Программа по биологии 9 класс

Ярославцева Галина Ивановна

Робочая программа по биологии для 9 класса школа 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biologiya_9_klass.docx87.67 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

«Утверждаю».

                                                                                                                                                                           Директор:_________/Л.Г. Землянская/

Приказ №_____ от «___»________2019г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по биологии

III уровень  общего образования

6-9 классы

Количество часов 340

Составитель:

Учитель высшей категории Ярославцева Г.И.

 

 

 

  1. Пояснительная записка.
  1. Адаптированная рабочая программа по биологии  для VI-IХ классов создана на основе:
  • Федерального  закона  от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
  • Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  5-9 классы. (Сборник № 1),  допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва.  ВЛАДОС.  2000г. под ред. В.В. Воронковой.
  • Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
  • Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений        Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
  • Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2019-2020уч.г.
  • Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.
  • Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.  
  • Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.

 

     1.2. Цель преподавания биологии:

-изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания биологии являются:

- сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;

   -проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

-первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

         Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания; 
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие основных мыслительных операций;
  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

1.3.  В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Биология» изучается в 6-9 классах – 2 часа в неделю.  Общий объём учебного времени составляет 340 часов. 

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Биология» состоит из  четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения. Бактерии. Грибы» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).  

В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы.

В изучении курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» обучающиеся знакомятся с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия обучающихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам.  Изучают бактерии и знакомятся с грибами.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.

В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

 3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

           В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской  области «Колушкинская специальная школа – интернат»  на 2019-2020 уч.г.  описание места учебного предмета (биология) представлено в следующей таблице:

 

Класс 

Количество часов (в неделю) 

Количество учебных недель

 

Количество часов (за год)

6 класс

2ч.

34

68ч.

7класс

2ч.

68ч.

8класс

2ч.

68ч.

9 класс

2ч.

68ч.

9 «а» класс

2ч.

68ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

 

  1. Личностные результаты изучения предмета «Биология»:  

Личностные результаты

Достижения личностных результатов 

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину

- проявление чувства гордости за свою страну;

- проявление чувства гордости за свою страну;

- проявление чувства гордости за свою страну;

- проявление чувства гордости за свою страну;

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих;

- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих;

- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих;

- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих;

- адекватные представления о собственной внешности;

- адекватные представления о собственной внешности;

- адекватные представления о собственной внешности;

- адекватные представления о собственной внешности;

умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;

умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;

умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;

умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;

 

умение излагать свое мнение и

аргументировать свою

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

умение излагать свое мнение и

аргументировать свою

точку зрения;

точку зрения;

 

 

 

адекватные представления о собственном будущем

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

умение использовать готовые алгоритмы деятельности

умение использовать готовые алгоритмы деятельности

умение использовать готовые алгоритмы деятельности

умение использовать готовые алгоритмы деятельности

- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

- умение самостоятельно выполнять задания, поручения;

- умение самостоятельно выполнять задания, поручения;

- умение самостоятельно выполнять задания, поручения;

- умение самостоятельно выполнять задания, поручения;

 

 

получения информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач;

получения информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач;

 

 

 

 

умение пользоваться в жизни и

деятельности межпредметными

знаниями

Овладение социально- бытовыми

умениями,

используемыми в повседневной жизни

владение навыками уборки помещений,

владение навыками уборки помещений,

владение навыками уборки помещений,

владение навыками уборки помещений,

умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для решения различных видов задач;

осознанность действий на основе разных видов инструкций для решения практических задач;

осознанность действий на основе разных видов инструкций для решения практических задач;

осознанность действий на основе разных видов инструкций для решения

практических задач;

 

умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для решения различных видов задач;

умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для решения различных видов задач;

умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для решения различных видов задач;

Владение навыками коммуникации и

принятыми нормами социального

взаимодействия (т.е. самой формой

поведения, его социальным

рисунком), в том числе с

- способность обращаться за помощью

- способность обращаться за помощью

- способность обращаться за помощью

- способность обращаться за помощью

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

- способность инициировать и

- способность инициировать и

- способность инициировать и

- способность инициировать и

использованием

информационных технологий

поддерживать коммуникацию со сверстниками

поддерживать коммуникацию со сверстниками

поддерживать коммуникацию со сверстниками

поддерживать коммуникацию со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

 

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

 

 

 

- способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

Способность к осмыслению

социального

окружения, своего места в нем,

принятие

соответствующих

возрасту ценностей и социальных ролей

 знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.;

 знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.;

знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.;

знание некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.;

осознание себя в разных социальных ролях: члена

семьи, друга, одноклассника и др.

осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др.

осознание себя в разных социальных ролях: члена

семьи, друга, одноклассника и др.

осознание себя в разных социальных ролях: члена семьи, друга, одноклассника и др.

 

способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью

способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью

способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью

 

 

адекватность реакций на исполнение социальных ролей другими участниками ситуаций

адекватность реакций на исполнение социальных ролей другими участниками ситуаций

Принятие и освоение социальной роли обучающегося,

формирование и

развитие социально

значимых мотивов учебной деятельности

адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т.д.);

адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

бережное отношение к школьному имуществу, учебникам

бережное отношение к школьному имуществу, учебникам

бережное отношение к школьному имуществу, учебникам

бережное отношение к школьному имуществу, учебникам

адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися

адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися

адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися

адекватность учебного поведения во взаимоотношениях

с учителем, учащимися

стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя

 стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя

 стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя

 стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя

проявление заинтересованности

проявление заинтересованности

проявление заинтересованности

проявление заинтересованности

посещением школы, обучением, уроками

посещением школы, обучением, уроками

посещением школы, обучением, уроками

посещением школы, обучением, уроками

успешное выполнение учебных заданий;

успешное выполнение учебных заданий;

 успешное выполнение учебных заданий;

успешное выполнение учебных заданий;

Развитие навыков сотрудничеств а с взрослыми и

сверстниками в

разных социальных ситуациях

Уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками

- умение слушать собеседника, вступать в

диалог и поддерживать

его,

- умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

- умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия

проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия

проявление доброжелательного отношения и

сопереживания участникам взаимодействия

проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия

умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию;

умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию;

умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию;

умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию;

умение изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях

умение изменять свое поведение в

соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях

умение изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях

владение алгоритмами поведения в разных социальных ситуациях.

 

 

 

умение изменять свое поведение в

соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях

Развитие этических чувств,

доброжелательности

и эмоционально нравственной

отзывчивости, понимания и

сопереживания

чувствам других людей

стремление к опрятному внешнему виду

стремление к опрятному внешнему виду

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом

наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом;

умение соотносить собственные поступки и поступки других людей с принятыми этическими

нормами

умение соотносить собственные поступки и поступки других людей с принятыми этическими нормами

проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям

проявление отрицательного отношения к

аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям

проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям

проявление отрицательного отношения к

аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям

Формирование установки на безопасный,

здоровый образ жизни, наличие

соблюдение правил здорового образа жизни

соблюдение правил здорового образа жизни

соблюдение правил здорового образа жизни

соблюдение правил здорового образа жизни

проявление желания заботиться о своем

проявление желания заботиться о своем

проявление желания заботиться о своем

проявление желания заботиться о своем

Мотивации к

творческому труду,

работе на результат, бережному

отношению к

материальным и духовным ценностям

здоровье

здоровье

здоровье

здоровье

владение навыками безопасного и бережного поведения в природе и обществе

владение навыками безопасного и бережного поведения в природе и обществе

владение навыками безопасного и бережного поведения в природе и обществе

владение навыками безопасного и бережного поведения в природе и обществе

участие в общественнополезной деятельности

участие в общественнополезной деятельности

участие в общественнополезной деятельности

осознанное отношение к выбору профессии

 

 

 

участие в общественнополезной деятельности

проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности

проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности

проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности

проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности

Формирование готовности к

самостоятельной жизни

 

 

умение адекватно оценивать результаты своего труда с учетом предложенных критериев

умение адекватно оценивать результаты

своего труда с учетом предложенных критериев

умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

умение корректировать свою деятельность с учетом

выявленных недочетов

самостоятельно выполнять задания в соответствии с алгоритмом и оценивать

самостоятельно выполнять задания в соответствии с

самостоятельно выполнять задания в соответствии с алгоритмом и оценивать

самостоятельно выполнять задания в соответствии с

свою деятельность

алгоритмом и оценивать свою деятельность

свою деятельность

алгоритмом и оценивать свою деятельность

проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки

проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки

проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки

проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки

 

