Проблема готовности к школе в трудах отечественных учёных
Е.Е. Сапогова "Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_gotovnosti_k_shkole_v_trudah_otechestvennyh_uchenyh.pptx | 112.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского по периодизации детства.
Периоды Педагогической практики Учителя , воспитатели, родители. Именно они постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни.
Л.С. Выготский выделил переходный период Период новорожденности, 1 года, 3, 7, 11, 13 и 16—17 лет. Л.С. Выготский считал их «кризисами развития ».
Переходные периоды изучали А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин , Л.И. Божович . Суть переходных периодов состоит в том, что форма деятельности, бывшая ведущей в предшествующем стабильном периоде, изживает себя, внутри нее возникают предпосылки новой формы деятельности и ее мотивы.
А.Н. Леонтьев выдвинул идею о том, что «кризисы отнюдь не являются спутниками психического развития. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием».
В настоящем исследовании проблема «кризиса семи лет» рассматривается в рамках диагностики готовности детей к обучению в школе. Важно отметить, что данный период был выделен еще тогда, когда в СССР не было развитой системы дошкольного воспитания и обучения.
Закономерные вопросы дошкольного воспитания Сохраняется ли у современных детей ранее описанная симптоматика, в чем специфика перехода к школьному детству, с какими явлениями в развитии он может быть связан.
Исследование на основе вопросов Методология работы: Теоретической базой изучения является «кризис семи лет ». Работа основана на критический возраст диалектических скачков в развитии. Гипотеза исследования: суть переходного периода между дошкольным и школьным детством состоит в смене игровой деятельности учебной под влиянием созревания внутренних предпосылок, важнейшей из которых является сформированность символической функции и воображения. Без их достаточного развития ребенок не может считаться подготовленным к школе.
Первый этап работы сбору данных о существовании, течении, симптоматике, хронологических рамках переходного периода у 6—7-летних детей. Методы: опрос родителей, воспитателей и учителей по специально разработанным опросным листам.
Второй этап работы Изучение вопроса о том, что именно в игровой деятельности ведет к дискредитации ее мотивов . В работе приняли участие 307 родителей, 12 воспитателей, 6 учителей. В течение двух лет мы наблюдали за 166 дошкольниками и 141 школьником 6— 7 лет.
Родители дошкольников (58 %) говорили о том, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас словно подменили: капризничает, голос повышает, дерзит», «с ребенком стало трудно общаться», «спорит по любому поводу, упрямится», «с ним стало невозможно найти общий язык», «стал очень непослушным», «закатывает истерики», «все требования надо повторять по двадцать раз ». Воспитатели характеризовали их как «очень активных, нуждающихся в контроле, неусидчивых, непослушных, почемучек». Такие дети часто спрашивают о школе и предпочитают учебные занятия игре. Однако из игр, по словам родителей, их больше привлекают настольные, спортивные, соревновательные игры, особенно если они организуются и выполняются вместе со взрослыми.
Другие родители дошкольников (42 %) указали на то, что их дети «послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений». По нашим наблюдениям, эти дети много играют, причем самостоятельно, предпочитая игру чтению, занятиям, телевизору, помощи родителям и воспитателям. Воспитатели отмечали, что у детей, проявляющих признаки кризиса в поведении, меняется сюжет и содержание игр, игры становятся более интеллектуальными.
Из опрошенных родителей первоклассников около 58 % ответили, что трудности в воспитании для них — «пройденный этап», и с началом обучения в школе ребенок резко «изменился к лучшему», «все стало на свои места». Ответы 42 % родителей первоклассников свидетельствовали о том, что негативное поведение их детей наблюдалось только с поступлением в школу. Опрос учителей показал, что это в основном «неуспевающие, неактивные дети, недисциплинированные, избалованные», которые «совсем не интересуются учебой», «играют под партами», «балуются на переменах», носят в школу игрушки.
Полученные данные показывают некоторую разницу в течении переходного периода у дошкольников и первоклассников: у вторых он проходит в более жесткой форме, чем у первых. Через год опрос был повторен . Среди дошкольников соотношение тех и других составляет 75 и 25 %, причем в число проявляющих признаки «кризиса семи лет» вошли те дети, у которых раньше негативное поведение не наблюдалось. У второклассников зафиксировать проявления негативной симптоматики не удалось.
Данные I этапа исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу II этапа: 1) переход от игровой деятельности к учебной. 2) одним из существенных условий, способствующих нормальному переходу детей от игры к учению, является своевременная сформированность достаточно высокого уровня символической функции и воображения .
Эксперимент с целью изучения возможной связи между проявлениями «кризиса семи лет» и развитием символической функции и воображения Выделены 3 группы знаков: знаки-индикаторы, прямо указывающие на предмет, знаки-изображения и знаки-символы, которые имеют собственно замещающий характер. эксперименте использовались только две последние группы знаков .
