Методические рекомендации педагогу: как контролировать результаты обучающихся в дистанционном обучении
Аннотация: В современных условиях образования нередко возникает необходимость использования дистанционных технологий обучения, что требует от преподавателя освоения новых методов и форм не только организации учебного процесса, но и контроля результатов деятельности студентов. Эффективность педагогической деятельности будет зависеть от того, насколько удастся адаптировать уже знакомые способы подведения итогов к современным информационным тенденциям образования. В статье рассматриваются различные формы контрольных мероприятий и критерии их оценивания с применением синхронных и асинхронных технологий, которые могут быть полезны как методистам, так и преподавателям в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: дистанционное обучение, контроль результатов освоения дисциплины, формы контроля, критерии оценки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогу: как контролировать результаты обучающихся в дистанционном обучении
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Ричард Олдингтон
В современных условиях образования, особенно в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест, организаций или действия режима самоизоляции (карантина) в целях предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (COVOD 19), возникает необходимость в применении дистанционного обучения. Это ставит преподавателя перед адаптацией к новым формам передачи знаний, умений и практического опыта. Особенно актуальным является контроль деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий, т. к. в данных условиях отсутствует личный контакт преподавателя и студента и возможность оценки работы обучающихся в конкретной ситуации. От того, насколько преподаватель сумеет актуализировать учебно-методическую документацию к дистанционному обучению, адаптируется к современным тенденциям и технологиям, будет зависеть эффективность образовательного процесса.
Дистанционное обучение – это процесс организации образовательной деятельности с применением электронных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей, электронных платформ и других интерактивных средств, обеспечивающих взаимодействие обучающегося и преподавателя на расстоянии [1].
Первая форма дистанционного обучения известна в Европе с конца XVIII века и связана с появлением доступной почтовой связи. Такое обучение называлось «корреспондентским». Ученики по почте получали материалы, а затем отправляли научную работу или сдавали экзамены доверенному лицу. В России корреспондентское обучение появилось в конце XIX века. Начиная с 50-х гг. XX века благодаря радио и телевидению дистанционное образование привлекло большие аудитории. Однако у обучающихся не было возможности получать обратную связь.
В 1969 году появился Открытый Университет Великобритании – первый университет дистанционного образования, доступный за счет невысокой цены и ненужности часто посещать аудиторные занятия.
В конце 1980-х широкое распространение персональных компьютеров открыло новые возможности для дистанционного обучения. В 1990-х его стали внедрять Международная ассоциация «Знание» и Современная гуманитарная академия.
30 мая 1997 года в России вышел приказ Минобразования № 1050, запустивший эксперимент дистанционного обучения. Сегодня благодаря доступности компьютеров и Интернета оно распространилось повсеместно и стало простым для освоения.
Современные дистанционные технологии не только широко внедряются в образовательную деятельность, но и имеют ряд преимуществ. Они позволяют осуществлять обучение большого количества человек на расстоянии, создавая единую образовательную среду; снизить материальные и эмоциональные затраты на организацию процесса обучения; самостоятельно планировать время; применять современные образовательные средства, электронные библиотеки и ресурсы.
При этом организация дистанционного обучения требует от преподавателя адаптации к новым формам взаимодействия с обучающимися, учитывая ряд принципов:
- принцип интерактивности, предполагающий постоянные контакты всех участников учебного процесса на расстоянии с помощью электронной информационно-образовательной среды (в том числе, электронная образовательная платформа, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, онлайн уроки и др.);
- принцип адаптивности, благодаря которому можно использовать современные учебные цифровые образовательные ресурсы, легко усваиваемые новым поколением обучающихся;
- принцип гибкости, позволяющий обучающимся работать в подходящем для них темпе и в удобное время, в том числе, в периоды невозможности посещения занятий (неблагоприятные погодные условия, болезни, карантин и др.);
- принцип объективности, согласно которому оцениваются только результаты выполненных обучающимися заданий [2].