  1. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие знания и умения:

Минимальный уровень 

Достаточный уровень

6 класс

Обучающиеся должны знать:

  • признаки различия песка и глины;
  • свойства воды и воздуха;
  • некоторые полезные ископаемые.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать твердые тела, жидкости и газ;
  • выполнять с помощью учителя практических работ, предусмотренных программой;
  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Обучающиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
  • характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
  • расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
  • текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся должны уметь:

  •  обращаться с простым лабораторным оборудованием;
  •  определять температуру воды и воздуха;
  •  проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

7 класс

Обучающиеся должны знать:

  • названия органов цветкового растения;
  • названия некоторых бактерий, грибов;
  • строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
  • разницу ядовитых и съедобных грибов.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть органы цветкового растения;
  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян;
  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
  • различать грибы и растения.

Обучающиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
  • строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
  • различать грибы и растения.

8 класс

Обучающиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;
  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,  которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за некоторыми домашними сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
  •  кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  •  проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

Обучающиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;
  •  признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  •  общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
  •  места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
  • значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
  •  кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  •  устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
  •  проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

9 класс

Обучающиеся должны знать:

  • представления об организме человека; 
  • описание особенностей состояния своего организма;  
  • правила здорового образа жизни в объеме программы;
  • названия специализации врачей.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи);
  • выполнять         совместно         с         учителем         практические работы, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны знать:

  •  названия, строение и расположение основных органов организма человека;
  • осознание основных взаимосвязей между органами и системами органов у человека;
  • название элементарных функций и расположения основных

органов в организме человека;

  • способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);  
  • правила здорового образа жизни и безопасного поведения,

использование их для объяснения новых ситуаций.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять практические работы самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах); владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. 

 

  1. Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся VI-IX классов: 

Личностные учебные действия 

Коммуникативные учебные действия 

Регулятивные учебные действия: 

Познавательные учебные действия

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; 
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; 
  • активно включаться в общеполезную социальную

деятельность;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и

результатам их деятельности;  

 

  • самостоятельно организовывать         учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться         друг         с

другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
  • уметь принимать точку зрения другого.
  • уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.
  • уметь слушать других и уважительно относиться к мнению других.

 

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

 

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.
  • передать содержание в сжатом или развернутом виде.
  • строить предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи.
  • уметь осуществлять анализ объектов, делать выводы «если …то…».

5.Содержание учебного предмета.

6 класс.

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы        

Кол-во часов

Характеристика  основных содержательных линий

1

Повторение изученного материала в 5 классе на природоведении

2

Природа нашей Родины

Неживая природа. (Использование физической карты.)

Живая природа.

Растения и животные экологических систем.

2

Введение

2

 Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

3

Вода

12

Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.

Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.

Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Практические работы:

Определение текучести воды.

Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Экскурсия

Определение чистоты воды ближайшего водоема.

4

Воздух

12

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

5

Полезные ископаемые

17

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

6

Почва

8

 Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.

Виды почв.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Практические работы:

Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия:

— к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

7

Повторение

2

 

8

Практические работы

6

 

9

Экскурсии

2

10

Тестовые работы

5

 Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Итого

68

 

 

 

 7 класс.

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы        

Кол-во часов

Характеристика  основных содержательных линий

1

Повторение изученного в 6классе

2

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения

2

Введение

2

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

Растения

3

Общее знакомство с цветковыми растениями

13

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корне клубень).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Практические работы:

Органы цветкового растения.

Строение цветка.

Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль).

Строение семени с одной семидолей (пшеница).

Определение всхожести семян.

4

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)

30

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

Строение клубня картофеля.

Выращивание рассады.

Многообразие бесцветковых растений

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растительного мира.

5

 Бактерии

2

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

6

Грибы

5

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практические работы (3 ч):

Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия  «Весенняя работа в саду».

7

Повторение

2

 

8

Практические работы

8

 

9

Экскурсии

1

10

Тестовые работы

5

 Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Итого

68

 

 

 

  8 класс.

