Презентация на тему: "А.Н. Некрасов "Железная дорога" (6 класс)
Презентация на тему: "А.Н. Некрасов "Железная дорога" (6 класс). Данная презентация представляет собой урок изучение нового материала. Цели урока: Познакомиться с жизнью и творчеством писателя, понять замысел произведение "Железная дорога", сделать вывод об отношении автора к обыкновенным рабочим и тяжёлому каторжному труду. Презентация построена с опорой на текст. В ней есть выводы, которые помогут учащимся уяснить смысл произведения. А также вопросы, над которыми учащимся нужно порассуждать самостоятельно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: "А.Н. Некрасов "Железная дорога" (6 класс) | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Алексеевич Некрасов
Цель урока: Познакомиться с жизнью и творчеством писателя А. Н. Некрасова Понять замысел произведения «Железная дорога» Сделать вывод об отношении автора к обыкновенным рабочим и их каторжному труду
Баттл по биографии А.Н. Некрасова (проверка Д.З.) На дом вам было задано подготовить факты биографии об авторе (по учебнику или используя интернет) Два ученика выходят к доске и по очереди называют факты из биографии писателя. Остальные ученики внимательно слушают и подсчитывают, кто назвал фактов больше. Выигрывает тот, кто назвал факт последним. Работу оцениваем
История создания произведения «Железная дорога»
При Николае 1 в России была построена первая железная дорога, которая соединяла Москву и Санкт –Петербург. Но это благое дело обернулось трагедией для множества людей. Дорога пролагалась через леса и болота. Строительство такой дороги легла тяжелым грузом на плечи простых тружеников. И даже стоила им жизни
Процессом строительства руководил граф Клейнмихель, который «славился» своей жестокостью. Он хотел завершить строительство в кратчайшие сроки ценой жизни крестьян
При Александре 2 строительство железных дорог продолжалось. В 1864 году (крепостное право уже было отменено) было завершено строительство новой линии железнодорожных путей. Бывшие крепостные крестьяне стали жертвами этого строительства
Н.А. Некрасов, как поэт, имеющий голос, не мог не придать огласке этот факт из истории России. Это было поистине жестокое и бесчеловечное событие. А Некрасов, смотревший на людей с любовью и питающий невероятную любовь к крестьянскому сословию, тяжело переживал несправедливость этого мира
Николай Некрасов ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни... Нет безобразья в природе! И кочи , И моховые болота, и пни — Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю... Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою...
Николай Некрасов ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА Давайте посмотрим, какую картину природы создает автор. Для чего он это делает? (Запишем наши наблюдения и выводы в тетрадь)
Описание природы Славная осень! Здоровый, ядреный воздух Студеная речка с неокрепшим на ней льдом Мягкая постель из листьев Листья, как ковер Морозные ночи Ясные, тихие дни Вывод: Природа прекрасна ( «Нет безобразья в природе! Все хорошо под сиянием лунным
И как водится в дальних поездках под монотонный звук движущегося поезда мы невольно начинаем задумываться о том, на что нам никогда не хватает времени из-за повседневной суеты: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою»
Поразмышляем над эпиграфом Словарная работа: Эпи́граф — цитата, помещаемая во главе произведения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.
Эпиграф к данному произведению –это диалог Вани и папаши Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне
Но действительно ли граф Петр Андреич Клейнмихел (тот, о котором мы говорили в начале) строил железную дорогу? «Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать.
Сон Вани (чтение текста) Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные... Что там? Толпа мертвецов!
В каких условиях работали эти люди? Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда...
Портрет одного из рабочих Стыдно робеть, закрываться перчаткою . Ты уж не маленький!.. Волосом рус, Видишь, стоит, изможден лихорадкою , Высокорослый, больной белорус: Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах; Ямою грудь, что на заступ старательно Изо дня в день налегала весь век... Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек! Не разогнул свою спину горбатую Он и теперь еще: тупо молчит И механически ржавой лопатою Мерзлую землю долбит!
Вывод: «Трудно свой хлеб добывал человек!». Люди были измождены и морально, и особенно физически. Они упирали работая: «А по бокам-то всё косточки русские... Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»
Что же заставляло людей так упорно и самоотверженно трудиться? В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев , ткачей. Он-то согнал сюда массы народные. Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.