Особое значение в дистанционном обучении приобретает система контроля результатов деятельности студентов. Это требует выбора таких методов и форм проверочных мероприятий, которые, с одной стороны, могли бы компенсировать отсутствие личного взаимодействия со студентами, а с другой, – были бы адаптированы к современным информационным технологиям и являлись бы привлекательными для обучающихся.
При разработке занятий по контролю знаний преподаватель должен ориентироваться на цели и результаты освоения учебной дисциплины, формируемые общие и профессиональные компетенции, вид и частоту контрольных мероприятий, а также саму аудиторию студентов.
По видам педагогический контроль традиционно подразделяется на входной, текущий, рубежный и итоговый.
Входной контроль осуществляет проверку подготовленности студентов на общеобразовательном и профессиональном уровне, иначе говоря, насколько они способны освоить более глубоко уже знакомые дисциплины или новые учебные модули.
Текущий контроль (контрольно-измерительные материалы) – это совокупность оценочных средств и процедур, которые применяются для контроля и измерения уровня сформированности образовательных результатов. Данная форма позволяет преподавателю оценить глубину освоения материала, выявить пробелы по дисциплине и при необходимости скорректировать учебный процесс.
Рубежный контроль определяет результаты обучающихся на определенном этапе (по окончанию семестра или учебного года). Он помогает оценить индивидуальные достижения студентов.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) – это совокупность оценочных средств и процедур, которые применяются для контроля и измерения итогового уровня сформированности образовательных результатов в соответствии с требованиями к освоению основной образовательной программы ФГОС.
Для организации дистанционного контроля преподаватель может обращаться как к асинхронным сетевым технологиям (офлайн-обучение), которые позволяют передавать и получать учебные материалы в удобное время для каждого участника образовательного процесса (электронная почта, форумы, социальные сети, электронные платформы и др.), так и к синхронным сетевым технологиях (онлайн-обучение), когда обмен информацией происходит в реальном времени и требует непосредственного участия обучающихся (чаты, видео-конференции и др.).
Форму проведения контрольных мероприятий преподаватель выбирает самостоятельно в зависимости от целей обучения. Это может быть:
- чат-занятие,
- веб-занятие.
Чат-занятия – это форма дистанционного обучения, которая проводится с применением чат-технологий в режиме онлайн (синхронные технологии) или офлайн (асинхронные технологии). Для организации чатов применяются социальные сети, электронная почта, мессенджеры WhatsApp, Viber и другие электронные способы связи.
Во время чата все участники имеют одновременный доступ к информации. Тем самым у них есть возможность публично делиться своим мнением, отвечать на вопросы или задавать их. Благодаря данной форме организации контрольных мероприятий задания становятся доступны группе, что помогает сокращать время на их распространение. Обучающийся может легко восстановить упущенные вопросы через чат или вернуться к ним в любое время.
В чате преподаватель использует письменный контроль результатов. Письменный опрос направлен на всестороннюю проверку теоретических знаний, умений и навыков и позволяет провести оценку всех студентов. Он дает возможность студенту сосредоточиться, обдумать задание и самостоятельно контролировать время его выполнения. При этом обучающийся свободен в выборе алгоритма действий, а оценка его знаний осуществляется по установленным критериям. Поэтому письменный опрос более объективен.
Письменный опрос в дистанционном режиме может проводиться в следующих формах:
1. Проверочная работа – направлена на контроль усвоенных знаний по текущей теме в режиме офлайн. Данная форма позволяет определить уровень овладения материалом, выявить проблемные места студентов с целью их более детального изучения. В проверочной работе могут быть использованы вопросы или задания, которые преподаватель доводит до студентов с применением дистанционных технологий.
Для эффективного проведения проверочной работы необходимо:
-заранее предупредить студента о проверке знаний и дать ему возможность подготовиться, определив тему,
-сформулировать вопросы или задания лаконично, учитывая время их выполнения студентами,
-выделить только ключевые аспекты темы, которые необходимо проверить,
-ограничить время выполнения заданий,
-по итогам проверочной работы выявить проблемные места в изученном материале и выделить время на их дополнительное освещение.