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы        

Кол-во часов

Характеристика  основных содержательных линий

1

Повторение изученного в 7 классе

2

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

2

Введение

2

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

3

Беспозвоночные животные

16

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.

Черви

Общие признаки червей.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Круглые черви—паразиты человека (глиста). Аскариды — возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение/Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация:

живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;

фильмов о насекомых.

Экскурсия:

в природу для наблюдения за насекомыми.

4

Позвоночные животные

25

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки.

Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы.

Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.

Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные

Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи — всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы

Общая характеристика.

Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид, образ жизни.

5

Сельскохозяйственные млекопитающие

13

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения — приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Практические работы на животноводческих фермах.

Экскурсии

 для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа

 участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

6

Повторение

1

 Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

7

Практические работы

2

 

8

Экскурсии

2

9

Тестовые работы

5

 Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Итого

68

 

 

 

9 класс

 

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы        

Кол-во часов

Характеристика  основных содержательных линий

Человек

1

Повторение изученного в 8 классе

2

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

2

Введение

1

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

3

Общий обзор организма человека

2

Общее знакомство с организмом человека.

Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

4

Опора тела и движение.

11

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

5

Кровь и кровообращение.

8

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).

Дыхание.

5

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Пищеварение.

13

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Мочевыделительная система

3

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа.

3

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система.

5

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств.

7

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

1

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

9

Тестовые работы

5

 Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Итого

66

 9 а класс

 

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы        

Кол-во часов

Характеристика  основных содержательных линий

Человек

1

Повторение изученного в 8 классе

2

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

2

Введение

1

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

3

Общий обзор организма человека

2

Общее знакомство с организмом человека.

Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

4

Опора тела и движение.

11

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

5

Кровь и кровообращение.

8

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).

Дыхание.

5

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Пищеварение.

13

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Мочевыделительная система

3

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа.

3

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система.

5

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств.

7

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

1

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

9

Тестовые работы

5

 Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Итого

66

 Материально-техническое обеспечение:
 Интерактивное оборудование.
 Классная доска.

 Учебники:
 -Биология. Учебник для 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, А.И.Никишов Москва. Просвещение.2018г.
 -Биология. Учебник для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, З.А.Клипинина Москва. Просвещение.2018г.

 -Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.И.Никишов Москва. Просвещение.2016г.

 -Биология. Человек. Учебник для 9 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Е.Н.Соломина Москва. Просвещение.2018г.

 Наглядные пособия:
 -демонстрационные таблицы;
 -демонстрационные пособия;

  • -интернет ресурс.

Согласовано.

Протокол заседания МС

от«___» ___________20__ года № _____                                    

Руководитель МС

__________   ________________________

     (Подпись)                    (Ф.И.О.)

Согласовано.                                                     

И.о. заместитель директора по УР

___________   ________________________

     (Подпись)                    (Ф.И.О.)

 «___» ___________20__ года

 Проверено «___»_______2019г.
И.о.зам. по УР____________С.И. Шишкалова
 

 

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Биология. Человек»

 в 9а классе на 2019-2020 учебный год

1 четверть

п/п

Дата

Тема урока

Кол. часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционная

направленность уроков

Материально- техническое оснащение

устная

письменная

Повторение-2ч.

Введение-1ч.

Тестовая работа-2ч.

1

2.09

Многообразие животного мира.

1

Повторение. Ответы на вопросы

Выполнение тестовой работы

Воспитание усидчивости,

самостоятельности,

любознательности, волевых

качеств.

2

6.09

Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.

1

3

9.09

Диагностическая тестовая работа

1

Развитие устойчивого внимания

4

13.09

Введение. Место человека среди млекопитающих.

1

Учебник

Таблица «Система органов»

Общий обзор организма человека-2ч.

5

16.09

Строение клеток и ткани организма.

1

Ответы на вопросы по рисункам с

использованием новых терминов

Работа в рабочей тетради: схема строения клетки, ее химический состав  

Коррекция внимания на основе упражнений в сравнении

Учебник

Таблица «Строение клетки»

Тетрадь

Цв. карандаши

6

20.09

Органы и системы органов человека.

1

Опора тела и движение-11ч.