Вывод: Крестьяне трудились ради того, чтобы не умереть с голода. А умирали от непосильной работы
Как мы должны относиться к труду? Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе».
Какой он русский труженик? Давайте мы его опишем (запись оформить в тетради) Трудолюбивый Выносливый Сильный Приносит себя в жертву ради дела Безропотный Легко обмануть Вывод: « Вынесёт все!»
Такова была судьбы русского крестьянства, забитого, подавленного, обманутого Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках; рабочий народ Тесной гурьбой у конторы собрался... Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни! Всё заносили десятники в книжку — Брал ли на баню, лежал ли больной: „Может, и есть тут теперича лишку, Да вот поди ты!..“ Махнули рукой...
Но тут сон Вани обрывается В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов! «Видел, папаша, я сон удивительный, — Ваня сказал, — тысяч пять мужиков, Русских племен и пород представители Вдруг появились — и он мне сказал: „Вот они — нашей дороги строители!..“» Захохотал генерал!
Диалог с генералом (чтение) — Был я недавно в стонах Ватикана, По Колизею две ночи бродил, Видел я в Вене святого Стефана, Что же... всё это народ сотворил? Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка?
Диалог с генералом (чтение)
Отношение генерала к простому русскому мужику Вот ваш народ — эти термы и бани, Чудо искусства — он всё растаскал! — «Я говорю не для вас, а для Вани...» Но генерал возражать не давал: — Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Давайте подумаем, справедливо ли такое отношение к мужику? По мнению генерала, народ может лишь разрушать и пьянствовать, но так ли это на самом деле? Нет, народ созидатель! Кто на самом деле является строителем железных дорог? Граф Петр Андреевич Клейнмихель? Нет! Простой русский мужик, любящий и умеющий трудиться! В этом смысле русский народ прекрасен. Он велик и могуч. Да, талант архитекторов, проектировщиков и т.д. он бесспорен, но за той красотой и величием скрывается тяжелый и неоцененный труд. Труд простого рабочего. Только вот все лавры достаются не ему
Нам нужно уяснить один важный вывод, сделанный критиком Добролюбовым: даже столь огромный шаг в истории России, как строительство железной дороги, не означал избавление от огромного количества людей, находящихся у власти и лишь жаждущих наживы. Ничто не стоит больше и не может быть ценнее, чем человеческая жизнь. Эта мысль проходит через все стихотворение А. Н. Некрасова «Железная дорога»
Н. А. Некрасов в своём стихотворении открыл нашим глазам правду жизни Впервые стихотворение было опубликовано в популярном на тот момент журнале «Современник». Конечно, оно вызвало много волнений. Ведь это было смелое заявление А.Н.Некрасова , который обличил. И не удивительно, что цензор назвал данное стихотворение Некрасова «клеветой». Но мы-то понимаем, что это не клевета, а разоблачение
Интересный факт Стихотворение «Железная дорога имело– «Посвящается детям»
Неспроста главный герой произведение –Ваня –маленький мальчик. И именно Ване открывается правда на этот мир. Ваня еще ребёнок, но только пока. Скоро Ваня вырастет, и он будет знать правду. Ваня (ребёнок) –это будущее страны. Дети должны знать правду, думать, размышлять для того, чтобы затем прийти в этот мир и созидать красоту, справедливость, счастье. Все люди в мире равны друг перед другом. Одни не имеют права унижать и угнетать других.
А что же народ? Народ прекрасен в своем труде! С богом, теперь по домам, — проздравляю! (Шапки долой — коли я говорю!) Бочку рабочим вина выставляю И — недоимку дарю!..“ Кто-то „ура“ закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее... Глядь: С песней десятники бочку катили... Тут и ленивый не мог устоять! Выпряг народ лошадей — и купчину С криком „ура!“ по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..»
Вывод Русский народ безропотен, не образован, им легко руководить! Все, что он умеет делать –это трудиться. Такое сознание сложилось у русского мужика под гнётом крепостного права. Ни одного поколение, а целые столетия его унижали и подчиняли себе. И он думает, что это нормально, так и должно быть. Другой жизни он не знает. Да и не умеет жить по-другому!
Д.З. Поразмышляйте над вопросом: В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что она открывает вам, живущим теперь? (письменно в тетради)