Проверочная работа должна иметь определенную структуру. Она включает:
1. Общие сведения о самом студенте, в частности, его фамилия, имя, номер группы, вариант (если необходимо).
2. Формулировка задания или вопроса.
3. Ответ на задание или вопрос.
Проверочная работа позволяет объективно выполнить контроль знаний всех студентов с применением дистанционных технологий, определить сформированность основных понятий по теме, закрепить изученный материал, вырабатывает у студента способность самостоятельно решать поставленные задачи, лаконично и структурировано формулировать ответ. Однако данная форма работы не развивает коммуникативные навыки, творческий подход, т.к. ограничена поставленными перед студентами заданиями.
2. Блиц-контрольная – быстрая форма письменного опроса по пройденной теме в онлайн режиме. Она содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Данная форма позволяет проверить усвоенную терминологию, основные вопросы по текущей теме, выполнение домашнего задания. Блиц-контрольная не требует оформления заданий, достаточно написание самого ответа в Интернет-переписке.
Для эффективного проведения блиц-контрольных в дистанционном обучении необходимо:
-кратко сформулировать небольшое количество заданий или вопросов,
-ограничить время выполнения работы студентами,
-поддерживать высокий темп работы,
-подвести итоги блиц-контрольной с выполнением работы над ошибками.
Блиц-контрольная позволяет опросить всех студентов и не дает возможности полностью оценить глубину и основательность овладения материалом, творческий подход обучающихся.
3. Контрольная работа – запланированная преподавателем форма текущей, рубежной или итоговой проверки знаний студентов в режиме офлайн. Она проводится только при логическом завершении рассматриваемого вопроса, темы, раздела или в конце семестра. С помощью контрольной работы оценивается уровень усвоения материала студентом и результаты его работы на протяжении определенного количества занятий.
Для контрольной работы в дистанционном обучении необходимо:
-заранее предупредить студента о проверке знаний и дать ему возможность подготовиться, обобщенно сформулировав задание,
-предоставить несколько вариантов заданий,
-применить в заданиях разные формы вопросов, как отрытые, так и закрытые,
-сформулировать вопросы или задания доступно и понятно,
-выделить количество заданий или вопросов, исходя из времени, отводимого на их выполнение,
-выделить только ключевые вопросы, которые позволят проверить тему или раздел полностью,
-ограничить время выполнения заданий,
-подвести итоги выполнения контрольной работы и провести работу над ошибками.
Контрольная работа имеет определенную структуру. Она включает:
1. Титульный лист с общими сведениями о самом студенте, в частности, его фамилия, имя, номер группы, вариант.
2. План работы с формулировкой заданий или вопросов.
3. Практическую часть с ответами на вопросы или задания.
Контрольная работа нацелена на объективную проверку итоговых знаний всех студентов. Она позволяет не только закрепить изученный материал, но и вырабатывает у них способность к лаконичному и содержательному ответу, самостоятельному решению поставленных задач, анализу, систематизации и обобщению полученного материала. Однако, как и любая письменная форма, контрольная работа не учитывает коммуникативные и творческие навыки студента, ограничивая его ответ поставленными преподавателем задачами. К тому же в дистанционном режиме невозможно отследить самостоятельность выполнения студентами контрольных заданий без обращения к справочной литературе, конспектам, подсказкам однокурсников.
4. Тестирование – письменная форма контроля знаний и умений студентов, предполагающая выполнение подготовленного набора заданий путем выбора правильных ответов из предложенных вариантов в режиме онлайн или офлайн. Она позволяет быстро и объективно проверить уровень подготовки всех обучающихся на основе использования статистических методов.