7

23.09

Скелет человека. Основные части скелета.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Учебник

Скелет человека

8

27.09

Состав, строение и соединение костей.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении.

Учебник

9

30.09

Череп

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Запись названия костей мозгового и лицевого отдела.

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

Учебник

Скелет головы

10

4.10

Скелет туловища .

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Запись названий отдела позвоночника.

Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении.

Учебник

Скелет человека

11

7.10

Скелет конечностей .

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Учебник

Скелет человека

12

11.10

Первая помощь при растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей .

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись правил оказания первой помощи при вывихах, переломах

Коррекция и развитие мыслительной деятельности

Средства первой медицинской помощи

13

14.10

Строение и значение мышц .

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Воспитание усидчивости,

самостоятельности,

любознательности, волевых

качеств.

Учебник

Плакат «Группы мышц»

14

18.10

Основные группы мышц

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Запись основных групп мышц

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

Учебник

Плакат «Группы мышц»

15

21.10

Работа мышц .

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Зарисовка

Строение мышцы

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Учебник

Плакат «Строение мышцы»

16

25.10

Осанка и здоровье человека. Значение физ.упражнений.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни

Учебник

Плакат «Осанка»

«Скелет стопы»

17

28.10

Обобщение по  теме: «Опора тела и движение»

1

Повторение. Ответы на вопросы

Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы

 активизировать словарь

18

1.11

Тестовая работа за 1-ю четверть

1

Повторение. Ответы на вопросы

Выполнение тестовой работы

2 четверть

№п/п

Дата

Тема урока

Кол. часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционная направленность уроков

Материально-техническое оснащение

устная

письменная

Тестовая работа-1ч.

Кровь и кровообращение 8ч.

 

19

 11.11

Значение крови и кровообращения.

  1

 Слушание объяснений учителя.

Самостоятельная работа с учебником.

 Запись словаря, функции крови.

Определение объема крови в организме

 Коррекция речи, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

 Учебник

Тетрадь

20

15.11

Состав крови.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря, зарисовывание клеток крови

Коррекция внимания. памяти на основе упражнений в запоминании

Учебник

Таблица «Клетки крови»

21

18.11

Органы  кровообращения. Сосуды.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

 Коррекция речи, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Учебник

Таблица «Круги кровообращения»

22

22.11

Сердце и его работа.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция  мышления на основе упражнений в сравнении

Учебник

Таблица «Строение сердца человека»

23

25.11

Большой и малый круги кровообращения.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция и развитие связной устной речи

Учебник

Таблица «Схема кровообращения человека»

24

29.11

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря, показаний артериального давления

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

Учебник

Тонометр

25

2.12

Первая помощь при кровотечениях.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

 Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

презентация

26

6.12

Обобщение по теме:

 «Кровь и кровообращение»

1

Ответы на вопросы

Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы

 активизировать словарь

Учебник

таблицы

Дыхание 5ч.

27

9.12

Органы дыхания.

Их строение и функции.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

 

Учебник

Таблица «Дыхательная система»

28

13.12

Газообмен в легких и тканях.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Зарисовка «состав воздуха»

 Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

презентация

29

16.12

Гигиена дыхания.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

коррекция внимания. памяти и мышления на основе упражнений в сравнении

презентация

30

20.12

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

 Коррекция речи, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

презентация

31

23.12

Обобщение по теме: «Дыхание».

1

Повторение. Ответы на вопросы

Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы

 активизировать словарь

Учебник

таблицы

32

27.12

Тестовая работа за 2-ю четверть

1

Повторение. Ответы на вопросы

Выполнение тестовой работы

 

 

 Проверено «___»_______2019г.
И.о.зам. по УР____________С.И. Шишкалова
 

 

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Биология. Человек»

 в 9а классе на 2019-2020 учебный год

3 четверть

п/п

Дата

Тема урока

Кол. часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционная

направленность уроков

Материально- техническое оснащение

устная

письменная

Тестовая работа-1ч.

Пищеварительная система -13ч.

Мочевыделительная система-3ч

Кожа-1ч.

33

13.01

Значение питания. Пищевые продукты.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Учебник

Таблица «Питательные вещества»

34

17.01

Питательные вещества.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Учебник

Таблица «Питательные вещества»

35

20.01

Витамины.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении.