Знаков-изображений мы отнесли к базовому уровню владения символическим замещением (БУ). 4 задания: понимание знаков, придумывание знаков для запоминания слов, расшифровка жестов и самостоятельное придумывание жестов. Понимание условности изображения в игре мы назвали «хорошим уровнем» символического замещения (ХУ ). пять заданий: 1) узнать сказку «Репка», которую экспериментатор показывал на предметах-заместителях; 2) самому поставить сказку на предметах заместителях , чтобы экспериментатор мог ее узнать; 3) использовать несколько цветов в качестве обозначения различных видов корреспонденции в задаче «Почтальон»; 4) расшифровать «письмо с другой планеты», представляющее условную картинку-схему; 5) расшифровать позы четырех изображенных человечков . Отличный уровень символического замещения (ОУ ). одна трудная задача на замещение и две задачи на воображение: 1) задача «Разведчик», в которой ребенок должен был сам придумать замещающее средство для передачи «сведений» о противнике в «штаб»; 2) задача на передвижение и поворот по кругу фигурок в уме; 3) задача «кубик Рубика », в которой ребенку предлагалось определить, каких сторон не видно у разноцветного объемного кубика, если изменилось его положение.
Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком и занимал 20—30 мин; он протоколировался на специально заготовленном бланке . Перед экспериментом проводился анализ материалов опроса, и дети подразделялись на подгруппы проявляющих (1-я подгруппа) и не проявляющих (2-я подгруппа) признаки кризиса в поведении.
Перед экспериментом проводился анализ материалов опроса, и дети подразделялись на подгруппы проявляющих (1-я подгруппа) и не проявляющих (2-я подгруппа) признаки кризиса в поведении. При первичном обследовании дошкольники 1-й подгруппы решали экспериментальные задачи лучше, чем дошкольники 2-й подгруппы (67,29 % против 51,14 %), а школьники 1-й подгруппы хуже, чем школьники 2-й подгруппы (53,72 % против 72,5); при повторном обследовании, через год, первоклассники 1-й подгруппы решали предложенные задачи хуже первоклассников 2-й подгруппы (60,75 % против 85,54), а второклассники 1-й подгруппы решали задачи хуже второклассников 2-й подгруппы, но уже с меньшим разрывом (67,22 % против 86,22%). Полученные результаты подтвердили правильность нашего предположения о существовании корреляции между уровнем сформированности символической функции и воображения и негативными проявлениями в поведении детей 6— 7 лет в период смены типа ведущей деятельности.
Итоги эксперимента Е сли уровень развития предпосылок перехода к учению, в частности символической функции и воображения, опережает формальный переход к учебной деятельности, то дошкольник начинает меньше интересоваться игрой, предпочитая ей другие виды деятельности (продуктивные и полезные) до перехода к учебе. Если же момент достаточно высокого формирования этих предпосылок, и в первую очередь символической функции и воображения, запаздывает по отношению к формальному переходу к обучению, то ребенок идет в школу еще практически неготовым, и негативная симптоматика является следствием этой неготовности, неудовлетворенности новым положением школьника, непринятия учебной деятельности, желания продолжать игровую деятельность.
Данные схемы Л.С. Выготским Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план ввиду сформированности предпосылок следующей фазы развития. Ребенок вполне удовлетворен игровой деятельностью, так как возможности для формирования предпосылок, переводящих его в следующий этап развития, еще существуют в игре. Собственно критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу от игровой деятельности к учебной, но формальный переход к учению запаздывает: ребенок вынужден какое-то время оставаться в рамках старой деятельности и старых отношений со взрослыми. К огда ребенок приходит в I класс с несформированными до достаточного уровня предпосылками перехода от игровой деятельности к учебной, он получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в осуществлении учебной деятельности, по-прежнему продолжает тянуться к игре. Посткритическая фаза. Ребенок с возрастом приходит в школу, начинает осваивать учебную деятельность, адекватную его стремлениям и возможностям . Ребенок вынужден параллельно осуществлять обязательную учебную и желаемую игровую деятельности на равных условиях .
Психолого педагогические рекомендации Необходимо усилить работу по пропаганде психолого педагогических знаний среди родителей; организовывать родительские семинары, консультации педагогов и психологов по проблемам детской психологии . Для профилактики негативных проявлений в поведении детей наблюдение за их игрой в группе, чтобы своевременно выделить тех детей, которые начинают утрачивать интерес к игре, и тех, которые играют на примитивном уровне. Для детей, больше интересующихся игрой, могут быть полезны следующие мероприятия: стимуляция высоких уровней развития игры . Для оптимизации подготовки детей к школе воспитателям рекомендуется в теме «Школа» больше рассказывать детям о школе. Для стимулирования нового уровня общения ребенка со взрослыми рекомендуется больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, интересоваться их мнением, создавая видимость общения на равных. Если в поведении ребенка фиксируется негативная симптоматика, то взрослый не должен вступать с ребенком в пререкания, не надо настаивать на принятии своего мнения. Если не удалось избежать конфликтной ситуации, лучше на время не замечать ребенка (поскольку негативная симптоматика направлена на взрослых, то в отсутствие зрителя она быстро затухает), а потом вести себя так, будто ничего не случилось. Родителям рекомендуется завести для ребенка тетрадь «по поведению» с двумя колонками — красной и черной,— куда записывались бы хорошие и плохие поступки за неделю, а в субботу подводить итоги . Для формирования у ребенка позиции школьника и предпосылок перехода от игры к учению воспитателю рекомендуется уделять внимание формированию произвольного поведения, умения планировать свои действия, видеть их результат .
Использование приведенных здесь рекомендаций будет способствовать профилактике негативных проявлений «кризиса семи лет» и оптимизации подготовки детей к школе .