Для эффективного проведения тестирования необходимо:
-заранее предупредить студента о проверке знаний,
-определить цель тестирования,
-подготовить задания на одинаковых условиях для всех испытуемых,
-распределить задания по степени трудности,
-сформулировать вопросы кратко и понятно,
-применить в заданиях разные формы вопросов, чтобы избежать механического подхода студентов к выполнению теста,
-ограничить количество вопросов, исходя из времени, отводимого на их выполнение,
-задать эталон ответов для студентов,
-обработать результаты тестирования и подвести итоги выполнения заданий.
Тестовые задания могут быть закрытые, открытые, на установление соответствия, правильной последовательности.
Закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов. Например,
С греческого языка слово «философия» переводится как:
А. любовь к истине
В. любовь к мудрости
С. учение о мире
D. божественная мудрость
Задания на установление соответствия предполагают соотнести термин с определением, выявить характеристики какого-либо явления, предмета, операции. Например,
Установите авторов высказываний:
1. Я мыслю, следовательно, я существую 2. Я знаю, что ничего не знаю. 3. В одну реку нельзя войти дважды. 4. Человек – мера всех вещей. | А. Протагор В. Сократ С. Декарт D. Гераклит |
Задания на установление правильной последовательности указывают порядок явлений, предметов, процессов, операций. Например,
Укажите имена философов в зависимости от этапа развития в порядке возрастания:
А. Сократ
В. К. Маркс
С. Ф.Ницше
D. Абеляр
E. Конфуций
G. Цицерон
K. Макиавелли
L. Декарт
Открытые вопросы предполагает самостоятельное завершение студентом задания на заполнение пропуска. Например,
Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал.....
A. Владимир Мономах
B. Филофей
C. Дионисий
D. Сергий Радонежский
Содержание теста не должно быть однотипным. В него следует включать легкие вопросы. Они проверяют минимум знаний и степень знакомства студента с предметом. Это вопросы, связанные с простыми мыслительными операциями (по образцу, по типологии).
Обязательным условием является наличие заданий среднего уровня сложности, т. к. они позволяют выявить, насколько студент ориентируется в теме, терминах, умеет анализировать и делать выводы. Это вопросы, связанные со сложными мыслительными операциями, требующими принятия нестандартных решений.
Трудные задания необходимы, чтобы выявить глубину освоения материала. Это проблемные вопросы, развивающие творческое мышление при анализе сложных ситуаций.
Все перечисленные формы и виды тестовых заданий имеют определенные достоинства и недостатки. Их выбор зависит от конкретной цели контроля знаний, учебной дисциплины, особенностей студентов и их направления подготовки, возможностей преподавателя. Тестирование позволяет получить надежные и объективные результаты оценки уровня подготовки студентов в дистанционном режиме обучения. Однако оно не всегда требует глубокого понимания вопроса и основательного раскрытия темы, что не позволяет обучающимся давать логически выстроенный и развернутый ответ.
5. Эссе – еще один вид письменной проверки знаний в офлайн режиме. Эссе предполагает творческий подход студента и выражение индивидуального впечатления, мнения по заданной теме. По форме эссе может быть представлено в виде рецензии, заметки, письма, миниатюры, анализа произведения, рефлексии, критического замечания и т.д.
При написании эссе в дистанционном обучении необходимо:
-определить узкую тему или вопрос,
-задать объем эссе и инструкции по его написанию и структурному наполнению,
-обратить внимание студентов на структуру эссе,
-обратить внимание на смысловое единство эссе,
-дать возможность обучающимся высказать свое мнение, впечатление по теме, которое заведомо не претендует на исчерпывающую трактовку вопроса,
-обратить внимание студентов на цитирование первоисточников как аргументов, приводимых в эссе,
-оценивать в первую очередь мировоззрение студента, его мысли и чувства.
Эссе должно излагаться эмоциональным, экспрессивным, художественным языком. При этом следует избегать сленга, сокращений, легкомысленного тона. Лучше использовать простые предложения, разнообразные по интонации, чтобы сделать текст интересным.