Учебник

Таблица «Витамины»

36

24.01

Органы пищеварения.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Запись названия костей мозгового и лицевого отдела.

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

Учебник

Таблица

«Органы пищеварения»

37

27.01

Ротовая полость. Зубы.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

составление правил ухода за зубами

Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении.

Учебник

Табл. «Строение зуба», «Виды зубов»

38

31.01

Изменение пищи в желудке.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Учебник

Таблицы

«Строение желудка»

«Кишечник»

39

3.02

Изменение пищи в  кишечнике. Печень.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Учебник

Таблицы

«Строение желудка»

«Кишечник»

40

7.02

Гигиена питания.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Правила гигиены питания

Коррекция и развитие мыслительной деятельности

Презентация

Гигиена питания

41

10.02

Уход за зубами и ротовой полости.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Воспитание усидчивости,

самостоятельности,

любознательности, волевых

качеств.

Учебник

презентация

Уход за зубами и ротовой полости

42

14.02

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

Учебник

43

17.02

Предупреждение инфекционных заболеваний.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни

Учебник

44

21.02

Пищевые отравления

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Учебник

Плакат «Съедобные и несъедобные грибы»

45

28.02

Обобщение по  теме: «Пищеварительная система»

1

Повторение. Ответы на вопросы

Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы

 активизировать словарь

Мочевыделительная система-3ч

46

2.03

Почки-органы выделения

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Запись словаря

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

Табл. «Выделительная система»

Табл. «Строение почек»

47

6.03

Предупреждение почечных заболеваний.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни        

Учебник

48

13.03

Обобщение по  теме: «Мочевыделительная  система»

1

Повторение. Ответы на вопросы

Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы

 активизировать словарь

49

16.03

Тестовая работа за 3-ю четверть

1

Повторение. Ответы на вопросы

Выполнение тестовой работы

Кожа-1ч.

50

20.03

Кожа. Уход за кожей. Волосы и ногти. Уход.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Воспитание усидчивости,

самостоятельности,

любознательности, волевых

качеств.

        

        

Учебник

презентация

4 четверть

Тестовая работа-1ч.

Кожа 2 ч.

Нервная система-5ч.

Органы чувств-6ч.

Повторение-2 ч.

51

30.03

Первая помощь при перегревании,

ожогах, обморожении.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Коррекция и развитие мыслительной деятельности

Учебник

52

3.04

Обобщение по  теме: «Кожа»

1

Повторение. Ответы на вопросы

Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы

 активизировать словарь

Нервная система-5ч.

53

6.04

Головной и спинной мозг.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Составление

схемы нервного импульса

Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении.

Табл. «Строение спинного мозга.»

Табл. «Строение головного мозга.»

54

10.04

Нервы. Значение нервной системы.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Рисунок нейрона

Запись словаря

Коррекция и развитие мыслительной деятельности

Табл. «Строение нервной системы»

55

13.04

Гигиена нервной деятельности. Режим дня.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Составление своего режима дня.

Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении.

Таблица

Режим дня

56

17.04

Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и алкоголя на нервную систему.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Коррекция и развитие мыслительной деятельности

57

20.04

Обобщение по  теме: «Нервная система»

1

Повторение. Ответы на вопросы

Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы

 активизировать словарь

Органы чувств-7ч.

58

24.04

Орган зрения.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении.

Табл. «Строение органа зрения»

таблица для определения зрения

59

27.04

Гигиена зрения.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении.

Табл. «Строение органа зрения»

таблица для определения зрения

60

4.05

Орган слуха.  

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Коррекция и развитие мыслительной деятельности

Табл. «Строение органа слуха»

стимульный материал для определения слуха

61

8.05

Гигиена слуха.

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Коррекция и развитие мыслительной деятельности

Табл. «Строение органа слуха»

стимульный материал для определения слуха

62

15.05

Орган обоняния и вкуса

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

Табл. «Строение органов осязания, обоняния, вкуса»

63

18.05

Итоговая тестовая работа

1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.        

Запись словаря

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в узнавании и различении

Табл. «Строение органов осязания, обоняния, вкуса»

64-66

22.05

25.05

29.05

Повторение

3

Повторение. Ответы на вопросы

Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы

 активизировать словарь