Технология гарантированного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_garantirovannogo_obucheniya.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология гарантированного обучения есть технология проектирования педагогических объектов Технология гарантированного обучения представляет собой модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся по проектированию и осуществлению учебного процесса.
Технология гарантированного обучения Автор: Монахов Вадим Макариевич - прекрасный педагог, крупный организатор педагогической науки, незаурядная личность. Монахов В.М. родился в Москве 15 марта 1936 года. Вся его трудовая деятельность связана с научно-педагогической и научно-организационной работой . В 1963 г. Вадим Макариевич защитил кандидатскую диссертацию на тему “Методика преподавания программирования и математических основ ЭВМ”. Одним из первых в стране он создал курс “Основы программирования” и вел уроки программирования в московских школах. Монахов В.М.
Из биографии монахова в.м. В 1978 г. ему было присвоено ученое звание профессора по специальности “Методика преподавания математики”. С 1993 г. научная и преподавательская деятельность В.М. Монахова связана с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М.А. Шолохова. В 1986 г. Вадим Макариевич выступает с концепцией информатизации школьного образования. Фундаментальным результатом В.М. Монахова является создание информационной модели учебного процесса. В.М. Монаховым предложено 11 педагогических технологий, построенных по принципу рекурсии. Монахов В.М.
Технология гарантированного обучения Технология гарантированного обучения предложена Монаховым В.М. в середине 1990-х годов в качестве модели совместной деятельности педагога и обучающихся в средней школе. Её главная особенность, выраженная в названии, - высокая степень предсказуемости результата, его гарантированный характер. Методологическим основанием технологии выступает информационная модель учебного процесса, включающая 5 параметров: целеполагание, диагностика, коррекция, дозирование, логическая структура.
Понятие «педагогическая Технология» « П едагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». ( В.М . Монахов) Т ехнология гарантированного обучения - инструмент проектирования пед . объектов. Проектируемые педагогические объекты: Методические системы с заданными свойствами; Учебный процесс, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций; Структура и содержание учебника; Процесс модернизации образования; Профессиональный стандарт педагога; Профессиональная деятельность учителя математики.
Сущность технологии гарантированного обучения В соответствии с информационной моделью обучения, проектирование гарантированного обучения осуществляется в несколько этапов: целеполагание диагностика внеаудиторная самостоятельная работа, логическая структура проекта (учебного процесса) коррекция. Результатом проектирования выступает технологическая карта. Основным объектом проектирования выступает учебная тема, но не в традиционном, а канонизированном понимании, т.е. объединяющая от 6-8 до 22-24 уроков.
Целеполагание Этап целеполагания – предусматривает выделение микроцелей (не более 5) изучаемой темы на основе требований ФГОС и рабочей программы учебной дисциплины. Микроцель отражает традиционную систему требований к знаниям и умениям обучающихся (иметь представление, понимать, знать, уметь, сформировать навыки и т.д.), должна быть понятной для любого обучающегося и легко диагностируемой. Д анный этап планирования следует рассматривать как этап формирования общекультурных и профессиональных компетенций на материале конкретной темы.
Диагностика На этапе диагностики в письменном виде устанавливается факт достижения ( недостижения ) конкретной микроцели . Стандартный вариант диагностики включает в себя четыре задания, дифференцированных по уровню сложности. Первые два задания соответствуют уровню Госстандарта и оцениваются оценкой «удовлетворительно» («зачтено»). Третье задание труднее и соответствует оценке «хорошо». Ч етвертое – сложнее третьего (оценка «отлично»). При реализации диагностики систематичность важнее объема разовой проверки. Максимальная продолжительность диагностики составляет 10 минут. С позиций компетентностного подхода в образовании правомерно говорить о пороговом, базовом и продвинутом уровне освоения компетенций.
Внеаудиторная самостоятельная работа Внеаудиторная самостоятельная работа основана на содержании микроцелей , дифференцированных соответственно трем уровням оценивания. Обучающимся заранее доводятся требования к уровню сформированности их компетенций. Плюсы: уравнивает положение учителя и ученика дает ученику определенные гарантии (преподаватель не изменит сложность заданий) о бучающиеся могут самостоятельно выбирать уровень сложности заданий (а значит, и оценку) соответственно собственным предпочтениям и ценностным установкам. В итоге не только устраняется перегрузка обучающихся, но и формируется более осознанное отношение к учебе (воспитательный элемент).
Логическая структура Логическая структура учебного процесса определяется разделением занятий на группы по количеству микроцелей . Каждой микроцели соответствует зона ближайшего развития обучающихся и необходимое время на ее освоение. По итогам каждого отрезка учебного времени выполняется самостоятельная работа.
Коррекция Коррекция как блок технологической карты рассматривается в качестве инструмента помощи обучающимся, которые не получили «удовлетворительно» по итогам диагностики. В этом блоке В.М. Монахов предлагает выделять: А) возможные затруднения обучающихся (по прогнозу преподавателя); Б) типичные ошибки обучающихся; В) комплекс методических и педагогических мер по устранению ошибок.
Преимущества и Недостатки технологии гарантированного обучения Технология гарантированного обучения возникла и первоначально развивалась как технология преподавания информатики и алгебры в средней школе. Технология гарантированного обучения потенциально применима и в системе высшего профессионального образования. В этой связи важно помнить об иерархии целей с позиций компетентностного подхода: -решение учебных задач; -решение профессиональных задач; -формирование отдельных проф. компетенций; -формирование специалиста, владеющего комплексом компетенций, определенных ФГОС ВПО Понимание указанной иерархии позволит оградить преподавателя как от переоценки возможностей технологии гарантированного обучения, так и от подмены цели образования средством его достижения.
Преимущества и Недостатки технологии гарантированного обучения Преимущества технологии гарантированного обучения: Взаимное удобство для преподавателя и обучающихся: гарантированный характер результата и предсказуемость требований соответственно Стимулирование ответственности и заинтересованности обучающихся Технология гарантированного обучения обеспечивает достижение целей ФГОС Создание комфортных условий обучения (не допускает перегрузки учащихся) Недостатки технологии гарантированного обучения: Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин имеет ограниченные возможности для формализации, т.к. оно неотделимо от ценностей и понимающе-интерпретирующих методов. Сведение использования методики к «натаскиванию» обучающихся на освоение ограниченного круга заданий Потеря целей и ценностей изучения дисциплин.
Спасибо за внимание!