Структура эссе должна включать нескольких частей:
1. Титульный лист с указанием общих сведений о студенте: ФИО, номер группы, наименование темы эссе.
2. Введение – краткое описание проблемы, вопроса, цель эссе и актуальность темы.
3. Основная часть – краткие тезисы автора должны подкрепляться доказательствами (фактами, явлениями социальной жизни, событиями, жизненными ситуациями, научными доказательствами и т.д.). Необходимо раскрыть тему, привести различные точки зрения на проблему.
4. Заключение – подведение итогов проблемы, резюме мнений автора.
5. Список литературы – выполняется в алфавитном порядке.
Изложение должно быть грамотным и аргументированным, подкрепленным ссылками на источники и научную литературу. Цитаты даются в кавычках и должны сопровождаться указаниями источников.
Например,
«Концепция – это совокупность основных идей, определенная трактовка, основная точка зрения на какое-либо явление или совокупность явлений» [2, с. 3],
где 2 – порядковый номер источника из списка литературы, с. 3 – страница цитирования.
Если необходимо указать несколько источников, то разделение осуществляется знаком «;»: [1; 10; 3].
Если какая-то мысль из первоисточника излагается своими словами с незначительными изменениями, то ее не следует заключать в кавычки, но ссылаться на источник обязательно.
Список литературы оформляется в конце эссе в алфавитном порядке с указанием использованных источников. При этом указывается автор, название источника, издательство, год выпуска. При ссылке на интернет-источник указывается формат издания – электронный ресурс.
Текст предоставляется в формате А 4, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Объем – 2-5 страниц.
Эссе предполагает субъективное понимание той или иной темы или вопроса. Оно позволяет развить творческое мышление, грамотное и последовательное изложение собственных мыслей, структурирование информации, выделение причинно-следственных связей, умение анализировать и делать выводы. Эссе может быть использовано как дополнительная форма контроля студентов в дистанционном обучении, т. к. оно не позволяет проверить степень усвоения и понимания изученного материала.
Веб-занятия – это занятия, осуществляемые с помощью видео-трансляции в режиме онлайн (синхронные технологии) или офлайн (асинхронные технологии). Для проведения веб-занятий применяются специализированные электронные образовательные и социальные платформы, социальные сети. Во время веб-занятий участники имеют возможность получать необходимую информацию, находясь в любом месте с доступом к сети Интернет. Кроме того, обучающиеся могут обратиться к пройденному материалу в виде презентации, видео- или аудиозаписи в режиме оффлайн.
На веб-занятиях можно использовать не только письменный опрос, но и устный как один из основных методов контроля знаний в индивидуальной или групповой форме. В ходе опроса происходит усвоение нового или закрепление изученного учебного материала, делается акцент на главных аспектах темы, выявлении и разрешении проблемных мест.
Устный опрос в дистанционном режиме может проводиться в следующих формах:
1. Беседа – диалог преподавателя и студента, при котором через ответы на вопросы обучающийся приходит к пониманию нового материала или отрабатывает пройденный в режиме онлайн.
При использовании беседы как формы контроля знаний в дистанционном обучении необходимо:
-использовать небольшое количество вопросов, направленных на выявление основных аспектов темы,
-применять последовательное задавание вопросов, постепенно раскрывая тему,
-пробуждать самостоятельную активность студента, стимулировать его к поиску информации, развивать его способность анализировать и приводить аргументы, используя коммуникативные навыки,
-давать возможность участия в беседе как можно большему количеству обучающихся.
Данная форма контроля позволяет оценить практически всю группу студентов в рамках занятия, вырабатывает коммуникативные навыки, способность анализировать и доказывать приводимые доводы. Однако при этом невозможно проверить каждого обучающего на предмет знания всех вопросов в рамках темы, поэтому присутствует субъективность оценки, а также недостаточно глубокий контроль материала.
2. Фронтальный опрос – это контрольное опрашивание на занятии, направленное на проверку уровня усвоения учебного материала в режиме онлайн или офлайн. При этом, как правило, преподаватель задает вопрос всей группе обучающихся.
