Программа по биологии 9 класс
Робочая программа по биологии для 9 класса школа 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biologiya_9_klass.docx | 87.67 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
III уровень общего образования
6-9 классы
Количество часов 340
Составитель:
Учитель высшей категории Ярославцева Г.И.
- Пояснительная записка.
- Адаптированная рабочая программа по биологии для VI-IХ классов создана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
- Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. (Сборник № 1), допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва. ВЛАДОС. 2000г. под ред. В.В. Воронковой.
- Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
- Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
- Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2019-2020уч.г.
- Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.
- Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.
- Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.
1.2. Цель преподавания биологии:
-изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
-первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие основных мыслительных операций;
- Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
1.3. В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Биология» изучается в 6-9 классах – 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 340 часов.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения. Бактерии. Грибы» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).
В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы.
В изучении курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» обучающиеся знакомятся с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия обучающихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Изучают бактерии и знакомятся с грибами.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2019-2020 уч.г. описание места учебного предмета (биология) представлено в следующей таблице:
Класс | Количество часов (в неделю) | Количество учебных недель
| Количество часов (за год) |
6 класс | 2ч. | 34 | 68ч. |
7класс | 2ч. | 68ч. | |
8класс | 2ч. | 68ч. | |
9 класс | 2ч. | 68ч. | |
9 «а» класс | 2ч. | 68ч. |
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Личностные результаты изучения предмета «Биология»:
Личностные результаты | Достижения личностных результатов | |||
6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину | - проявление чувства гордости за свою страну; | - проявление чувства гордости за свою страну; | - проявление чувства гордости за свою страну; | - проявление чувства гордости за свою страну; |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; |
- адекватные представления о собственной внешности; | - адекватные представления о собственной внешности; | - адекватные представления о собственной внешности; | - адекватные представления о собственной внешности; | |
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; | умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; | умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; | умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; | |
| умение излагать свое мнение и аргументировать свою | умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; | умение излагать свое мнение и аргументировать свою | |
точку зрения; | точку зрения; | |||
|
|
| адекватные представления о собственном будущем | |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | умение использовать готовые алгоритмы деятельности | умение использовать готовые алгоритмы деятельности | умение использовать готовые алгоритмы деятельности | умение использовать готовые алгоритмы деятельности |
- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; | |
- умение самостоятельно выполнять задания, поручения; | - умение самостоятельно выполнять задания, поручения; | - умение самостоятельно выполнять задания, поручения; | - умение самостоятельно выполнять задания, поручения; | |
|
| получения информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач; | получения информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач; | |
|
|
|
| умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными |
знаниями | ||||
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | владение навыками уборки помещений, | владение навыками уборки помещений, | владение навыками уборки помещений, | владение навыками уборки помещений, |
умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; | умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; | умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; | умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; | |
умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для решения различных видов задач; | осознанность действий на основе разных видов инструкций для решения практических задач; | осознанность действий на основе разных видов инструкций для решения практических задач; | осознанность действий на основе разных видов инструкций для решения практических задач; | |
| умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для решения различных видов задач; | умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для решения различных видов задач; | умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для решения различных видов задач; | |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с | - способность обращаться за помощью | - способность обращаться за помощью | - способность обращаться за помощью | - способность обращаться за помощью |
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | |
- способность инициировать и | - способность инициировать и | - способность инициировать и | - способность инициировать и | |
использованием информационных технологий | поддерживать коммуникацию со сверстниками | поддерживать коммуникацию со сверстниками | поддерживать коммуникацию со сверстниками | поддерживать коммуникацию со сверстниками |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | |
| способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации | способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации | способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации | |
|
|
| - способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации | |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.; | знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.; | знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.; | знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.; |
осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др. | осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др. | осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др. | осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др. | |
| способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью | способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью | способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью | |
|
| адекватность реакций на исполнение социальных ролей другими участниками ситуаций | адекватность реакций на исполнение социальных ролей другими участниками ситуаций | |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); | адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т.д.); | адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); | адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); |
