Рекомендации педагогам. "Психолого-педагогические аспекты создания успешного обучения обучающихся с ОВЗ"

Преображенская Галина Анатольевна

Обучающему с ОВЗ быть успешным в школе – это большой труд для ребенка, требующий огромных физических, эмоциональных и психических затрат при педагогической поддержки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам. "Психолого-педагогические аспекты

создания успешного обучения обучающихся с ОВЗ"

Основные понятия

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

«Успешность» в словаре русских синонимов стоит в ряду таких понятий, как «благополучность», «спорость», «удачность», «благополучие», «небезуспешность».

«Успех» в словаре русских синонимов стоит в ряду понятий достижение, победа, удача, завоевание, триумф; счастье; признание, фурор, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат.

Согласно определению, данному Белкиным А.С., с психологической точки зрения, УСПЕХ– это переживание состояния удовлетворения, радости от того, что достигнутый результат деятельности личности либо совпал с планируемым, ожидаемым (с уровнем притязаний), либо превзошел его.  С социально-психологической точки зрения успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

«…Когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе». В приведенных определениях предвидение, прогнозирование последствий конкретных действий рассматриваются через понятие «ожидание».

Именно продуманный и подготовленный целенаправленными действиями ожидаемый, прогнозируемый, а не случайный результат, на наш взгляд, является основным отличием «успеха» от «удачи», которая трактуется как везение, счастливое для кого-то стечение обстоятельств.

Критериями успешности обучения школьника являются:

- успеваемость

- мотивация к обучению

-динамика развития личности, в соответствии с возрастом.

Успеваемость в обучении – это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Это состояние ребенка, качественная характеристика его деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно-ориентированные подходы в образовании, использовать технологии обучения, позволяющие сохранить как физическое, так и психическое здоровье

Быть успешным в школе – это большой труд для ребенка, который требует огромных физических, эмоциональных и психических затрат.

Особенно в школе, где ребенок затрачивает силы на адаптационные процессы.  Поэтому всем педагогам  очень важно сохранять теплые, спокойные, возможно доверительные отношения с обучающимся, предвидеть возможные проблемы и своевременно помогать преодолевать возникающие эмоциональные, личностные и учебные трудности.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ  АСПЕКТ

УТРО. НАЧАЛО ДНЯ. НАЧАЛО УРОКА -  важен положительный эмоциональный настроен.  Эмоции легко передаются.

Важно педагогу демонстрировать позитивное состояние.

Создать положительный эмоциональный настрой у учащихся, помочь преодолеть эмоциональный дискомфорт возникший до входа ребят в ваш класс.  

РАССМОТРИМ ВАРИАНТЫ:

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Собственное негативное эмоциональное состояние необходимо преодолеть до начало урока, используя приемы экстренной самопомощи:

водные приемы - умыться, попить воды и т.д.

дыхательные упражнения - упр. "Свеча",  подышать на счет 2-4-2-4

физические упражнения - статику сметь на динамику и наоборот, временно сменить место нахождения, пройтись, улучшить комфорт рабочего места - открыть окно и т.д.

При необходимости обратиться за помощью.

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  (что делать педагогу, если...)

Ситуация неординарная, неуправляемая, например у ученика аффективная форма поведения и вы сами не можете справиться - пригласите педагога-психолога, родителей.

Деструктивные Состояния у обучающегося (страхи, агрессия, тревога)

Предвидеть подобное у обучающегося, зная его индивидуальные особенности. Понимать причины,  и мотивы таких состояний для реализации воспитательной и учебной работы с обучающимся  с ОВЗ. Учитывать при планировании  урока. Включать в учебную и внеучебную  деятельность игры и упражнения на снятие, снижение агрессивности, тревожности.

Используйте приемы переключения внимания, чередование видов деятельности, смену у ребят местоположения, т.к. двигательная активность помогает снизить мышечное и эмоциональное напряжение.

Если видите, что ученик огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

Используйте  слова поддержки: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе, я тебе помогу», похвалите, даже, если не очень получается.

Перевозбуждение (гиперактивность)

Используйте голосовое и(или)моторное отреагирование, стабилизирующие приемы и упр.

Опираться на сильные стороны такого ученика, понимать низкий объем его внимания и слабость психомоторных его функций.

В учебные задачи включать упражнения на развитие внимания, самоорганизованности, самоконтроля и приемы саморегуляции.

Переутомление (вялость, апатия)

Контролировать  эмоциональное и работоспособное состояние  обучающихся

Планировать урочную деятельность с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.

Обязательно применять эмоциональные паузы и физкульт.минутки, на которых можно использовать разнообразные (менять физкульт.минутки по содержанию) дыхательные упражнения, приемы мини-медитации,  мышечные растяжки, приемы самомассажа.

Не заставляйте делать все задания в один присест.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего — это объективные показатели утомления и трудности учебы или проблемы психосоматики.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - выход на оптимальное (работоспособное) состояние

-создание положительной психологической атмосферы в классе

-настрой на работу

-групповое сплочение.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  АСПЕКТ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА - образовательная и развивающая деятельность. Содержание в рамках образовательной программы.

НЕОБХОДИМО: Учитывать индивидуальные особенности (что знает, что может, чем не владеет).

Создавать условия преодоления учебных пробелов исходя из зоны ближайшего развития, предлагать  и обсуждать с обучающимся  перспективный план работы над его пробелами. Очень хорошо, когда ребенок сам будет отмечать, что достигнуто и говорить над чем дальше он будет работать.

Учите, формируйте навык постановки учебной задачи, виденья практической значимости изучаемого материала.

Используйте многократное аудирование вводимых структур (новых понятий), прописывание кратких определений, для формирования и закрепление понятийного материала.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ

                       Приемы оптимизации, стимулирования интереса к изучаемому материалу.

                       Предлагайте педагогическую поддержку.

                       На учебном материале развивайте когнитивные функции: память, внимание, мышление.

                       Применяйте "Гимнастику ума".

ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ утомление, через:

                        - смену видов деятельности,

                        - смену места деятельности.

                        Применение приемов саморегуляции.

В общении с обучающимся старайтесь избегать условий: «Если ты не сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ является закрепляющим этапом формирования успешности обучения,  когда ребенок начинает осознавать, что он знает, что достиг,

                              в чем улучшил свои показатели.

                       

                   Прием рефлексии развивает навык анализа и самоанализа у обучающихся с ОВЗ.

Спасибо за внимание