При использовании фронтального опроса необходимо в дистанционном обучении:
-четко и понятно давать задания,
-использовать последовательное задавание вопросов, постепенно раскрывая тему,
-поддерживать ответы студентов только в рамках заданной темы,
-подключать к ответу на один вопрос разных студентов и не допускать одинаковых ответов,
-подводить итоги ответов.
Фронтальный опрос позволяет проверить выполнение домашнего задания многих обучающихся, сформированность у них основных понятий, готовность к усвоению новых знаний, вырабатывает способность к лаконичному и полному, структурированному ответу, помогает акцентировать внимание студентов на существенных вопросах и более глубоко изучить проблему. Однако данная форма опроса включает в работу только отдельных, отвечающих на вопросы студентов, и не развивает коммуникативные навыки.
3. Индивидуальный опрос – один из самых доступных способов устного опроса в режиме онлайн или офлайн, предполагающий задавание вопросов отдельному студенту. Индивидуальный опрос может проводиться с предварительной подготовкой обучающихся (доклад, сообщение, презентация, реферат).
При использовании индивидуального опроса в дистанционном обучении необходимо:
-четко и лаконично формулировать вопросы,
-попросить каждого студента составить план ответа,
-адресовать вопрос одному студенту и выделить время на его выступление,
-попросить других студентов зафиксировать неточности ответа, а затем дать им возможность дополнить или исправить ошибки отвечающего,
-резюмировать ответ на вопрос, сделать замечания по ответу при необходимости.
При подготовке доклада, презентации, реферата студент должен следовать определенной структуре выступления: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным, аргументированным. Свои мысли и выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Индивидуальный опрос позволяет глубоко рассмотреть отдельные аспекты темы, развить активность и самостоятельность обучающихся, помогает основательно оценить уровень овладения материалом, логичность изложения, точность языка. Однако данная форма опроса ограничена по времени и используется для контроля знаний отдельных студентов.
4. Группой опрос – это устная форма опроса, предполагающая работу всех студентов (круглый стол, коллоквиум, игра, конференция) в режиме онлайн. Преподаватель может дать одно задание для всех обучающихся или разделить вопросы по группам.
Для эффективного группового опроса в дистанционном обучении необходимо:
-дать четкую инструкцию работы,
-организовать коммуникацию студентов в группе,
-задавать лаконичные и ясные вопросы, учитывающие совместный поиск решения,
-ограничивать время на обсуждение ответов в группе,
-привлекать к ответам на вопросы разных студентов,
-подвести итоги групповой работы.
Групповой вопрос позволяет включить в работу всех студентов, поддерживает их внимание, развивает навыки взаимодействия, принятия коллективных решений. Однако с помощью него сложно дать объективную оценку по усвоенному материалу отдельного студента и основательно проверить изученную тему. Данная форма фрагментарно проверяет знания обучающихся и не дает возможности выступить всем участникам группы.
5. Комбинированный опрос – форма опроса, при котором задания одновременно даются нескольким студентам, например, один отвечает устно, другой выполняет задание письменно в режиме онлайн.
При комбинированном опросе необходимо:
-четко формулировать задания,
-одновременно контролировать выполнение заданий несколькими студентами,
-отслеживать четкость и лаконичность ответа студентов,
-учитывать последовательность раскрытия отдельных аспектов темы или всей темы,
-быстро ориентироваться в переходе от одной формы опроса к другой,
-резюмировать работу отвечающих студентов.
Комбинированный опрос позволяет опросить от 5 до 10 студентов, проверить знания по нескольким аспектам темы или по всей теме, развивает у обучающихся способность последовательного изложения материала, быстрого реагирования на применяемые формы контроля.
Однако при комбинированном опросе теряется внимание всей группы. При этом недостаточно времени уделяется разбору ошибок, тема рассматривается поверхностно; студенты, выполняющие письменное задание, не могут полностью сосредоточиться на задании во время устного ответа других обучающихся.