бережное отношение к школьному имуществу, учебникам | бережное отношение к школьному имуществу, учебникам | бережное отношение к школьному имуществу, учебникам | бережное отношение к школьному имуществу, учебникам | |
адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | |
стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя | стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя | стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя | стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя | |
проявление заинтересованности | проявление заинтересованности | проявление заинтересованности | проявление заинтересованности | |
посещением школы, обучением, уроками | посещением школы, обучением, уроками | посещением школы, обучением, уроками | посещением школы, обучением, уроками | |
успешное выполнение учебных заданий; | успешное выполнение учебных заданий; | успешное выполнение учебных заданий; | успешное выполнение учебных заданий; | |
Развитие навыков сотрудничеств а с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками | - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, | - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, | - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, |
- умение обращаться за помощью и принимать помощь; | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; | |
проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия | проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия | проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия | проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия | |
умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию; | умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию; | умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию; | умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию; | |
умение изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях | умение изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях | умение изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях | владение алгоритмами поведения в разных социальных ситуациях. | |
|
|
| умение изменять свое поведение в | |
соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях | ||||
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | стремление к опрятному внешнему виду | стремление к опрятному внешнему виду | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе |
наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом | наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом; | умение соотносить собственные поступки и поступки других людей с принятыми этическими нормами | умение соотносить собственные поступки и поступки других людей с принятыми этическими нормами | |
проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям | проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям | проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям | проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям | |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие | соблюдение правил здорового образа жизни | соблюдение правил здорового образа жизни | соблюдение правил здорового образа жизни | соблюдение правил здорового образа жизни |
проявление желания заботиться о своем | проявление желания заботиться о своем | проявление желания заботиться о своем | проявление желания заботиться о своем | |
Мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | здоровье | здоровье | здоровье | здоровье |
владение навыками безопасного и бережного поведения в природе и обществе | владение навыками безопасного и бережного поведения в природе и обществе | владение навыками безопасного и бережного поведения в природе и обществе | владение навыками безопасного и бережного поведения в природе и обществе | |
участие в общественнополезной деятельности | участие в общественнополезной деятельности | участие в общественнополезной деятельности | осознанное отношение к выбору профессии | |
|
|
| участие в общественнополезной деятельности | |
проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности | проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности | проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности | проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности | |
Формирование готовности к самостоятельной жизни |
|
| умение адекватно оценивать результаты своего труда с учетом предложенных критериев | умение адекватно оценивать результаты своего труда с учетом предложенных критериев |
умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | |
самостоятельно выполнять задания в соответствии с алгоритмом и оценивать | самостоятельно выполнять задания в соответствии с | самостоятельно выполнять задания в соответствии с алгоритмом и оценивать | самостоятельно выполнять задания в соответствии с | |
свою деятельность | алгоритмом и оценивать свою деятельность | свою деятельность | алгоритмом и оценивать свою деятельность | |
проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки | проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки | проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки | проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки |
- Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие знания и умения:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
6 класс | |
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
|
7 класс | |
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
|
8 класс | |
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
|
9 класс | |
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| Обучающиеся должны знать:
органов в организме человека;
использование их для объяснения новых ситуаций. Обучающиеся должны уметь:
|
- Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся VI-IX классов:
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия: | Познавательные учебные действия |
деятельность;
результатам их деятельности;
|
другом и т. д.);
|
|
|
5.Содержание учебного предмета.
6 класс.
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Повторение изученного материала в 5 классе на природоведении | 2 | Природа нашей Родины Неживая природа. (Использование физической карты.) Живая природа. Растения и животные экологических систем. |
2 | Введение | 2 | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. |
3 | Вода | 12 | Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Практические работы: Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Экскурсия Определение чистоты воды ближайшего водоема. |
4 | Воздух | 12 | Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Практические работы: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). |
5 | Полезные ископаемые | 17 | Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. Практическая работа: Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. |
6 | Почва | 8 | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. Практические работы: Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Экскурсия: — к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. |
7 | Повторение | 2 |
|
8 | Практические работы | 6 |
|
9 | Экскурсии | 2 | |
10 | Тестовые работы | 5 | Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. |
Итого | 68 |
7 класс.
