексии развивает навык анализа и самоанализа у обучающихся с ОВЗ.
Спасибо за внимание