6. Обобщающий опрос – это устный опрос, который помогает проверить конечные результаты освоения материала по разделу(ам) в режиме онлайн или офлайн.
Если текущий опрос выявляет проблемные места по темам, то обобщающий опрос позволяет проверить проделанную работу над ошибками, подвести итоги и сделать основные выводы по разделу(ам).
Для проведения обобщающего опроса в дистанционном обучении необходимо:
-четко задавать вопросы, делая акцент на ключевых моментах изученного материала;
-соблюдать последовательность и логичность в задавании вопросов,
-акцентировать внимание студентов при ответе только на ключевых моментах,
-ограничивать время выступления и не допускать детального рассмотрения какого-либо вопроса,
-задавать контрольные вопросы, позволяющие объективно оценивать знания обучающихся,
-подводить итоги по выступлениям студентов.
Обобщающий опрос объединяет основные элементы раздела, вырабатывает представление по всему пройденному материалу, формирует способность структурного и последовательного изложение знаний, умения концентрировать внимание на главном. Однако данная форма дает лишь основное понимание вопроса, не позволяя рассмотреть его глубоко. С помощью нее можно проверить несколько учеников и только по ключевым аспектам раздела.
Для успешной подготовки студентов к контрольным мероприятиям преподавателю следует предоставлять обучающимся ссылки на учебную литературу, электронные тексты, презентации, а также темы и задания для самостоятельного изучения. В список литературы необходимо включить не только основные и дополнительные источники, но и Интернет-ресурсы, электронные версии печатных изданий, электронную библиотеку.
Интернет-ресурсы – это электронные учебники, статьи, первоисточники, которые студент может найти по ссылке в Интернете.
Электронные версии печатных изданий – это электронные учебники или иная литература, с которой студент может познакомиться через электронный файл. Его студент может найти по ссылке в Интернете или получить от преподавателя через электронные способы связи и общения.
Электронная библиотека – это банк электронной литературы. С ней можно познакомиться на соответствующем сайте, выбрать здесь необходимый источник и изучить его в режиме онлайн.
Важным этапом дистанционного обучения является подведение итогов работы студентов. Для этого преподавателем должны быть разработаны критерии и шкала оценивания в зависимости от поставленных целей и задач контроля, выбранных видов и форм.
Критерии оценивания включают результаты освоения студентом знаний, умений, практического опыта по изучаемому материалу и формулируются в словесной форме. Шкала оценивания прописывается в балловом эквиваленте и является суммой баллов, полученных студентом за выполненные задания.
Если формой промежуточной аттестации не предусмотрена оценка, то выставляется «зачтено» или «не зачтено».
Критерии оценивания устной формы контроля
При использовании устной формы контроля во время работы на электронных платформах, с помощью видеоконференций и др. критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:
Отметка "5" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, ответ обучающийся дает самостоятельно.
Отметка "4" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены одна – две не существенные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Отметка "3" выставляется, если ответ не полный, несвязный; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах преподавателя.
Отметка "2" выставляется, если при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.
Критерии оценивания письменной формы контроля
При использовании письменной формы контроля во время работы в социальных сетях, чатах, по электронной почте и др. необходимо обращаться как к критериям оценивания, так и шкале оценки. Критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:
Отметка «5» на письменном опросе выставляется, если студент набирает 9-10 баллов из 10 и демонстрирует уверенное знание основных понятий, умеет проанализировать проблемы по изучаемой теме, логично и структурированно выстраивает ответ, высказывает и обосновывает свое мнение.
Отметка «4» выставляется, если студент набирает 7-8 баллов из 10 и демонстрирует уверенное знание основных понятий, умеет проанализировать проблемы по изучаемой теме, но допускает незначительные ошибки, не всегда логично, неуверенно высказывает и обосновывает свое мнение.