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Повторение изученного в 6классе | 2 | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения |
2 | Введение | 2 | Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. |
Растения | |||
3 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 13 | Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корне клубень). Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения. Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). Практические работы: Органы цветкового растения. Строение цветка. Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль). Строение семени с одной семидолей (пшеница). Определение всхожести семян. |
4 | Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) | 30 | Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные растения Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). Практические работы: Перевалка и пересадка комнатных растений. Строение луковицы. Двудольные растения Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов). Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. Практические работы: Строение клубня картофеля. Выращивание рассады. Многообразие бесцветковых растений Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Охрана растительного мира. |
5 | Бактерии | 2 | Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. |
6 | Грибы | 5 | Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. Практические работы (3 ч): Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. Уборка прошлогодней листвы. Экскурсия «Весенняя работа в саду». |
7 | Повторение | 2 |
|
8 | Практические работы | 8 |
|
9 | Экскурсии | 1 | |
10 | Тестовые работы | 5 | Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. |
Итого | 68 |
8 класс.
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Повторение изученного в 7 классе | 2 | Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. |
2 | Введение | 2 | Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. |
3 | Беспозвоночные животные | 16 | Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета. Черви Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Круглые черви—паразиты человека (глиста). Аскариды — возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. Насекомые Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение/Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Демонстрация: живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям; фильмов о насекомых. Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми. |
4 | Позвоночные животные | 25 | Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах. Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата. Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах. Экскурсия в зоопарк или на птицеферму. Млекопитающие Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств. Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение. Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов. Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. Парнокопытные животные Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи — всеядные животные. Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными. Приматы Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни. |
5 | Сельскохозяйственные млекопитающие | 13 | Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. Верблюд. Особенности внешнего строения — приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Практические работы на животноводческих фермах. Экскурсии для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. Практическая работа участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов. |
6 | Повторение | 1 | Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. |
7 | Практические работы | 2 |
|
8 | Экскурсии | 2 | |
9 | Тестовые работы | 5 | Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. |
Итого | 68 |
9 класс
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
Человек | |||
1 | Повторение изученного в 8 классе | 2 | Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. |
2 | Введение | 1 | Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных). |
3 | Общий обзор организма человека | 2 | Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). |
4 | Опора тела и движение. | 11 | Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. |
5 | Кровь и кровообращение. | 8 | Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм). |
Дыхание. | 5 | Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. | |
Пищеварение. | 13 | Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. | |
Мочевыделительная система | 3 | Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний. | |
Кожа. | 3 | Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. | |
Нервная система. | 5 | Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. | |
Органы чувств. | 7 | Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. | |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 1 | Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики. | |
9 | Тестовые работы | 5 | Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. |
Итого | 66 |
9 а класс
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
Человек | |||
1 | Повторение изученного в 8 классе | 2 | Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. |
2 | Введение | 1 | Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных). |
3 | Общий обзор организма человека | 2 | Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). |
4 | Опора тела и движение. | 11 | Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. |
5 | Кровь и кровообращение. | 8 | Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм). |
Дыхание. | 5 | Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. | |
Пищеварение. | 13 | Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. | |
Мочевыделительная система | 3 | Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний. | |
Кожа. | 3 | Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. | |
Нервная система. | 5 | Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. | |
Органы чувств. | 7 | Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. | |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 1 | Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики. | |
9 | Тестовые работы | 5 | Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. |
Итого | 66 |
Материально-техническое обеспечение:
∙ Интерактивное оборудование.
∙ Классная доска.
∙ Учебники:
∙ -Биология. Учебник для 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, А.И.Никишов Москва. Просвещение.2018г.
∙ -Биология. Учебник для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, З.А.Клипинина Москва. Просвещение.2018г.
∙ -Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.И.Никишов Москва. Просвещение.2016г.
∙ -Биология. Человек. Учебник для 9 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Е.Н.Соломина Москва. Просвещение.2018г.
∙ Наглядные пособия:
∙ -демонстрационные таблицы;
∙ -демонстрационные пособия;
- -интернет ресурс.
Проверено «___»_______2019г.