Отметка «3» выставляется, если студент набирает 5-6 баллов из 10 и не демонстрирует знание основных понятий, не умеет проанализировать основные проблемы по изучаемой теме, отвечает нелогично и не может обосновать свое мнение.
Отметка «2» выставляется, если студент набирает менее 4 баллов из 10 и не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет логично отвечать на вопросы, высказать и обосновать собственное мнение.
Шкала оценивания
Оценка | Число балов, необходимое для получения оценки | Отметка о сдачи промежуточной аттестации |
«5» отлично | 9-10 балла (90% и более) | + |
«4» хорошо | 7-8 баллов (88-77%) | + |
«3» удовлетворительно | 5-6 баллов (73–53%) | + |
«2» неудовлетворительно | 4 – 1 балл (менее 53%) | - |
Критерии оценивания без бально-рейтинговой системы
При сдаче студентом зачета оценка не выставляется. Преподаватель отмечает только степень усвоения студентом материала.
Зачтено выставляется, если обучающийся знает предмет, умеет использовать полученные знания и умения для объяснения поставленных вопросов. При этом он может допускать ошибки, но непринципиального характера. «Зачтено» соответствует количеству баллов, набранных на оценку «3» – «5».
Не зачтено – выставляется, если студент слабо ориентируется в материале или совсем не владеет им, не может применить знания и умения при решении поставленных задач, допускает большое количество ошибок и искажает теоретические или практические данные. «Не зачтено» соответствует количеству баллов, набранных на оценку «2».
Шкала оценивания
Оценка | Число балов, необходимое для получения оценки | Отметка о сдачи промежуточной аттестации |
Зачтено | 9-10 балла (90% и более) | + |
Зачтено | 7-8 баллов (88-77%) | + |
Зачтено | 5-6 баллов (73–53%) | + |
не зачтено | 4 – 1 балл (менее 53%) | - |
Например,
Критерии оценивания по промежуточной аттестации ОГСЭ.01 Основы философии
Номер задания | Критерии оценивания | Количество баллов за задание | Максимальное количетсов баллов |
Задания с 1 по 30 | Студент демонстрирует уверенное знание основных понятий философии, философских направлений, ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, понимает социальные и этические проблемы | 1 | 30 |
Студент допускает незначительные ошибки, умеет анализировать философские проблемы, но не раскрывает их актуальность в современном мире, неуверенно высказывает и обосновывает свое мнение. | 0,8 | ||
Студент не демонстрирует знание основных категорий философии, показывает несвязанные знания основных философских учений, не умеет проанализировать философские проблемы и рассмотреть их актуальность, высказывает и обосновывает свое мнение нелогично. | 0,5 | ||
Студент не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет высказать и обосновать собственное мнение. | 0 |
Шкала оценки выполнения работ
Оценка | Число балов, необходимое для получения оценки | Отметка о сдачи дифференцированного зачета |
«5» отлично | 27-30 балла (90% и более) | + |
«4» хорошо | 22-26 баллов (71-89%) | + |
«3» удовлетворительно | 13-21 баллов (50- 70%) | + |
«2» неудовлетворительно | менее 12 баллов (менее 50%) | - |
Таким образом, применяя различные формы, методы и технологии контроля в дистанционном обучении следует учитывать значительную долю самостоятельной работы обучающихся. Преподаватель оценивает их работу, учитывая уровень освоения материала в качестве наблюдателя. Использование электронных технологий, с одной стороны, упрощает педагогическую работу. «Специально созданные компьютерные тестовые программы позволяют сделать контроль максимально технологичным, разгрузить преподавателей и реализовать идеи самоконтроля в условиях массового обучения» [3]. С другой стороны, дистанционный контроль требует от преподавателя больших усилий по мотивации студентов, компенсации отсутствия личностного контакта и применению разнообразных информационных технологий.
Ссылки на источники:
1. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/
2. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М.: РАО, 1999. С. 27-29.
3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: Логос, 2002. С. 27.