И.о.зам. по УР____________С.И. Шишкалова
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Биология. Человек»
в 9а классе на 2019-2020 учебный год
1 четверть
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол. часов | Основные виды учебной деятельности | Коррекционная направленность уроков | Материально- техническое оснащение | |
устная | письменная | ||||||
Повторение-2ч. Введение-1ч. Тестовая работа-2ч. | |||||||
1 | 2.09 | Многообразие животного мира. | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Выполнение тестовой работы | Воспитание усидчивости, самостоятельности, любознательности, волевых качеств. | |
2 | 6.09 | Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. | 1 | ||||
3 | 9.09 | Диагностическая тестовая работа | 1 | Развитие устойчивого внимания | |||
4 | 13.09 | Введение. Место человека среди млекопитающих. | 1 | Учебник Таблица «Система органов» | |||
Общий обзор организма человека-2ч. | |||||||
5 | 16.09 | Строение клеток и ткани организма. | 1 | Ответы на вопросы по рисункам с использованием новых терминов | Работа в рабочей тетради: схема строения клетки, ее химический состав | Коррекция внимания на основе упражнений в сравнении | Учебник Таблица «Строение клетки» Тетрадь Цв. карандаши |
6 | 20.09 | Органы и системы органов человека. | 1 | ||||
Опора тела и движение-11ч. | |||||||
7 | 23.09 | Скелет человека. Основные части скелета. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Учебник Скелет человека |
8 | 27.09 | Состав, строение и соединение костей. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении. | Учебник |
9 | 30.09 | Череп | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря Запись названия костей мозгового и лицевого отдела. | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении | Учебник Скелет головы |
10 | 4.10 | Скелет туловища . | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря Запись названий отдела позвоночника. | Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении. | Учебник Скелет человека |
11 | 7.10 | Скелет конечностей . | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Учебник Скелет человека |
12 | 11.10 | Первая помощь при растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей . | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись правил оказания первой помощи при вывихах, переломах | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | Средства первой медицинской помощи |
13 | 14.10 | Строение и значение мышц . | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Воспитание усидчивости, самостоятельности, любознательности, волевых качеств. | Учебник Плакат «Группы мышц» |
14 | 18.10 | Основные группы мышц | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря Запись основных групп мышц | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении | Учебник Плакат «Группы мышц» |
15 | 21.10 | Работа мышц . | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря Зарисовка Строение мышцы | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Учебник Плакат «Строение мышцы» |
16 | 25.10 | Осанка и здоровье человека. Значение физ.упражнений. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни | Учебник Плакат «Осанка» «Скелет стопы» |
17 | 28.10 | Обобщение по теме: «Опора тела и движение» | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы активизировать словарь | ||
18 | 1.11 | Тестовая работа за 1-ю четверть | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Выполнение тестовой работы |
2 четверть
№п/п | Дата | Тема урока | Кол. часов | Основные виды учебной деятельности | Коррекционная направленность уроков | Материально-техническое оснащение | |
устная | письменная | ||||||
Тестовая работа-1ч. Кровь и кровообращение 8ч.
| |||||||
19 | 11.11 | Значение крови и кровообращения. | 1 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | Запись словаря, функции крови. Определение объема крови в организме | Коррекция речи, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Учебник Тетрадь |
20 | 15.11 | Состав крови. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря, зарисовывание клеток крови | Коррекция внимания. памяти на основе упражнений в запоминании | Учебник Таблица «Клетки крови» |
21 | 18.11 | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция речи, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Учебник Таблица «Круги кровообращения» |
22 | 22.11 | Сердце и его работа. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении | Учебник Таблица «Строение сердца человека» |
23 | 25.11 | Большой и малый круги кровообращения. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция и развитие связной устной речи | Учебник Таблица «Схема кровообращения человека» |
24 | 29.11 | Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря, показаний артериального давления | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении | Учебник Тонометр |
25 | 2.12 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | презентация |
26 | 6.12 | Обобщение по теме: «Кровь и кровообращение» | 1 | Ответы на вопросы | Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы активизировать словарь | Учебник таблицы | |
Дыхание 5ч. | |||||||
27 | 9.12 | Органы дыхания. Их строение и функции. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении
| Учебник Таблица «Дыхательная система» |
28 | 13.12 | Газообмен в легких и тканях. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря Зарисовка «состав воздуха» | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | презентация |
29 | 16.12 | Гигиена дыхания. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | коррекция внимания. памяти и мышления на основе упражнений в сравнении | презентация |
30 | 20.12 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция речи, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | презентация |
31 | 23.12 | Обобщение по теме: «Дыхание». | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы активизировать словарь | Учебник таблицы | |
32 | 27.12 | Тестовая работа за 2-ю четверть | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Выполнение тестовой работы |
Проверено «___»_______2019г.
И.о.зам. по УР____________С.И. Шишкалова
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Биология. Человек»
в 9а классе на 2019-2020 учебный год
3 четверть
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол. часов | Основные виды учебной деятельности | Коррекционная направленность уроков | Материально- техническое оснащение | |
устная | письменная | ||||||
Тестовая работа-1ч. Пищеварительная система -13ч. Мочевыделительная система-3ч Кожа-1ч. | |||||||
33 | 13.01 | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Учебник Таблица «Питательные вещества» |
34 | 17.01 | Питательные вещества. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации | Учебник Таблица «Питательные вещества» |
35 | 20.01 | Витамины. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении. | Учебник Таблица «Витамины» |
36 | 24.01 | Органы пищеварения. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря Запись названия костей мозгового и лицевого отдела. | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении | Учебник Таблица «Органы пищеварения» |
37 | 27.01 | Ротовая полость. Зубы. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря составление правил ухода за зубами | Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении. | Учебник Табл. «Строение зуба», «Виды зубов» |
38 | 31.01 | Изменение пищи в желудке. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Учебник Таблицы «Строение желудка» «Кишечник» |
39 | 3.02 | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Учебник Таблицы «Строение желудка» «Кишечник» |
40 | 7.02 | Гигиена питания. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря Правила гигиены питания | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | Презентация Гигиена питания |
41 | 10.02 | Уход за зубами и ротовой полости. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Воспитание усидчивости, самостоятельности, любознательности, волевых качеств. | Учебник презентация Уход за зубами и ротовой полости |
42 | 14.02 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении | Учебник |
43 | 17.02 | Предупреждение инфекционных заболеваний. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни | Учебник |
44 | 21.02 | Пищевые отравления | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Учебник Плакат «Съедобные и несъедобные грибы» |
45 | 28.02 | Обобщение по теме: «Пищеварительная система» | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы активизировать словарь | ||
Мочевыделительная система-3ч | |||||||
46 | 2.03 | Почки-органы выделения | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении | Табл. «Выделительная система» Табл. «Строение почек» |
47 | 6.03 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни | Учебник |
48 | 13.03 | Обобщение по теме: «Мочевыделительная система» | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы активизировать словарь | ||
49 | 16.03 | Тестовая работа за 3-ю четверть | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Выполнение тестовой работы | ||
Кожа-1ч. | |||||||
50 | 20.03 | Кожа. Уход за кожей. Волосы и ногти. Уход. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Воспитание усидчивости, самостоятельности, любознательности, волевых качеств.
| Учебник презентация |
4 четверть | |||||||
Тестовая работа-1ч. Кожа 2 ч. Нервная система-5ч. Органы чувств-6ч. Повторение-2 ч. | |||||||
51 | 30.03 | Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | Учебник |
52 | 3.04 | Обобщение по теме: «Кожа» | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы активизировать словарь | ||
Нервная система-5ч. | |||||||
53 | 6.04 | Головной и спинной мозг. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Составление схемы нервного импульса | Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении. | Табл. «Строение спинного мозга.» Табл. «Строение головного мозга.» |
54 | 10.04 | Нервы. Значение нервной системы. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Рисунок нейрона Запись словаря | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | Табл. «Строение нервной системы» |
55 | 13.04 | Гигиена нервной деятельности. Режим дня. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Составление своего режима дня. | Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении. | Таблица Режим дня |
56 | 17.04 | Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и алкоголя на нервную систему. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | ||
57 | 20.04 | Обобщение по теме: «Нервная система» | 1 | Повторение. Ответы на вопросы | Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы активизировать словарь | ||
Органы чувств-7ч. | |||||||
58 | 24.04 | Орган зрения. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении. | Табл. «Строение органа зрения» таблица для определения зрения |
59 | 27.04 | Гигиена зрения. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении. | Табл. «Строение органа зрения» таблица для определения зрения |
60 | 4.05 | Орган слуха. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | Табл. «Строение органа слуха» стимульный материал для определения слуха |
61 | 8.05 | Гигиена слуха. | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | Табл. «Строение органа слуха» стимульный материал для определения слуха |
62 | 15.05 | Орган обоняния и вкуса | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении | Табл. «Строение органов осязания, обоняния, вкуса» |
63 | 18.05 | Итоговая тестовая работа | 1 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. | Запись словаря | Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении | Табл. «Строение органов осязания, обоняния, вкуса» |
64-66 | 22.05 25.05 29.05 | Повторение | 3 | Повторение. Ответы на вопросы | Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы активизировать словарь |